Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное такси для инвалидов в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кому положено социальное такси выясним немного позже, сейчас же хотелось бы ответить на такой вопрос, как, что в принципе собой представляет эта служба и, возможно, чем-то она отличается от традиционных сервисов?
Изначально, подобная служба такси с социальной направленностью, формировалась в угоду инвалидам, а также ветеранам, однако сейчас уже можно смело утверждать, что воспользоваться услугами смогут и пенсионеры от 80 лет. Подобные службы такси позволяют сделать путешествие удобным и приятным для малообеспеченных слоев населения, особенно в более крупных и урбанизированных городах. На данный момент воспользоваться услугами таких служб, можно не только в Московском и Питерском регионе, но и в большинстве областных центров России. Но подробней об этом поговорим немного позже.
У нас тут своя система
Илья Рутковский со службой социального такси сталкивался неоднократно, и почти каждый раз это была проверка нервов на прочность.
«Во-первых, вы ни за что не закажете это такси по телефону: никто не берет трубку. Проверяли несколько раз. Не только я, но и многие мои знакомые, — рассказывает молодой человек. — Все заявки и на регулярные поездки, и на разовые принимают только по почте. Последние, кстати, лучше все-таки делать за три дня. Они, конечно, пишут, что можно и за сутки. На практике: если получится, произошло чудо».
Илья придумал систему — заявку он составлял вечером, будильник ставил на 07:55 и отправлял письмо ровно в 08:01. Так шансы на успех серьезно возрастали, но и это ничего не гарантировало.
«Счет тут идет на минуты, — говорит Илья. — Это чистый абсурд! Если ты, к примеру, отправишь заявку в 08:10, тебе, скорее всего, ответят, что машин уже нет. Единственный вариант куда-то поехать — оказаться первым, раньше всех нажать на кнопку “Отправить”».
Больницы, офисы, кладбища, а летом — на дачу
Соцтакси — не дополнительная льгота, не бонус и не «приятный подарок» для инвалидов от городских властей. Это жизненная необходимость. Заменить его нечем, ведь другого способа перемещаться по городу у инвалидов просто нет. Они не только лишены возможности выбирать, пользоваться ли этой услугой. При заказе соцтакси у них нет права самостоятельно решить, куда на нем поехать.
«Частники, пусть и втридорога, повезут тебя, куда сам попросишь, — говорит Илья Рутковский. — А социальное такси — нет. На нем можно съездить в больницу, на учебу или на работу. И это практически все».
В регламенте предоставления социального такси есть исчерпывающий перечень пунктов назначения поездок. И выйти за его рамки не получится. В приоритете — медицинские и санаторные, образовательные учреждения, а также аэропорты, вокзалы и госорганы. С июня по август можно съездить на дачу, если она находится в пределах Москвы или в Подмосковье. Есть шанс оформить поездку в дом отдыха, а еще — на кладбище.
«В конце этого списка они пишут, что можно заказать такси, чтобы попасть на некие “культурно-развлекательные и досуговые мероприятия города”, — продолжает Илья. — Но на практике даже в театр тебя вряд ли повезут».
Поехать на соцтакси за покупками, на концерт или на встречу с друзьями в кафе тоже не получится. Видимо, власти считают это излишеством. Выходит, что до сих пор настоящая свобода передвижения остается для людей с инвалидностью непозволительной роскошью.
Особенности оказания услуг
Социальное такси для инвалидов, предоставляет в 2021 году достаточно широкий спектр услуг:
- перевозка лиц с ограниченными возможностями в медицинские учреждения, аэропорты и другие места;
- организация экскурсий;
- сопровождение специально обученными людьми (встреча у двери, совместное преодоление лестничных пролетов);
- ремонт инвалидных колясок;
- перевозка ветеранов и людей из малообеспеченных семей по специальным тарифам.
Видео: Социальное такси для инвалидов.
Как производится оплата?
Оплата услуг такси производится с помощью специальных талонов. Эти талоны выдаются самим инвалидам, их законным представителям либо закрепленным за ними социальным работникам. На сегодняшний день существует два вида талонов: на 45 минут и на полчаса.
Реализацией талонов занимаются сотрудники отделений Всероссийского общества инвалидов. Срок действия талонов ограничивается одним квартальным периодом.
Прежде чем сесть в машину, инвалид обязан предъявить сотруднику такси социальную карту москвича или талон установленного образца.
Как воспользоваться такси
Перед первой поездкой гражданин регистрируется во Всероссийском обществе инвалидов. МГО ВОИ располагается по адресу: ул. Бахрушина, 21-23, ст. 5. График работы учреждения:
- Прием с понедельника по пятницу.
- Организация открыта: 10:00-15:00.
- Обеденный перерыв: 12:00-12:45.
Понадобится документация:
- Гражданский паспорт (для несовершеннолетних – свидетельство о рождении).
- Карта москвича.
- Для ветеранов: ветеранское удостоверение.
- Для инвалидов: заключение МСЭ, программа реабилитации.
- Для многодетных: специальное удостоверение семьи, свидетельство о получении (на условиях безвозмездной эксплуатации) жилья в малоэтажном жилищном городском фонде.
Опекуны-сопровождающие предъявляют бумагу, подтверждающую оформление опекунства над льготником.
Специальный транспорт
Социальный транспорт – еще один способ передвижения инвалида по городу. В отличие от частного, в социальном такси для лиц с ограниченными возможностями действуют скидки, в зависимости от группы. Это может быть 50-90%.
Особенность заключается в том, что перевозки осуществляются не к любому месту, а согласно перечню, установленному государством:
- В оздоровительные санатории, реабилитационные центры при наличии путевки или направления.
- Государственные аптеки, в которых предоставляют помощь людям с группой в виде льготы на покупку лекарственных препаратов.
- Поликлиники, больницы, пенсионные фонды, полицию.
- Железнодорожные вокзалы, автобусные станции, аэропорты.
- Места, в которых оказывают бесплатную помощь (юридическую, социальную).
По более высокому тарифу можно заказать поездку, место которой не входит в данный список.
Минус льготного такси в том, что из-за малого количества машин и высокого спроса возникают очереди и приходится ждать. Первыми обслуживаются инвалиды с колясками, далее граждане первой группы и так далее.
Хорошо ли в Вашем городе развито социальное такси?
Услуга социального такси предусмотрена не только для инвалидов-колясочников. Перечень льготников куда шире. Преференцией могут воспользоваться:
- дети с инвалидностью в возрасте до 7 лет;
- инвалиды 1-й группы;
- инвалиды, участвовавшие во время ВОВ и получившие там увечья, из-за которых и произошло назначение инвалидности (а также узники фашистских лагерей);
- инвалиды в возрасте до 18 лет, которые не могут передвигаться без посторонней помощи и используют для перемещения коляски, трости, костыли;
- несовершеннолетние дети, инвалидность которым была присвоена из-за зрения;
- люди с инвалидностью 2-й группы в возрасте 80 лет и старше.
Причем воспользоваться услугами такого такси могут не только сами инвалиды, но и их сопровождающие. Для детей это обычно родители или опекуны.
Услуга по транспортировке льготных пассажиров
Использование и работа социального транспорта регламентируется региональными нормативными актами. К примеру, в Воронежской области это Приказ Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 декабря 2013 года N 4248/ОД “О СЛУЖБЕ “СОЦИАЛЬНОЕ ТАКСИ”.
Рекомендуем: Правила предоставления земельных участков детям-инвалидам в 2021 году
В Челябинской области – Постановление Администрации города Челябинска от 22.05.2017 N 201-п “Об утверждении Положения о деятельности службы “Социальное такси” (вместе с “Положением о деятельности службы “Социальное такси”).
Также деятельно таких служб может быть регламентирована муниципальными актами. К примеру, Постановлением Администрации г. Шахты Ростовской
области
от 14 июня 2021 г. N 3070 “Об утверждении Положения о службе “
Социальноетакси
” в городе Шахты”, Приложением к постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 07.09.2018 № 860 “Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде доставки отдельных категорий граждан к объектам социальной инфраструктуры”.
Такие НПА принимаются в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, п. 4.1 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Благодаря таким нормативно-правовым актам льготники получили возможность передвижения на специальных автомобилях, где установлена доступная цена или предоставлено право безвозмездного пользования ТС.
Такси для инвалидов нельзя рассматривать как альтернативу льготным тарифам в общественном транспорте. Они пользуются ими, сохраняя свои права. Это один из способов поддержки данной группы населения.
Юлия Юрьевна, как пандемия повлияла на пассажиропоток?
Юлия Темникова: Обратимся к цифрам. Если в апреле 2021 года наземный транспорт перевозил в день почти 4 млн пассажиров, то в том же месяце 2020-го — только 581 тысячу. Самоизоляция закончилась, и сейчас пассажиропоток восстановился примерно на 70 процентов. Мы стараемся вернуть людей в общественный транспорт за счет современных подходов к безопасности и новых сервисов.
Безопасность — это прежде всего дезинфекция?
Юлия Темникова: Да, но не только. Мы действительно проводим тотальную обработку всех поверхностей, которых касаются пассажиры. Поручней, сидений, валидаторов. Санитарная обработка проводилась и до пандемии, но сейчас ее стали проводить гораздо чаще. Задействуем распылители с обеззараживающим составом. Расширяем и возможности бесконтактной оплаты проезда. Во всем наземном транспорте принимают банковские карты, Apple и Google Pay. Пока самый распространенный способ оплаты — по билетам на «Тройке», примерно 56 процентов транзакций. По тарифу «Кошелек» — 34 процента, а доля оплат банковскими картами достигла 10 процентов.
Второе направление — безопасность на дорогах. Мы первыми в России внедрили систему «Антисон» на наземном транспорте. Это комплекс камер и датчиков, которые анализируют состояние водителя. Например, по частоте моргания электроника определяет, насколько сконцентрирован сотрудник. Понятно, что у нас есть регулярные медосмотры, но везде ведь есть человеческий фактор! Система «Антисон» снизила аварийность уже на 23%.
За безопасностью в салоне следят камеры. Мы получили уже более 3 тысяч запросов от полиции с просьбой предоставить записи с камер. Они позволяют не только раскрывать преступления, но и решать более тривиальные вопросы, например, искать потерянные вещи.
А какие новые сервисы способны привлечь пассажиров?
Юлия Темникова: Мы делаем комфортнее не только сам транспорт, но и инфраструктуру. До конца года переоборудуем более тысячи остановочных павильонов. Это будут навесы с Wi-Fi, USB-портами, информационными табло.
Удалось внедрить в наземном транспорте сопровождение маломобильных пассажиров. Этим занимаются ребята из Центра обеспечения мобильности метро. Они и встретят человека, и проводят в нужное место. Замечаем, что пассажиры с особенностями здоровья стали чаще ездить в театры, музеи. Даже на поздние сеансы ездят на общественном транспорте. Ведь сопровождение работает до 1.00, заказать его легко через контакт- и наши транспортные приложения. За несколько месяцев получили более 600 заявок на сопровождение. Уже знаем в лицо постоянных пассажиров и ориентируемся на их требования.
А как насчет скорости? Автобусы стали быстрее?
Юлия Темникова: Да, помогли выделенки. Их общая протяженность в городе достигла 380 километров. Средняя скорость движения выросла в 1,5-2 раза. Показателен в этом плане один из маршрутов в Царицыно, где экономия времени в пути для пассажиров достигла 15 минут.
Вы постоянно расширяете сеть ночных маршрутов. Неужели рентабельно?
Юлия Темникова: Дело не в рентабельности. Просто у нас есть обратная связь с пассажирами. И ночные маршруты — одна из главных их просьб. Это мировая практика мегаполисов, ночные маршруты — отличная альтернатива такси. У нас сейчас 15 таких направлений. Каждую ночь на них ездят 3,5 тысячи пассажиров.
Современный транспорт — это еще и особые требования к экологичности. Правда ли, что абсолютно все автобусы в Москве заменят электробусами?
Юлия Темникова: Действительно, мы стараемся постоянно обновлять наш парк современными экологичными машинами. Средний возраст автобусов в Москве — 5 лет, парк обновлен на 100 процентов. Сейчас 79% из них с двигателями экологического класса Евро-5. В город постоянно приходят новые трамваи. С 2010 года парк уже обновили на 78%. А что касается электробусов, то мы на самом деле идем к тому, чтобы к 2030 году полностью укомплектовать ими наш парк безрельсового транспорта.
В городе открыто уже 15 ночных маршрутов. Каждую ночь ими пользуются три с половиной тысячи пассажиров
Вспомните, с чего все начиналось. Эти машины в городе появились в 2021 году. Закупили тогда 30 электробусов. Отзывы получили положительные и от водителей, и от пассажиров. Недавно проведенный опрос показал: более 70 процентов москвичей считают электробус самым лучшим видом городского транспорта. Большинство москвичей отмечают, что в их районах стало легче дышать. Спать весной с открытыми окнами раньше для многих было невозможно: рядом ведь магистраль. Электробусы тише, чем автобусы. Да и выбросов диоксида углерода меньше от замены одного автобуса на электробус на 60 тонн в год. Посчитаем: у нас 600 электробусов на 45 маршрутах. До конца года купим еще 400 машин. А до конца 2023-го их будет уже более 2200.
Московский электробус ведь не полностью электрический: отопление салона дизельное…
Юлия Темникова: Рассчитываем, что к 2022 году и отопление станет электрическим. Опытный образец такого электробуса есть, он испытывается на закрытом полигоне завода-изготовителя. Хотим, конечно, как можно скорее выпустить его на линию, но сделаем это, только когда будут стопроцентные гарантии безопасности и надежности. Не хотелось бы забегать вперед, но очень надеемся, что в следующем году увидим электрическую «гармошку» на самых востребованных маршрутах.
Такси для инвалидов предназначено для перевозки маломобильных граждан к социально-важным объектам. Скидки на поездки колеблются от 50 до 90% и зависят от пункта назначения: чем значимее учреждение, тем ниже стоимость проезда. В разных городах список этих учреждений и цены на поездки несколько отличается, устанавливаясь администрацией.
Например, в Ленинградской области имеют право на бесплатный проезд:
- Инвалиды 1 группы;
- Инвалиды младше семи лет;
- Инвалиды по зрению младше 18 лет;
- Участники и инвалиды ВОВ.
Материалы по теме
Закон о социальной помощи инвалидов в РФ
Оформление инвалида в интернат
Пред. След. 1 из 6Как правило, по минимальному тарифу оплачиваются поездки в следующие пункты:
- Государственные учреждения (больницы, полиция, пенсионные и страховые службы);
- Аптеки, участвующие в государственной или местной программе;
- Оздоровительные учреждения;
- Юридические консультации;
- Вокзалы и аэропорты.
Помимо основного списка существует дополнительный перечень организаций, куда можно приехать, но уже по более высокому тарифу. Например:
- Ритуальные агентства;
- Санатории;
- Культурно-зрелищные учреждения.
Стоимость поездки и правила оплаты
Социальное такси для пенсионеров в Москве, равно как и для других категорий льготников, оплачивается по установленным тарифам. Важно знать, что во внимание принимается не только время поездки, но и ожидания. Для многодетных предусмотрена 50%-я скидка. Стоимость зависит от дальности поездки:
- в границах Москвы – 210 р./час;
- в пределах области – 420 р./час.
Оплата поездки происходит разными способами. Помимо наличных денег льготники могут использовать:
- Социальную карту. Списание средств происходит с использованием терминала, установленного в машине. Тарификация – поминутная.
- Талоны. Они выдаются во Всероссийском обществе инвалидов ежеквартально. Талоны лимитированы – 15 минут или полчаса, причем время поездки хоть и просчитывается поминутно, но округляется в большую сторону.
Причины для жалоб бывают разными:
- хамство водителя или диспетчеров;
- требование оплаты наличными, завышение тарифа;
- автомобиль не оборудован для нужд инвалида;
- необоснованный отказ в подаче машины;
- нарушение ПДД.
В этих случаях клиент может позвонить в отдел претензий или написать письмо на электронную почту службы социального такси.
Если ответа нет или он не удовлетворил, следует обращаться в Роспотребнадзор, Управление транспорта, при бездействии ведомств – в прокуратуру.
В жалобе нужно указать:
- наименование органа, куда подается обращение;
- данные заявителя – ФИО, адрес, телефон;
- суть претензии (нужно подробно описать ситуацию);
- требования (наказать водителя, вернуть деньги и т. д.);
- дату написания жалобы;
- перечень приложенных документов.
Жалобу можно подать лично либо через интернет-приемную на сайте ведомства. Ваше обращение рассмотрят и уведомят о принятых мерах.
Социальное такси нельзя вызывать слишком часто, а потому существует лимит — 80 поездок в месяц для инвалидов-колясочников и тех, кто не может передвигаться без специальных приспособлений, 20 поездок в месяц — для всех прочих льготников.
Правилами предоставления социального такси предусмотрен порядок очерёдности вызовов — если перед обратившимся кто-то уже вызвал машину, и свободных автомобилей нет, придётся дожидаться очереди. Поэтому установлено правило, согласно которому в первую очередь обслуживаются инвалиды-колясочники, затем инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а уже потом остальные категории граждан.
Поскольку социальное такси можно вызвать и для ребёнка-инвалида, существует требование о сопровождении детей с ограниченными возможностями кем-то из взрослых.
Оплачивать социальное такси можно специальными талонами (рассчитаны на 30-45 минут), которые на каждый квартал выдаёт общество инвалидов, при этом нужно предъявить водителю также социальную карту. Существует несколько списков, по которым пассажирам предоставляются скидки на перевозку — например, инвалидам I группы гарантируют получение 90% скидки, также можно претендовать на 70% скидки, 80% и 50% по дополнительному списку.
Социальное такси нельзя вызывать слишком часто, а потому существует лимит — 80 поездок в месяц для инвалидов-колясочников и тех, кто не может передвигаться без специальных приспособлений, 20 поездок в месяц — для всех прочих льготников.
Правилами предоставления социального такси предусмотрен порядок очерёдности вызовов — если перед обратившимся кто-то уже вызвал машину, и свободных автомобилей нет, придётся дожидаться очереди. Поэтому установлено правило, согласно которому в первую очередь обслуживаются инвалиды-колясочники, затем инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а уже потом остальные категории граждан.
Поскольку социальное такси можно вызвать и для ребёнка-инвалида, существует требование о сопровождении детей с ограниченными возможностями кем-то из взрослых.
Оплачивать социальное такси можно специальными талонами (рассчитаны на 30-45 минут), которые на каждый квартал выдаёт общество инвалидов, при этом нужно предъявить водителю также социальную карту. Существует несколько списков, по которым пассажирам предоставляются скидки на перевозку — например, инвалидам I группы гарантируют получение 90% скидки, также можно претендовать на 70% скидки, 80% и 50% по дополнительному списку.
Как воспользоваться такси
Перед первой поездкой гражданин регистрируется во Всероссийском обществе инвалидов. МГО ВОИ располагается по адресу: ул. Бахрушина, 21-23, ст. 5. График работы учреждения:
- Прием с понедельника по пятницу.
- Организация открыта: 10:00-15:00.
- Обеденный перерыв: 12:00-12:45.
Понадобится документация:
- Гражданский паспорт (для несовершеннолетних – свидетельство о рождении).
- Карта москвича.
- Для ветеранов: ветеранское удостоверение.
- Для инвалидов: заключение МСЭ, программа реабилитации.
- Для многодетных: специальное удостоверение семьи, свидетельство о получении (на условиях безвозмездной эксплуатации) жилья в малоэтажном жилищном городском фонде.
Опекуны-сопровождающие предъявляют бумагу, подтверждающую оформление опекунства над льготником.