Субсидия на зарплату в 2021 году и 6-НДФЛ: разъяснения налоговой службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на зарплату в 2021 году и 6-НДФЛ: разъяснения налоговой службы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.

Нецелевое и неэффективное использование средств на оплату труда

Большое количество споров касалось правомерности использования средств бюджета. Отметим следующие выводы судов:

— за счет субсидии нельзя производить доплату по должности, которой нет в штатном расписании, даже если выплата закреплена в трудовом договоре (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.09.2019 N Ф03-3965/2019 по делу N А59-7002/2018);

— доплаты уборщикам за работу с моющими и чистящими средствами, а также за «некомфортный труд» — уборку санузлов считаются неэффективным использованием средств, предоставленных на муниципальное задание (Определение Верховного Суда РФ от 30.04.2019 N 301-ЭС19-5797 по делу N А43-3646/2018);

— если на момент премирования не был разработан механизм оценки работы сотрудников, это не означает, что бюджетные средства неправомерно использованы на выплату премий (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2019 N Ф10-1961/2018 по делу N А83-4729/2017);

— средства субсидии на муниципальное задание школа может использовать на выплаты учителям за непедагогические работы (организация защиты прав детей, работа с семьями опекаемых, художественно-оформительская работа и др.) (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.02.2019 N Ф09-312/19 по делу N А60-27526/2018);

— расходы на оплату договоров ГПХ по обязанностям, которые должны выполнять штатные работники, признают неэффективным использованием субсидии, если штатная должность не вакантна. При наличии вакантной должности использование средств бюджета на оплату услуг внештатника правомерно, если в обязанности других сотрудников данная работа не входит (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2019 N Ф09-8287/19 по делу N А07-39192/2018);

— выплату премий к юбилейным датам не признают неправомерным использованием средств, если они выплачены за фактически отработанное время, зависят от личного вклада работника в деятельность учреждения, связаны с оказанием услуг (выполнением работ), включенных в госзадание. Кроме того, расходы на оплату труда не должны превышать показателей, которые установлены планом ФХД и согласованы учредителем (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.11.2019 N Ф03-4392/2019 по делу N А37-59/2019).

Как вести учет при получении субсидии

Согласно п.1 ст.346.17 НК РФ субсидии за первые два года «упрощенцами» отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидий.

Если по окончании второго года сумма субсидии превысит сумму признанных расходов, то разница в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Этот порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта «Доходы минус расходы», а также для объекта «Доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат.

Таким образом, эти доходы должны появиться в КУДиР (графа 4) в размере произведенных расходов из них (графа 5). Суммы будут одинаковые. Это и будет ведением учета субсидий.

Те налогоплательщики, которые применяют «Доходы минус расходы», первые два года делают расход и тут же отображают КУДиР доход. Если не истратили всю субсидию за два года и есть остаток, то на третий год включаете субсидию как доход, вне зависимости от расхода.

Как избежать ошибок при налогообложении субсидий

А без верной оценки категории субсидии невозможно принять обоснованное решение о порядке расчета НДС.

Но предприниматель, получивший государственную поддержку, в первую очередь хочет думать о ее эффективном использовании для развития своего бизнеса, а не о том, как эта сумма облагается налогами. Профессиональные консультанты 1C-WiseAdvice дают возможность руководителям компаний сосредоточиться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на учет субсидий и их налогообложение.

Субсидия — помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Как происходит учет расходов по выделенной субсидии

Списание полученной от государства финансовой помощи происходит поэтапно, по мере выполнения условия, заявленного для предоставления субсидии. Если деньги были выделены на приобретение материальных средств, то при списании финансирования с восемьдесят шестого счета на счет доходов будущих периодов происходит начисление амортизации.

Пример получения и списания субсидирования на приобретение станков для цеха:

  • Дт 76 Кт 86 — отражает готовый пакет документов для получения финансовой господдержки;
  • 51 76 — поступила сумма пособия;
  • 86 98 — сумма зачислена на доходы будущих периодов;
  • 20 02 — начисление амортизации на установленные станки;
  • 98 91 (субсчет 1) — полученное пособие списано на счет доходов предприятия за текущий период.
Читайте также:  Ставим на учет по-новому. Десять главных изменений правил регистрации автомобиля

Если финансирование выплачено в счет уже произведенных в прошлом налоговом периоде расходов, то в бухгалтерском учете отражение операции будет выглядеть следующим образом:
Дт 76 Кт 91 — произведены расходы в счет будущего субсидирования.

Поступление субсидий: проводки

Получение из бюджета субсидий отражается в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н (далее — ПБУ 13/2000).

Формирование в бухучете информации о госпомощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. Эта государственная помощь отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе аналитического учета (п. 6 информации Минфина РФ № ПЗ-14/2020 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»).

Компания принимает субсидии к бухучету по мере фактического получения денежных средств или при наличии следующих условий (п. 5 ПБУ 13/2000):

  • есть уверенность, что требования предоставления госпомощи компанией будут выполнены. Подтверждением могут служить подписанные компанией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;
  • есть уверенность, что денежные средства будут получены.

Средства госпомощи, принятые к бухучету, отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения субсидии соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.

Если госпомощь принимают к учету по мере ее фактического получения, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств (п. 7 ПБУ 13/2000).

Бухгалтерские записи производят в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Отражение в бухучете получения компанией субсидий зависит от принятого в учетной политике способа ее принятия:

  • по мере появления уверенности в получении денежных средств из бюджета;
  • по мере фактического получения денег.

В бухучете возможны следующие проводки.

1. Субсидия на финансирование предстоящих расходов принята к учету до их фактического получения.

Операция Дебет Кредит
Отражена сумма выделенной субсидии на финансирование расходов, в том числе затрат капитального характера Счет 76 Счет 86
Получены бюджетные средства Счет 51 Счет 76
Бюджетные средства направлены на финансирование расходов (приобретены материалы, основные средства, работы, услуги, начислена заработная плата и т.п.) Счет 86 Счет 98-2
Бюджетные средства признаны в составе прочих доходов (по мере начисления амортизации по основным средствам, отпуска материалов в производство и тому подобное) Счет 98-2 Счет 91-1

2. Денежные средства на финансирование понесенных расходов приняты к учету до их фактического получения.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.

Отчет о расходовании целевой помощи

Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.

Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.

Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.

ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.

Читайте также:  Кому положена и кто получает социальную пенсию в России

Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

  • государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
  • реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).

Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.

Требования к учреждению-получателю

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

Бухгалтерский учет целевых субсидий

У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».

В качестве финансовых операций рассматриваются:

  • количество поступивших дотаций;
  • сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
  • какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.

Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:

  • поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
  • полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.

Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.

Важно: выдается безвозмездно, то есть гражданин не обязан ее возвращать, если потратил деньги на целевые нужды. Помощь оказывают в форме выплат, но могут использовать так называемый натуральный эквивалент.

К примеру, Наталья, родившая в 2021 году дочь в Москве, получила «Коробку для новорожденного» – помощь от государства, которая выделяется при определенных условиях:

В коробке оказалось 44 предмета первой необходимости, все отличного качества. Прекрасная поддержка для молодой мамы в первые недели материнства!

Власти города предлагают два варианта поддержки на выбор – «Коробка» или 20 тысяч рублей. Интересно, что стоимость содержимого коробки превышает сумму, которую предлагают в качестве альтернативы.

Совкомбанк поддерживает политику РФ по улучшению демографической ситуации. Для многодетных семей действуют выгодные условия по жилищному кредитованию. Оформите заявку на ипотеку для многодетных и получите предварительное решение в течение минуты.

Начисления на выплаты по оплате труда

На данном счете автономным учреждением учитываются расходы на выплату работникам заработной платы, в том числе (п. 131 Инструкции N 183н, Указания N 65н):

— выплаты (по должностным окладам, ставкам заработной платы, по почасовой оплате, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни; за работу с вредными, опасными и иными особыми условиями труда; за сверхурочную работу и др.);

— надбавки (за выслугу лет; за особые условия работы (службы); за работу со сведениями, имеющими степень секретности и допуск к государственной тайне; за квалификационный разряд за классность по специальности; за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в ночное время, за сложность, напряженность, специальный режим работы; за знание иностранного языка, ученую степень);

— выплата пособий и компенсаций (за дни временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний));

— дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренная ч. 3 ст. 180 ТК РФ (в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации);

— другие расходы по заработной плате (выплаты поощрительного, стимулирующего характера: вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальной помощи; оплата за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам — донорам крови; оплата за дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей).

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов по заработной плате

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения выплату работнику, уволенному в связи с сокращением штата, выходного пособия в размере среднего месячного заработка?

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного медицинского учреждения начисление и выплату сотруднику надбавки к заработной плате за участие в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан?

На данном счете автономным учреждением учитываются расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ, в том числе (п. 132 Инструкции N 183н, Указания N 65н):

1) подъемные пособия при переезде на новое место работы (службы);

2) оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;

Читайте также:  Сколько алкоголя можно пить без вреда для здоровья?

3) выплата средств при убытии в основной отпуск (до заключения контракта), в отпуск по болезни;

4) единовременное пособие при перезаключении трудового договора;

5) возмещение работникам следующих затрат, связанных со служебными командировками:

— расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;

— расходов по найму жилых помещений;

— дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота);

— расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, разного рода сборов при оформлении проездных документов (комиссионные сборы, в том числе сборы, взимаемые при возврате неиспользованных проездных документов, уплата страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.);

— иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя;

6) компенсация взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами; взамен лечебно-профилактического питания;

7) компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;

8) расходы, связанные с переездом из районов Крайнего Севера;

9) компенсация стоимости проезда на всех видах общественного транспорта, за исключением расходов на возмещение должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, отражаемых по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

10) возмещение (компенсация) расходов спортсменам — членам сборных команд России, связанных со страхованием жизни и здоровья, а также медицинским страхованием, в целях получения дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования во время их участия в спортивных мероприятиях, проводимых за рубежом;

11) ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб., назначаемые и выплачиваемые работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;

12) другие аналогичные расходы.

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов по прочим выплатам

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Каков порядок начисления работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и работающей в учреждении на условиях неполного рабочего времени, ежемесячной компенсационной выплаты? Как отразить указанную операцию в учете: 1) казенного учреждения; 2) бюджетного учреждения; 3) автономного учреждения?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете государственного автономного образовательного учреждения субъекта РФ выплату педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения?

Корреспонденция счетов: Как в 2015 г. отразить в учете федерального автономного учреждения начисление и выплату медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, ежемесячной денежной компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения?

На данном счете учитываются расходы по уплате страховых взносов, начисленные на выплаты, которые осуществляются согласно подстатьям 211 «Заработная плата» и 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Такие расходы в соответствии с Указаниями N 65н относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ:

— в ПФР на обязательное пенсионное страхование;

— в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;

— на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов на начисления

на выплаты по оплате труда

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного медицинского учреждения начисление и выплату сотруднику надбавки к заработной плате за участие в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан?

Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации

В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.

В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например, те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:

  • 730 — «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;
  • 830 — «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;
  • 610 — «Выбытие со счетов бюджета».

О том, как номер счета бюджетного учета увязан со значением КОСГУ, читайте .


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *