Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно буксировать автомобиль. Штрафы на буксируемом авто». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Как правильно буксировать автомобиль и за что можно получить штраф
О какой буксировке пойдет речь?
Прежде всего сразу оговоримся, о каком типе буксировки мы будем вести речь. Основных вариантов четыре: на мягкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки и методом полной погрузки, который иногда тоже называют буксировкой, а не транспортировкой. Жесткая сцепка – это металлическая конструкция, которой буксируемый автомобиль закрепляется к буксирующему, и для легковых автомобилей она практически не применяется. Частичная и полная погрузка – это методы, для которых нужен эвакуатор или специальный прицеп, так что их мы тоже оставим в стороне. У нас же речь пойдет о буксировке на мягкой сцепке – то есть с помощью троса.
Все ли машины можно буксировать на мягкой сцепке?
Условия буксировки на мягкой сцепке зависят от автомобиля. Машины с ручной коробкой передач обычно можно буксировать без ограничений: при выключенной передаче никакой нагрузки на узлы и агрегаты не создается. Если же автомобиль оснащен автоматической коробкой, то обычно буксировка возможна с ограничениями: например, для классического гидротрансформаторного автомата даже при включенной нейтрали есть ограничения как по дальности буксировки (несколько десятков километров), так и по скорости (30-40 км/ч). Для безопасной буксировки машин с АКП обычно используют метод частичной или полной погрузки.
Отдельно отметим обязательные технические условия буксировки. Пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку на мягкой сцепке автомобилей с неисправным рулевым управлением или тормозной системой. Для таких машин возможна исключительно транспортировка методом полной или частичной погрузки.
Помимо технических условий напомним о документальных: буксируемый автомобиль – это такой же участник дорожного движения, так что на него распространяются все требования, действующие для остальных. Это значит, что на нем должны быть установлены номера, а его водитель должен иметь при себе права, документы на машину и действующий полис ОСАГО. Если же с чем-то из списка выше есть проблемы, автомобиль нужно транспортировать на эвакуаторе или нельзя транспортировать вовсе.
Кому и когда нельзя буксировать другие машины?
Напомним, что в ПДД в 2021 году появился пункт, запрещающий выполнять буксировку новичкам. Водители со стажем менее 2 лет обязаны иметь на автомобиле соответствующий знак «Начинающий водитель», и пункт 20.2(1) ПДД запрещает им буксировать машины. В правилах указано, что «при буксировке управление буксирующими
транспортными средствами должно осуществляться
водителями, имеющими право на управление
транспортными средствами
в течение 2 и более лет
».
Конструкция эвакуатора
Эвакуатор, предусматривающий частичную погрузку автомобиля, отличается от аналогичного транспорта с полной погрузкой уменьшенной длиной базы. Благодаря этому повышается маневренность эвакуатора и его эффективность при выполнении работ в условиях характерного для городских улиц и дворов ограниченного объёма доступного пространства.
Перемещение неисправного автомобиля осуществляется благодаря поднятию его передней или задней оси на платформу эвакуатора с надёжным закреплением при помощи специальных приспособлений. При этом незакрепленные на платформе колёса машины продолжают соприкасаться с дорогой, как при обычном движении.
Эвакуаторная техника с частичной погрузкой оснащается полным комплектом оборудования, требуемого для осуществления надёжной и безопасной перевозки транспортного средства, неполностью размещаемого на платформе. Производители включают в комплектацию этой категории спецтранспорта следующие приспособления и инструменты.
Условия и правила, запрещающие буксировку
ПДД запрещают:
-
Буксировку автомобиля на участках дорог с запрещающим знаком «Движение с прицепом запрещено». В этом случае буксируемая машина приравнена к прицепу. Знак действует до первого перекрестка, а при отсутствии последнего до границы населенного пункта.
-
Буксировать мотоциклам, мопедам, иным двухколесным транспортным средствам с двигателем внутреннего сгорания любые автотранспортные средства. Исключение сделано только для мотоциклов с коляской.
-
Легковым автомобилям буксировать мотоциклы без коляски, мопеды и иные двухколесные транспортные средства, оснащенные двигателем внутреннего сгорания.
-
Буксировать два и более автотранспортных средства. Это правило относится и к буксированию грузовиков в жесткой сцепке. Но при этом грузовикам разрешается ехать более чем с одним прицепом.
В этом случае буксировочным приспособлением служит металлическая труба с проушинами или иная конструкция, которая дает более жесткую фиксацию по сравнению с тросом. Таким образом чаще всего перевозят грузовики, но, например, в гололедицу, перемещают и легковые автомобили.
Жесткая фиксация применяется при транспортировке машины с неработающими тормозами. Таким способом можно отбуксировать автотранспорт без водителя, если обеспечить обеим автомашинам синхронность траектории.
Ограничения для жесткой сцепки: правила запрещают превышать четырехметровое расстояние между машинами и транспортировать автомашины с недействующим рулевым управлением.
К сожалению, немногие возят с собой жесткое транспортировочное устройство. И зря – такое приспособление гораздо функциональнее троса. Например, его можно использовать для перевозки машины с неработающими тормозами, при этом водителю сломанного ТС не требуется находиться в салоне (если использовать так называемую «вилку»).
Особенности транспортировки автомобилей с АКПП
Автомашину с АКПП возить на любых сцепках рискованно. В отличие от МКПП, в которой на нейтралке функционирует только шестеренка, в АКПП задействуется весь механизм. Возникают перегрев и поломка маслонасоса, обслуживающего коробку. Если заглушить двигатель, прекратится маслоподача на трансмиссионные элементы и АКПП выйдет из строя.
Поэтому многие производители разрешают транспортировать машины-автоматы только на эвакуаторе. Например, такой запрет дают производители полноприводных внедорожников и кроссоверов на АКПП, у которых при буксировке ломаются еще и муфты привода.
Некоторые модели-автоматы автопроизводители разрешают перевозить на сцепке, правда, с ограничениями. Дальность перевозки для них не должна превышать 30 км, а скорость – 30 км/ч. Коробка переводится в положение N и на протяжении пути ей нужно давать «остыть».
Произошло ДТП – кто виноват?
В любом ДТП виновником считается лицо, чьё виновное действие привело к причинению вреда имуществу или здоровью других людей. Таким образом, здесь каждый случай будет рассматриваться индивидуально.
Например, если буксировка осуществлялась на тросу, и водитель буксируемого автомобиля повернул руль вправо и зацепил соседнее авто, то, очевидно, виновен будет буксируемый. Также на него ляжет вина, если он таким резким манёвром вызвал занос тянущего его автомобиля.
Если авария произошла в результате превышения скорости, то буксируемый точно не будет виновен, потому как он не мог воздействовать на буксирующего (ведь торможение могло вызвать новое ДТП). Равно как при буксировке на жёсткой сцепке и, тем более, методом частичной погрузки буксируемый не в ответе за манёвры буксирующего.
Виды сцепки для буксировки механического транспортного средства
Буксировка механического транспортного средства может осуществляться на жесткой или гибкой сцепке.
Жесткая сцепка при буксировке наиболее безопасна и удобна. При ней оба транспортных средства соединяются между собой специальным устройством с повышенной жесткостью. Это может быть треугольник, металлическая штанга или трапеция, имеющая проушины.
Гибкая сцепка — это соединение транспортных средств между собой канатной лентой или тросом. На тросе или ленте через каждый метр должны быть привязаны флажки или щитки (не менее двух) размером 200 x 200 мм с чередующимися красными и белыми полосками со световозвращающей поверхностью (шириной 50 мм), расположенными по диагонали (п. 9 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Во избежание различных неприятных ситуаций, водители, осуществляя буксировку при помощи гибкой сцепки, должны соблюдать следующие правила:
- в гололёд автомобиль на буксир брать нельзя;
- тормозная система должна быть в исправном состоянии;
- на тросе должны иметься светоотражатели с красными и белыми полосами.
При буксировке на жёсткой сцепке нужно придерживаться следующих правил:
- при транспортировке машины с неработающей тормозной системой, его масса должна в 2 раза быть меньше, чем у буксира;
- также не разрешено осуществлять буксировку автомобиля с неработающим рулевым управлением.
Какая максимальная скорость буксировки?
50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.
Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:
- в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
- такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
- если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
- на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.
Здесь буксировку автомобиля не следует путать с ездой с прицепом – для последнего установлены отдельные ограничения скорости.
Когда буксировка запрещена?
Не многие знают, что бывают ситуации, при которых производить буксировку автотранспорта запрещено. За это водители будут привлечены к административной ответственности.
Запрещена буксировка в следующих случаях:
- При наличии знака «Движение с прицепом запрещено». Он говорит о том, что не разрешено буксировать любые виды автотранспортных средств.
- Когда требуется осуществить буксировку нескольких автомобилей одновременно. Такое ограничение не относится к прицепам.
- Если вы являетесь владельцем мопеда, велосипеда или мотоцикла, то без бокового прицепа производить буксировку автомобилей они не могут. Также их запрещено брать на буксир. В случае поломки перевозить такой транспорт для осуществления ремонтных работ нужно на эвакуаторе.
Буксировка грузовых автомобилей
Каждый водитель может оказаться в ситуации, когда ему потребуется сторонняя помощь на дороге. Например, необходимо доставить неисправный автомобиль на СТО. Его можно довезти до нужного адреса несколькими способами, и эвакуатор – не единственный из них. В этом случае может помочь буксировка – один из самых эффективных и недорогих способов перемещения машины. Однако большинство автовладельцев, воспользовавшись этим методом транспортировки, не соблюдают правила и не задумываются о своей безопасности.
Буксировка – вовсе не такой простой процесс, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы расскажем об основных методах транспортировки автомобиля, а также о нормативных документах, регламентирующих эти способы. Кроме того, мы дадим несколько практичных советов, которые помогут сделать буксировку более эффективной и безопасной.
Иногда случается так, что автомобиль внезапно глохнет, и завести его никак не получается. Как отбуксировать машину с проезжей части? На практике используют три метода транспортировки ТС:
- Буксировка на гибкой сцепке;
- Буксировка на жесткой сцепке;
- Частичная погрузка автомобиля.
Переброска машины с помощью мягкого троса – самый распространенный вид буксировки. Для его осуществления необходим матерчатый трос, который имеется в наличие почти у каждого водителя. Что касается транспортировки автомобиля на жесткой сцепке, то при его использовании нужна металлическая конструкция с двумя точками крепления. А с помощью частичной погрузки, как правило, перевозят лишь грузовые транспортные средства. Для перегонки легкового автомобиля использовать такой способ нецелесообразно.
Если в дороге транспортное средство сломалось или у него закончилось топливо, возможно, понадобится его отбуксировать. Порядок буксировки транспортных средств регулируется Правилами дорожного движения (разд. 20 ПДД, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
В данной консультации рассматриваются правила буксировки не всех, а только механических транспортных средств.
Справка. Понятие механического транспортного средства
Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины (п. 1.2 ПДД).
Требования к водителю буксирующего транспортного средства
При буксировке управление буксирующим транспортным средством должно осуществляться водителем, имеющим право на управление транспортными средствами не менее двух лет (п. 20.2(1) ПДД).
Виды сцепки для буксировки механического транспортного средства
Буксировка механического транспортного средства может осуществляться на жесткой или гибкой сцепке.
Жесткая сцепка при буксировке наиболее безопасна и удобна. При ней оба транспортных средства соединяются между собой специальным устройством с повышенной жесткостью. Это может быть треугольник, металлическая штанга или трапеция, имеющая проушины.
Гибкая сцепка — это соединение транспортных средств между собой канатной лентой или тросом. На тросе или ленте через каждый метр должны быть привязаны флажки или щитки (не менее двух) размером 200 x 200 мм с чередующимися красными и белыми полосками со световозвращающей поверхностью (шириной 50 мм), расположенными по диагонали (п. 9 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Наличие водителя за рулем буксируемого механического транспортного средства
При буксировке механического транспортного средства на гибкой или жесткой сцепке водитель должен всегда находиться за рулем буксируемого транспортного средства. Из данного правила есть исключение: если конструкция жесткой сцепки может обеспечить следование транспортного средства по траектории буксирующего транспортного средства при прямолинейном движении, то необходимости в нахождении водителя за рулем буксируемого транспортного средства нет (п. 20.1 ПДД).
Аварийная сигнализация и габаритные огни на буксируемом механическом транспортном средстве
При буксировке на буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийная сигнализация (п. 7.1 ПДД), а при ее неисправности или отсутствии на его задней части необходимо закрепить знак аварийной остановки (п. 7.3 ПДД).
В темное время суток, а также в условиях недостаточной видимости (вне зависимости от освещения дороги), а также в тоннелях на буксируемом механическом транспортном средстве должны быть включены габаритные огни (п. 19.1 ПДД).
[2]
Максимально допустимая скорость движения при буксировке
Максимально допустимая скорость движения по любым дорогам при буксировке механического транспортного средства составляет 50 км/ч (п. 10.4 ПДД).
Если буксируется автобус, грузовой автомобиль или троллейбус, то нахождение в нем пассажиров запрещено. При этом допускается нахождение людей в кабине грузового автомобиля, но не в кузове. При буксировке методом частичной погрузки не допускается нахождение людей в кузове или кабине буксируемого механического транспортного средства, а также в кузове тягача. Если буксируется легковой автомобиль на сцепке, нахождение в нем пассажиров разрешается (п. 20.2 ПДД).
Расстояние между транспортными средствами
Расстояние между тягачом и буксируемым транспортным средством должно составлять (п. 20.3 ПДД):
— при гибкой сцепке — от 4 до 6 м;
— при жесткой сцепке — не более 4 м.
При слишком маленьком расстоянии водитель буксируемого транспортного средства будет лишен обзора, при слишком большом возможно сильное отклонение траектории движения буксируемого транспорта от траектории тягача.
Буксировка транспортного средства запрещена (п. п. 20.4, 24.9 ПДД; разд. 3 Приложения N 1 к ПДД):
— если у транспортного средства не действует рулевое управление (кроме случаев буксировки методом частичной погрузки);
— планируется одновременная буксировка нескольких транспортных средств;
— у транспортного средства не действует тормозная система и при этом фактическая масса буксируемого транспортного средства превышает половину фактической массы тягача. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.
Буксировка транспорта с АКПП
Буксирование автомашин, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП), не рекомендуется. При подобной транспортировке авто с АКПП происходит вращение колес автомобиля, вследствие чего начинается движение некоторых механизмов внутри авто. В то же время гидронасос, обеспечивающий подачу масла в двигатель, не функционирует из-за того, что двигатель не заведен. Таким образом, при буксировке машины с АКПП высок риск износа и выхода из строя некоторых деталей двигателя.
Буксирование машины с коробкой «автомат» нужно осуществлять с запущенным силовым агрегатом, если есть такая возможность.
Также перед осуществлении подобной операции необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля, который планируется буксировать, так как устройство некоторых АКПП требует соблюдения дополнительных мер предосторожности при буксировании.
Какой размер штрафа за неправильную буксировку в 2021 году?
За любые нарушения правил буксировки, кроме ПДД касательно пользования световыми приборами и превышения скорости при этом процессе применяется единая норма наказания, и ответственность в этом случае довольно мягкая.
За нарушения ПДД при буксировке выписывается штраф 500 рублей или выносится предупреждение по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ.
Такое наказание, в частности, налагается в следующих случаях:
- штраф положен, если стаж водителя буксирующего автомобиля меньше 2 лет,
- за нарушения условий буксировки на гибкой или жёсткой сцепке,
- при недостаточной или излишней длине троса,
- за невыставленный сзади машины знак аварийной остановки в установленных ПДД случаях,
- если вы взяли на трос транспортные средства, которые запрещается буксировать: велосипеды или мотоциклы без коляски.