Госдума приняла закон о резервировании земель для госнужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума приняла закон о резервировании земель для госнужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:

  • начнется процедура выкупа участка;
  • исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.

При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.

Как проводится резервирование земель

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  • подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

Допустимые сроки резервирования земли

На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года. При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года. В этом случае дополнительным условием является наличие в заявке на бронирование земли указаний от высшего органа государственной власти субъекта РФ.

В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.

По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.

Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли. В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.

Процесс резервирования

Рассматриваемая процедура урегулирована при помощи положений, отраженных в постановлении Правительства под №561. В данном акте прописаны вопросы, касающиеся реализации процесса резерва для нужд органов муниципалитета и государства. Этот документ выступает основанием для принятия решений относительно перехода выбранной местности в категорию резерва. Такие решения уполномочен принимать органы, отнесенные к исполнительной ветви властей. Они могут функционировать на уровне федерации, региона или муниципального образования. На это влияет то, где расположен объект, подлежащий включению в резерв.

Основанием для принятия постановления становятся сведения, которые включены в государственный кадастр недвижимого имущества. Не допускается проведения данной процедуры, когда у конкретного надела отсутствует кадастровая нумерация и паспорт. На начальной стадии уполномоченные органы занимаются рассмотрением проекта, на котором отражено закрепление земельного наделаю.

Основываются должностные лица на специальных актах.

Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Как проводится резервирование земель

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  • подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

Допустимые сроки резервирования земли

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции: автомагистралей федерального значения;
  • пересадочных узлов метрополитена;
  • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.

Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится

В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.

По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.

Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.

Резервирование участка на примере

В качестве примера, что может произойти, если вы решите использовать по собственному усмотрению участок из перечня госрезерва, можно привести случай из юридической практики одной компании.

С соблюдением всех законных норм органами государственной власти было зарезервировано несколько участков, находящихся на территории садового товарищества. В том районе местные власти планируют возвести перерабатывающее предприятие, предназначенное для решения проблем с утилизацией отходов. Собственники участков решили их приватизировать, но был получен отказ, так как земли находятся в госрезерве. Суд, рассмотрев иск собственников участков, признал такое решение чиновников оправданным. Юристы советуют подождать три года, а именно такой срок считается максимальным для резервирования данных участков.

На какой срок резервируется участок


В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ сроки резервирования могут различаться в зависимости от оснований процедуры:

  1. В общем случае участок бронируется на период не дольше 3 лет, если иное не определено законом.
  2. Если резервируемый участок принадлежит государству или населенному пункту, а в заявке указан высший орган исполнительной власти субъекта РФ, либо планируется организация особой экономической зоны, срок резервирования не может превышать 2 лет.
  3. До 20 лет отводится на возведение и реконструкцию:
  • федеральных автодорог;
  • метрополитена;
  • объектов, имеющих отношение к различным видам транспорта дальнего следования (воздушного, железнодорожного, морского).

Резервирование прекращается, когда земельный надел предоставлен для использования в целях, для которых он был выделен.

Что может стать основанием для госрезервирования

Поводов для начала процедуры госрезервирования много, причем сюда относятся, как непосредственно основания для самого бронирования, так и для изъятия земли в пользу муниципалитета. Землевладелец должен быть готов к тому, что его земля в любой момент может перейти в категорию госрезерва, но чаще всего это происходит, в случаях, если:

  • проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
  • только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
  • рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых объектов или преобразование энергосистемы, атомных электростанций, оборонного или военного значения, автомагистрали, объекты, связанные с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоподачи и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
  • могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.

Проводится бронирование, как правило, если участок земли является частной собственностью или в качестве владельца выступает юрлицо, но в некоторых случаях процедура необходима в случае, если участок не является собственностью частников и компаний. Резерв необходимо оставлять, если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций. Это также необходимо при организации природоохранных зон, возведении водохранилищ и оборудовании других объектов водного хозяйства, специальных объектов инфраструктуры особой экономической зоны.

Что такое резервирование земель?

Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность. Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

Понятие резервирования

Изначально нужно разобраться с тем, что такое резервирование. Это представлено процессом наложения некоторых ограничений относительно использования конкретных наделов. Причиной выступает вероятность того, что в дальнейшем участок будет использоваться для достижения целей, которые перед собой ставят государственные органы. Ограничения могут касаться не только граждан, но и организаций. Данный процесс можно относить к действительным, если соблюдались условия, касающиеся регистрации наделов в качестве гос. собственности. Производится это сотрудниками федеральной регистрационной службы.

Читайте также:  Оказание медицинской помощи пациентам в критических для жизни состояниях

Порядок резервирования нельзя не может рассматриваться наравне с обычным изъятием участка. Этот процесс допустимо понимать, как предпосылку относительно дальнейшего изъятия надела. Если говорить по-другому, то выступает резерв определенной гарантией того, что выбранный участок через какое-то время будет передан государственному или муниципальному органу.

ВНИМАНИЕ !!! Иногда данный процесс затрагивает собственность частного значения, тогда владелец может найти положительные моменты в резерве для себя. В том числе, это касается того, когда гражданину заранее было направлено уведомление о резерве.

В этом случае не нужно возводить на наделе строений капитального типа. Стоит учитывать, что при изъятии участка, никто не будет возмещать понесенные ранее расходы на проведение строительных работ. Поэтому указывают на то, что предварительный процесс резервирования помогает в определенной мере освободить человека от несения значительных материальных убытков.

Как проводится резервирование земель

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  • подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

Правовое регулирование резервирования земель

Основу регулирования резервирования земель для государственных и муниципальных нужд составляют положения Земельного Кодекса РФ.

Следующим нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 10.05.2007 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд».

Этот нормативно-правовой акт (НПА) установил единый порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, внеся в Земельный кодекс РФ отдельную правовую норму, регулирующую указанные правоотношения, привел в соответствие с ней другие нормы Земельного кодекса, а также нормы законодательных актов о правах субъектов РФ и местного самоуправления, градостроительстве, охране природы, приватизации.

Закон № 69-ФЗ также установил возможность использования в определенных случаях земельных участков рекреационного назначения по иному назначению.

Что такое резервирование земель?

Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность. Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *