Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как принимается решение по результатам налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решение комиссии не сразу вступает в юридическую силу. Плательщику предоставляется срок для обжалования. Составляет он месяц. Оспаривание производится в апелляционном порядке. Для обжалования можно направить жалобу через структуру, которая приняла решение. Возможно частичное удовлетворение возражений налогоплательщика. Решение также может быть отменено.
Комментарий к ст. 101 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует порядок рассмотрения материалов камеральной и выездной налоговых проверок.
При этом НК РФ устанавливает четкую процедуру оформления результатов проверки и принятия решения по результатам налоговой проверки, которая включает в себя системное изложение в акте проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах; предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения по установленным в акте проверки фактам нарушения законодательства о налогах и сборах; рассмотрение руководителем налогового органа акта проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2012 N А78-9780/2011.
В Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2012 N А38-991/2011 и ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5057/2012 указано, что положения статьи 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 НК РФ возможность подобного применения не следует. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10.
Пункт 1 статьи 101 НК РФ устанавливает десятидневный срок на рассмотрение акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, представленных письменных возражений налогоплательщика по акту с возможностью продления данного срока максимум на один месяц.
В пункте 2 статьи 101 НК РФ закреплена обязанность налогового органа по извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, в том числе знакомиться со всеми материалами дела.
В письме ФНС России от 09.10.2015 N ЕД-4-2/17621 указано, что срок для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, установлен пунктом 1 статьи 101 Кодекса с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно пункту 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 рассмотрение материалов налоговой проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и принятие по ним решения применительно к пункту 1 статьи 101 НК РФ должны быть осуществлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом вручение налоговым органом налогоплательщику решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, за пределами вышеуказанного срока не приводит к нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в случае ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и обеспечения возможности представления им соответствующих возражений, а также его участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
Пункт 3 статьи 101 НК РФ закрепляет обязанности налогового органа, которые подлежат исполнению перед рассмотрением материалов налоговой проверки.
Пункт 4 данной статьи, устанавливающий конкретный перечень действий, подлежащих исполнению при рассмотрении материалов налоговой проверки, указывает на право налогоплательщика давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки и на право налогового органа принять решение о привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
Кроме того, данный пункт закрепляет важный принцип, согласно которому не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2012 N А74-4510/2011 отмечено, что из положений статьи 101 НК РФ следует, что рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также принятие решения по результатам такой проверки должно быть осуществлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. При этом НК РФ не содержит положений о принятии решения по материалам налоговой проверки налоговым органом, ее не проводившим. Кроме того, положениями НК РФ не предусмотрено прекращение налоговой проверки при снятии налогоплательщика с налогового учета во время проведения проверки.
Исходя из положений статьи 101 НК РФ суд пришел к выводу о несостоятельности доводов налогоплательщика об избыточном налоговом контроле со стороны налоговой инспекции, поскольку в данном случае проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации, представленной присоединившемся к предприятию юридическим лицом до момента снятия его с учета в налоговой инспекции.
Последствия камеральной проверки
По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.
Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.
После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.
При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.
Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.
Каков момент начала срока проведения камеральной проверки
В законодательстве не установлен порядок определения даты начала и даты завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. В акте, издаваемом только при обнаружении отклонений, указывается дата ее начала (п. 3 ст. 100 НК РФ). Она может быть позднее даты поступления документов, поскольку такая проверка осуществляется сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, без отдельного решения о ее назначении. О ее начале проверяемое лицо не уведомляется.
Начало течения отведенного ст. 88 НК РФ периода, в рамках которого должны быть выполнены все необходимые проверочные действия, отсчитывается с момента фактического поступления декларации в налоговый орган одним из установленных способов:
- по телекоммуникационным каналам связи;
- путем сдачи уполномоченному лицу;
- путем направления по почте.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
пп.1 объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
пп.2 установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
пп.3 в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
пп.4 разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
пп.5 вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных из специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. (В редакции федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ; от 08.06.2015 № 150-ФЗ; от 03.08.2018 № 302-ФЗ)
При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол. (Абзац введен — Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.
Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту налоговой проверки в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.
Дополнение к акту налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого дополнения к акту налоговой проверки считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.
При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.
(Пункт введен — Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)
Нарушение срока камеральной проверки
Даже если налоговая инспекция нарушила срок проверки, но решение по ее итогам организации предоставила, отменить его уже нельзя. Для отмены решения ИФНС должна нарушить более значимые условия проведения проверки. Например, если налоговая не дает возможность организации принимать участие в рассмотрении материалов, а также представлять пояснения по ним. Решение также может быть отменено, если, например, нарушения налоговиков привели к неверному решению в отношении проверяющей организации. Но превышение срока проверки к нарушению отнести нельзя и отмена решения из-за этого невозможна.
Важно! Налоговая инспекция может по итогу камеральной проверки вынести решение в более поздний срок, чем установлен НК РФ. Такое решение отмене не подлежит.
Но это правило не касается запросу документов, необходимых для проверки. Если налоговая после трехмесячного срока потребует предоставить какие либо подтверждающие документы, то решение налоговиков по итогам проверки можно признать незаконным.
Куда пойдут эти деньги?
Официально, то есть с точки зрения закона, ситуация такая. Из федерального бюджета деньги идут на образование, медицину, безопасность, ЖКХ, культуру, спорт, строительство дорог, цифровые технологии и господдержку. Есть национальные проекты, на которые нужны деньги: материнский капитал, ежемесячные выплаты на ребенка, ипотека по сниженной ставке, бесплатная диспансеризация или сложные операции по квотам.
Многие этими программами вообще не пользуются. Но есть люди, которые без бюджетных денег не смогут позволить себе жилье, выйти на работу, начать бизнес и даже прокормить ребенка.
Другая семья платит в бюджет 30 тысяч рублей НДС, но сможет получить 450 тысяч рублей материнского капитала, внесет их в счет ипотеки и сэкономит еще 200 тысяч рублей на процентах банку.
Неофициально, то есть между нами, должны прозвучать слова «воровство», «взятки» и «распил», но вы это все сами знаете.
Сроки проведения камеральной проверки
Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). Закон не устанавливает, что по истечении данного срока налоговый орган не вправе начинать камеральную проверку. В законе нет и положения, устанавливающего, что камеральная проверка должна быть завершена в установленный срок.
В п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, нарушение сроков камеральной проверки также не поставит под сомнение законность и обоснованность решения о привлечении к налоговой ответственности, принятого по результатам камеральной проверки.
Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:
- проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
- оценивается (визуально) правильность оформления;
- проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
- проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.
Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:
- настаивать на проведении экспертизы;
- вызывать на допрос свидетелей;
- осуществлять выемку деловых бумаг;
- привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
- осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
- проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).
Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.
В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .
Результаты камеральной налоговой проверки
Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, были ли выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями, или контролерами было обнаружено налоговое правонарушение. В установленный срок инспекторы в праве потребовать от налогоплательщика внесения исправлений для устранения выявленных ошибок и противоречий.
В случаях, когда налоговиками выявлено налоговое правонарушение, например, неуплата или неполная уплата налога вследствие занижения налоговой базы, организация заплатит штрафы, предусмотренные статьей 122 НК РФ.
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель.
Он выносит одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки
В соответствии с положениями п. 5 ст. 100 НК РФ акт камеральной налоговой проверки не позднее пяти рабочих дней с даты его составления должен быть вручен налогоплательщику. На практике довольно часто встречаются ситуации, в которых уполномоченные лица налоговых органов пропускают сроки вручения акта, но при этом суды часто не считают данное нарушение достаточным основанием для отмены спорного решения и становятся на сторону государственного органа. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, в постановлении от 01.07.2015 г. № 09АП-23354/2015 по делу № А40-66417/14 указал, что при осведомленности в проведении инспекцией камеральной налоговой проверки заявитель не предпринял мер по выяснению ее результатов.
Требование об уплате налога
На основании решения инспекция оформляет требование об уплате налога, пеней и штрафов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Если налогоплательщик в установленный требованием срок добровольно не уплатил недоимку, пени и штраф, инспекция взыщет деньги в принудительном порядке. Сделать это она может не позднее двух месяцев после окончания срока исполнения требования о добровольном погашении долга.
Обратите внимание
Eсли инспекция пропустит этот срок, то в дальнейшем она сможет действовать только через суд. На подачу иска ей отведено шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Ход камеральной проверки
Проводится камеральная проверка в несколько этапов. Длительность проверки и количество этапов напрямую зависят от корректности заполнения отчетных документов.
Первым этапом камеральной проверки можно считать регистрацию данных поданной декларации (расчета) в автоматизированной информационной системе налоговых органов. Если данные в отчете заполнены некорректно, то программа автоматически отказывает в их приеме. Ошибки, которые встречаются чаще всего:
- декларацию подписал представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует доверенность или данные о представителе;
- декларацию подписал представитель по доверенности, но в самой доверенности указано, что представитель не имеет права подписи;
- декларацию подписал руководитель компании, но его данные не совпадают со сведениями, указанными в ЕГРЮЛ;
- в налоговый орган предоставлена первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот;
- отчетность подана на устаревшем или недействительном бланке.
Далее проходит сверка контрольных соотношений. Сопоставляются данные текущего налогового (отчетного) периода с данными предыдущего отчетного периода. Также данные поданной декларации (расчета) сверяют с показателями других предоставленных налогоплательщиком в налоговую инспекцию отчетов (налоговым, страховым). При необходимости, налоговый инспектор может сверить расчеты с декларациями, сданными в ИФНС, другими налогоплательщиками (например, контрагентами).
Могут быть выявлены следующие нарушения:
- арифметические (счетные) ошибки;
- расхождения налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль;
- не совпадают данные в 6-НДФЛ и РСВ;
- нарушен порядок восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;
- не предоставлен или предоставлен не в полном объеме пакет документов на возмещение НДС из бюджета или по убыткам;
- в предоставленной отчетности занижена выручка компании или ИП;
- в расчете завышены расходы предприятия или ИП;
- по ЕНВД и ПСН не соответствуют физические показатели количества работников с данными предоставленными в 6-НДФЛ и РСВ;
- не предоставлены документы, подтверждающие право использования налоговых льгот;
- рассчитан налог на имущество, но не учтена кадастровая стоимость данного имущества.