Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как написать и подать жалобу в ФАС?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Причины подачи жалобы в ФАС
Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:
- наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
- выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
- обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
- подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
- навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
- принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
- нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.
В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИК ТАКЖЕ МОЖЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАКУПКАХ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
- Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
- Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
- Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
- Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
- Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
- Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
- Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
- Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.
В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.
Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.
У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.
Решение Омского УФАС России от 25 июля 2019 г. № 055/06/69-630/2019 (закупка № 0152200004719000941)
Комиссией УФАС установлено, что в составе заявки на участие в электронном аукционе заявителем был представлен договор субподряда, который не может являться подтверждением наличия соответствующего опыта выполнения работ, установленного постановлением Правительства РФ № 99.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
П. 1 ст. 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ – это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.
Из указанных норм следует, что постановлением Правительства РФ № 99 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой и практикой УФАС.
Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:
- выбрать основания для обжалования;
- собрать доказательства нарушения норм закона;
- подготовить обращение;
- передать бумаги в ФАС.
Шаг 1. Определите основания для обжалования.
В первую очередь вам нужно понять:
- какие ваши права нарушены в процессе торгов;
- какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
- не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.
Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.
Шаг 2. Соберите доказательную базу.
Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:
- закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
- подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
- разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
- судебной практики: решений и постановлений;
- опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.
Основные полномочия ФАС
Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».
Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:
- Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
- Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
- Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
- Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
- Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
- Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.
Как написать жалобу в ФАС?
Как и любая другая официальная жалоба, обращение в Федеральную антимонопольную службу составляется в свободной форме — никаких специальных бланков или шаблонов законами РФ в этом случае не предусмотрено.
Однако если вы хотите, чтобы ваше обращение было составлено грамотно и выглядело более «солидно», мы рекомендуем обязательно указать следующие пункты:
- Наименование органа, в который будет направлена ваша жалоба;
- Ваши данные (ФИО, место жительства, контактный телефон);
- Суть вашей жалобы;
- Дата составления жалобы;
- Список прилагаемых документов (вы можете использовать любые документы, которые способны подтвердить ваши доводы).
Составляем жалобу в ФАС
Порядок подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) по вопросу нарушения закона в ходе госзакупок определен в гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и детально прописан в Административном регламенте ФАС, утвержденном приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее — Адм. регламент).
В соответствии со ст. 105 закона № 44-ФЗ жалоба должна содержать информацию:
- о наименовании, адресе, контактных данных юридического лица или ИП, действия (бездействие) которого обжалуются;
- закупке, за исключением случаев обжалования инцидентов, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
- хронологии развития конфликта, включая ссылки на нарушенные нормы и доказательства правоты заявителя;
- перечне прилагаемых документов;
- полномочиях лица, подписавшего жалобу.
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Подготовка жалобы в ФАС
Предприниматель, потребитель или же законный представитель предприятия, организации или же учреждения, чьи права нарушены, для подготовки жалобы должен иметь:
- регистрационные данные о предприятии (его руководителе-директоре) /предпринимателе/физическом лице (паспортные данные), адресные данные, контактные телефоны для связи, электронная почта;
- код предприятия/номер ИНН;
- документальные доказательства, которые могут подтвердить нарушение прав предпринимателя/предприятия/физического лица-потребителя;
- нормативное определение реальности совершения незаконных действий;
- компьютер/ноутбук;
- доступ к Интернету (для того, чтобы определить правомерность своей позиции, с точки зрения закона, а также скачать образец жалобы в ФАС);
- возможность распечатать и скопировать документы;
- конверт и деньги на оплату почтовых расходов по отправке жалобы в соответствующее отделение ФАС.
В каких случаях можно подавать заявления
- если вам навязывают какие-либо услуги, которые не являются обязательными, или заставляют обратиться к какому-то конкретному исполнителю;
- при нарушении законодательных нормативов в сфере рекламы;
- в случае сговора отдельных лиц или компаний для искусственного завышения стоимости товаров;
- при злоупотреблении уполномоченными лицами своим положением;
- если чиновники по личным или финансовым мотивам обращаются к определенным подрядчикам;
- если есть возражение относительно результатов тендеров.
При определенной подготовке и внимательности к деталям жалоба в ФАС по 44-ФЗ или по 223-ФЗ будет рассмотрена и принята в реестр, после чего заявитель сможет отслеживать, какие действия выполняют чиновники для урегулирования конфликта. Необходимо понимать, что не все письма дают результат – часть из них отклоняют из-з наличия тех или иных нарушений. Поэтому так важно четко знать, куда и в какой форме обращаться, чтобы ваши требования удовлетворили.
Основания для обращения в ФАС
К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:
- с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
- с жалобой на недобросовестность рекламы;
- с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
- с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
- с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
- с жалобой на результаты торгов и аукционов;
- с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
- с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.
На что можно пожаловаться в ФАС?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, в области рекламы, деятельности естественных монополий. Также сферами контроля ФАС являются закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (Закон 44-ФЗ), выполнение государственного оборонного заказа, регулирование тарифов. Сообщать в ведомство о нарушении закона могут как организации, так и обычные граждане.
Направлять в антимонопольную службу можно такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба:
- в предложении могут содержаться пожелания по совершенствованию деятельности учреждения и антимонопольного законодательства;
- в заявлении гражданин имеет возможность сообщить о нарушении законодательства, недостатках в работе службы;
- в жалобе излагается просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и интересов.
Пожаловаться на нарушение своих прав гражданин может в таких сферах, как антимонопольное законодательство, рекламная, градостроительная деятельность. Организации вправе подать жалобы на нарушение закона о закупках товаров и услуг, закона о контрактной системе, на ограничение конкуренции.
Как правильно оформить
Лицом, подающим жалобу, могут быть как юридические, так и физические лица. Однако они должны соблюдать в равной мере требования к оформлению и подаче. Прежде всего, нужно с особой тщательностью отнестись к делу и проследить, чтобы не были допущены ошибки. Любая небрежность может привести к тому, что рассмотрение будет затянуто или в нем вообще откажут. Также необходимо приложить доказательства: документы, которые могут доказать вашу позицию. В самом тексте необходимо ссылаться на нормативно – правовые акты, постановления, законы. Также обязательно указываются данные о компании или лице-заявителе. Обязательно стоит учитывать и сроки подачи жалоб. Также стоит указывать действующий электронный адрес и другие контакты. Верно указанные контакты необходимы для того, чтобы на них было отправлено постановление по вашей жалобе. Если вы недовольны принятым решением и считаете его несправедливым, всегда есть право на обжалование.
Собрать доказательную базу
Документ должен содержать информацию, которая подтверждает ее обоснованность. Это могут быть ссылки на законы, постановления, приказы, которые касаются предмета закупки, административная практика ФАС или судебные акты для аналогичных слуаев, указывающие на необоснованость действий по отношению к участнику.
Например, неправомерное установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по текущему ремонту может быть оспорено нормами Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ — письмо ФАС России от 9 февраля 2015 г. N АЦ/5147/15. Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 N 09АП-39582/2014 по делу N А40-34781/2014. Отклонение заявки в связи с несоответствием функциональных или качественных характеристик должно опираться на нормы технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.