Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль казначейства в контрактной системе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Казначейство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, который ведет расчетно-кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета. В казначейство стекаются все средства налогоплательщиков и оно является посредником между налогоплательщиками/бюджетополучателями и банками, через которые осуществляются все эти операции прихода/расхода.
По каким вопросам можно обратиться в казначейство РФ?
Во-первых, в казначейство можно идти в том случае, если у вас на руках есть решение суда о взыскании средств с бюджетной организации, которая не торопится расплачиваться. В этом случае можно обратиться с жалобой в Казначейство, описать ситуацию, предоставить подтверждающие документы.
По такому принципу можно взыскать деньги с любой бюджетной организации.
Еще чаще в Казначейство обращаются физические лица, которые совершили платежи в бюджетной сфере (налоги, штрафы, любые другие отчисления в казну) по ошибочным реквизитам. Они обращаются в ведомство за разъяснением о дальнейших действиях по розыску и возврату ошибочных платежей.
Обращение граждан регистрируется в течение 30-х дней с момента получения, а рассматривается в течение 30-ти дней. В некоторых случаях срок рассмотрения может быть увеличен.
Через обращение в казначейство можно узнать основные права, запреты и обязанности, связанные с гражданской службой.
Дата основания: | 8 декабря 1992 года |
Подчинено: | Министерство финансов Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство: | Министерство финансов Российской Федерации |
Предшественники: | Главное управление федерального казначейства Минфина России, Департамент федерального казначейства Минфина России |
Ключевые документы: | Постановление Правительства Российской Федерации № 703 от 01.12.2004 «О Федеральном казначействе» |
Федеральное казначейство внутренний контроль может осуществлять и за иными субъектами на основании заключенных соглашений, к примеру, за заказчиками регионального и местного уровня при открытии ими соответствующих счетов в ФК (ч. 7 ст. 99 44-ФЗ, ч. 6 Постановления от 12.12.2015 № 1367).
Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за следующими субъектами:
- госзаказчики, осуществляющие закупки за счет федерального бюджета;
- федеральные бюджетные и автономные учреждения — за счет бюджетных средств (согласно ч. 1, 4 ст.15 44-ФЗ);
- ФГУП с заказами на осуществление капитальных вложений.
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Структура казначейства
Управляется система за счет трех ступеней, в каждой из которых содержатся специальные органы. Первая ступень именуется центральной. Ей подчиняются все региональные инстанции. Центральный аппарат включает в себя 14 управлений:
- по бюджетному учету и отчетностям;
- административное, финансовое, юридическое и информационные управления;
- по обеспечению государственного бюджета;
- по контролю над бюджетно-финансовой сферой;
- по модернизации функциональной деятельности;
- по проведению аудиторской деятельности (внутреннего контроля) и оценивания эффективности реализуемой деятельности;
- по обеспечению режима секретности и информационной безопасности;
- по развитию бюджетных платежей;
- по систематизации и классификации существующей информации в области экономики и социального обеспечения;
- по интеграции информационных систем в области государственных финансов.
Территориальные органы системы Федерального казначейства разбросаны по 85 регионам страны. Они составляют вторую ступень структуры Казначейства. Региональные инстанции рассматриваемой системы следует рассмотреть чуть подробнее.
Кто подчиняется Казначейству?
Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.Казначейство России
Федеральное казначейство |
|
---|---|
Подчинено |
Министерство финансов Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство |
Министерство финансов Российской Федерации |
Федеральное казначейство РФ; задачи, функции.
Единая централизованная система Федерального Казначейства состоит из Главного управления Федерального Казначейства, Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов Федерального Казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербурге, городам (за исключением городов районного подразделения), районов и
Органы Казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банка, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Органы Казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю Казначейства, начальнику главного управления Федерального Казначейства, назначенному и освобожденному от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
Главное управление Федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчиняется Министру финансов РФ.
Главными задачами органов Казначейства являются:
1. Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.
2. Регулирование финансовых отношений бюджетом РФ и федеральным бюджетом, ВНФ, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств.
3. Осуществление краткосрочного прогнозирования объема государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами.
4. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, о государственных ВНФ, а также о состоянии бюджетной системы РФ.
5. Управление и обслуживание, совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками, государственным внутренним и внешним долгом РФ.
6. Разработка методологических и инструктивных материалов порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных ВНФ, подготовка проектов бюджетной классификации, ведение по учету государственной казны РФ.
Органы Казначейства имеют право:
1. Закрывать счета для зачисления и выдачи средств в Центральном банке РФ, его учреждениях, на местах иных банках и иных финансово-кредитных учреждениях.
2. Производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета РФ, а также получать необходимые объяснения справки и сведенья по вопросам, возникающим при проверке.
Полномочия и обязанности казначейства
Республиканское казначейство обладает определенным набором компетенций, которые определены высшим руководством страны. В частности, представители организации могут, и в некоторых случаях должны, осуществлять следующее:
-
доводить к сведению основных распорядителей, и, обязательно, получателей бюджета показатели лимитов, объемов финансирования и окраски консолидированного бюджета;
-
вести подробный анализ и систематизацию совершаемых кассовых операций, которые направлены на выполнение бюджета Республики;
-
открывать счета в центральном банке Казахстана, а кроме этого, других кредитных организациях, с целью ведения учета бюджетных финансов;
-
открывать и обслуживать счета основных администраторов, ведущих менеджеров и получателей бюджетных средств;
-
вести сводный реестр персональной информации всех соучредителей и лиц, распоряжающихся финансами Республиканского бюджета;
-
предоставлять в высший финансовый орган Республики все необходимые сведения и информацию, подготавливая ежеквартальную отчетность с показателями исполнения бюджета;
-
получать все нужные сведения, дающие возможность составления отчетностей и их передачи в соответствующие органы контроля;
-
распределять налоговую прибыль и сборы внутри бюджетной системы Республики, действуя согласно принятому законодательству;
-
прогнозирование, а также кассовая планировка бюджетных денег;
-
управление операциями в рамках единого счета национального бюджета;
-
осуществление кассового обслуживания;
-
обеспечения поступления наличных денежных средств из бюджетной системы по требованию и поручению законодательных органов либо компетентных получателей средств;
-
поэтапный контроль за выполнением финансовых операций, использующих бюджетные деньги со стороны главного администратора организации;
-
обобщение норм и правил использования законодательства в данной отрасли и предоставление предложений по ее улучшению;
-
выполнение функций администратора и получателя бюджетных средств, которые предусмотрены государством для полной и нормальной реализации своих полномочий;
-
обеспечение информационной защиты для информации, которая является государственной тайной.
Помимо этих обязательств, казначейство также может проводить и обеспечивать контроль над проведением тендеров.
Роль и задачи казначейства на предприятии
Не приходится ставить под сомнение тот факт, что управление денежными потоками является наиболее важным направлением деятельности для любых организаций. Особенно актуальным управление финансами предприятия становится в условиях нестабильной финансовой ситуации, характерной для последних нескольких месяцев.
Дефицит денежных средств может привести к невозможности своевременной выплаты налогов и зарплаты сотрудникам, просрочке платежей по кредитам и займам, нарушению сроков оплаты поставок по договорам, что в свою очередь приводит к начислению штрафов, пеней, неустоек, ухудшению кредитной истории, потере деловой репутации, дополнительным издержкам для устранения нежелательных последствий. Любого из этих факторов будет достаточно, чтобы не только развитие, но само существование бизнеса оказалось под угрозой, или, как минимум — владельцы имели основание задуматься о смене руководства таковым.
С другой стороны, профицит денежных средств, который в условиях кризиса многие предприятия стараются создать в качестве надёжного финансового резерва «на всякий случай», также означает определённые потери для предприятия, которые с некоторой долей условности можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо инвестиционном проекте.
Таким образом, актуальной проблемой в современных условиях является балансирование между поддержанием текущей платежеспособности и получением дополнительной прибыли от вложения денежных средств.
В условиях нестабильной финансовой ситуации также особое значение приобретает контроль движения финансовых потоков на предприятии. В связи с вошедшей в практику работы российских предприятий системой бюджетного управления, как правило, функции контроля выполнения бюджета движения денежных средств, а в некоторых организациях и составление БДДС, выделяются в структуре управления предприятием в отдельную группу, называемую казначейством.
В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть основные аспекты работы казначейства и оценить, какие формы организации такого подразделения на разных типах предприятий наиболее эффективны.
Казначей имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию методов выполняемой работы.
3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.7. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. .
Структура казначейства
Управляется система за счет трех ступеней, в каждой из которых содержатся специальные органы. Первая ступень именуется центральной. Ей подчиняются все региональные инстанции. Центральный аппарат включает в себя 14 управлений:
- по бюджетному учету и отчетностям;
- административное, финансовое, юридическое и информационные управления;
- по обеспечению государственного бюджета;
- по контролю над бюджетно-финансовой сферой;
- по модернизации функциональной деятельности;
- по проведению аудиторской деятельности (внутреннего контроля) и оценивания эффективности реализуемой деятельности;
- по обеспечению режима секретности и информационной безопасности;
- по развитию бюджетных платежей;
- по систематизации и классификации существующей информации в области экономики и социального обеспечения;
- по интеграции информационных систем в области государственных финансов.
Территориальные органы системы Федерального казначейства разбросаны по 85 регионам страны. Они составляют вторую ступень структуры Казначейства. Региональные инстанции рассматриваемой системы следует рассмотреть чуть подробнее.
Полномочия Федерального казначейства:
- распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
- осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Типичный рабочий день
Пройдя конкурс, я попала в отдел расходов. График работы самый обычный: понедельник — четверг с 9.00 до 18.00 (до 16.00 обслуживание клиентов), в пятницу работаем меньше — до 16.45.
Обеденный перерыв с 13.00 до 13.45. Вообще в должностной инструкции указано, что у меня ненормированный рабочий день, т. е. пару раз в месяц могут попросить задержаться. За это мне дают дополнительные дни отпуска.
Целый день я принимала документы от клиентов: договора, счета, акты и накладные. Клиенты казначейства — это кассиры и бухгалтера всех бюджетных организаций в городе.
Бюджетные организации — это школы, садики, больницы, силовые структуры, администрация и др. Все, что они закупают для своих нужд как организации или для оказания услуг, они приносят на регистрацию в казначейство.
Функции председателя казначейства
Рассмотрев вопрос о том, что такое казначейство, следует перейти к характеристике его председателя. Глава органа назначается на должность и снимается с нее по приказу Правительства России. Кандидатуры на должность предлагает министр финансов.
Глава Федерального казначейства несет личную ответственность за реализацию возложенных на орган полномочий. Руководитель имеет заместителей, которые назначаются на должность по его представлению, но по приказу министра финансов. Общее количество заместителей ограничивается Правительством. Нет смысла приводить точную цифру, ибо она периодически меняется.
Какими полномочиями обладает руководитель Федеральным казначейством? Вот что здесь следует выделить:
Следует отметить, что вся рассматриваемая структура представляет собой юридическое лицо. Она имеет собственную печать, штамп и бланки государственного образца.