Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводить медосмотры по новым правилам для различных категорий работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Получение результатов медосмотра
Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.
Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Организация предрейсового медицинского осмотра
Согласно Приказу №835н, существуют следующие требования, касающиеся организации проверки здорового и бодрого состояния сотрудников:
- Предрейсовый медосмотр проводится до начала смены, чтобы выявить факторы, способные привести к аварии по причине проблем со здоровьем водителя;
- Организация и фиксирование проведения предрейсовых осмотров — ответственность работодателя;
- Медицинский специалист, проверяющий состояние сотрудника, обязан иметь соответствующую квалификацию и сертификат, разрешающий осуществление данной деятельности.
Согласно ТК РФ, время, потраченное на прохождение предрейсового осмотра, входит в число рабочих часов сотрудника. Если по трудовому договору смена водителя длится с 9:00 до 18:00, а контроль состояния занимает 15 минут, начало движения осуществляется в 9:15.
Зачем проходить медосмотр
Целью предварительного и периодического медосмотра является принятие решения о допуске соискателя/сотрудника к определенному виду работ.
Во-первых, это делается с целью заботы о здоровье потенциального работника. В ходе медицинского исследования могут быть выявлены противопоказания к некоторым видам деятельности. В таком случае работодатель не имеет права допускать человека к работе.
Если при периодическом медосмотре у работника выявлены профессиональные заболевания, вызванные условиями труда, предприятие может предложить альтернативную вакансию, которая подойдет сотруднику по состоянию здоровья.
Во-вторых, медосмотр необходим, чтобы обезопасить окружающих и коллег соискателя/сотрудника. Например, в случае выявления инфекционных заболеваний или патологий, которые могут повлечь за собой ситуацию, представляющую угрозу окружающим.
Периодические медосмотры также проводятся, чтобы выявить у сотрудников возможные профессиональные заболевания и назначить профилактику или лечение
Никто из водителей с официальным трудоустройством не может обойти требование по осмотрам. Не важно, каким они управляют видом транспорта. Проверка проводится непосредственно перед началом рейса. Период осмотров относится к рабочему времени.
Порядок включает описание не только права проводить процедуру, но и других нюансов:
- вопросы по недомоганию, жалобам;
- осмотр по визуальному состоянию, измерения температуры, пульса, давления;
- проверка на интоксикации, остаточные явления от них. Это важно, и когда гражданин в командировке.
Итоги предполагают фиксацию разными методами. Один из них – водительские путевые листы к текущей дате. Специальные журналы по проверкам – это ещё один из инструментов для внесения информации.
Допуск к работе и последствия запретов
Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.
Справка должна содержать следующую информацию:
- подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
- описание объёмов оказания помощи заявителю;
- диагностирование болезней по предварительным заключениям;
- цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
- дата, точное указание времени проведения контроля;
- порядковый номер самого мероприятия.
Сравнение с прежними предписаниями
Если сравнить новое законодательство с предыдущим, то станет заметным, как ужесточились требования к медицинскому освидетельствованию автолюбителей на наличие в организме следов употребления алкоголя или наркотиков.
Но вместе с тем правила прохождения медицинской комиссии, необходимой для получения или замены водительского удостоверения, стали проще. Например, стало необязательным посещать специалистов: хирурга, гинеколога, отоларинголога, невролога.
Что касается последнего врача, то его заключение необходимо только в одном случае — если для этого обнаружил основание терапевт. Схожее условие поставлено и для прохождения ЭЭГ — электроэнцефалографии. Теперь ни нарколог, ни психиатр не могут требовать от водителя как результатов ЭЭГ, так и справки от психолога.
Однако упрощение процедуры действует только для водителей легковых авто, мотоциклов. Что касается периодических медосмотров для водителей в организации, они и по сей день проходят по всей строгости.
Освидетельствование перед рейсом
Что касается медицинского освидетельствования водителей перед рейсами — это несколько иная процедура, нежели стандартный медосмотр. Она была введена еще в эпоху СССР в 60-х годах. Тогда и сейчас процедура преследует схожую цель: вовремя выявить работников,находящихся в различных состояниях опьянения, под воздействием наркотических препаратов, сильнодействующих лекарств, снижающих скорость реакции, в состоянии тяжелой болезни, крайней усталости.
Внедрение такой меры позволило еще в те время в несколько раз снизить число аварий на дорогах. Поэтому с 1970 годов предрейсовые медосмотры стали обязательными повсеместно, во всех крупных АТП. Однако в те времена процедуру проводили не медицинские работники, а специально обученные инструкторы. Только в 1990-х проведение предрейсовых осмотров профессиональных водителей стало прерогативой медиков.
Что касается 2018 года, то сегодня организовать медицинское предрейсовое освидетельствование должен каждый работодатель, имеющий автотранспортное хозяйство — как крупная организация, так и ИП. Это отражено в ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Данное правило не вводится только для экстренных служб: Скорой помощи, полиции, ГИБДД, газовой службы, противопожарной безопасности и проч.
Основанием для отстранения водителя от управления транспортным средством является:
- Наличие симптомов определенных заболеваний.
- Уровень артериального давления, частота сердечных сокращений, отклоняющиеся от нормы.
- Признаки какого-либо опьянения.
Результаты проверки записываются доктором в специальный журнал учета. Если отклонений выявлено не было, то медработник ставит «разрешительный» штамп в путевом листе. Также в документе указывается следующее:
- Время прохождения медицинского освидетельствования.
- Ф. И. О. медработника, который был ответственен за проведение процедуры.
Штраф, если водитель не прошел периодический медосмотр — освидетельствование перед рейсом, накладывается не только на шофера, но и на его работодателя. Если же медик поставил не соответствующее действительности разрешение, то наказание ждет и его тоже.
Обязательные медицинские осмотры
Для начала рассмотрим, в каких случаях потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:
3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
4. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.
Итак, обязательные медицинские осмотры (пункты 5-8 выше) необходимы только тем, кто работает в качестве водителей транспортных средств и индивидуальным предпринимателям.
Т.е. водителю, который использует автомобиль, например, для поездок на дачу, проходить медицинские осмотры не потребуется.
Предварительный медицинский осмотр необходимо пройти только один раз, при приеме на работу водителем.
Периодические медицинские осмотры следует проходить не реже 1 раза в 2 года при работе в качестве водителя.
Предрейсовый медицинский осмотр нужно проходить перед каждым рейсом. Исключение — водители оперативных служб, у которых нет времени на прохождение предрейсового осмотра.
Послерейсовый медицинский осмотр должны проходить только те водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.
5. Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.
Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателя.
Внеочередное обязательное освидетельствование также предназначено для водителей, работающих на автомобилях. Оно проводится в том случае, если в результате обязательного периодического медицинского осмотра у водителя выявлены отклонения здоровья.
Остальные типы обязательных освидетельствований (пункты 1-3) предназначены для всех водителей.
Подведем промежуточные итоги:
— водителю, использующему автомобиль в личных целях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет перед заменой водительского удостоверения.
— водителям, работающим на автомобилях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет, а также 4 типа медицинских осмотров (с разной периодичностью).
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Предварительный медицинский осмотр
Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств, в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также раннего выявления и профилактики заболеваний.
Отметим, что Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Итак, предварительные осмотры проводятся на основании направления, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. В этом документе указываются:
— наименование работодателя;
— форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
— наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
— вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
— фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
— дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
— наименование должности (профессии) или вида работы;
— вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под подпись. При этом работодатель обязан организовать учет выданных направлений.
Завершенным осмотр считается только после осмотра лица, поступающего на работу (работника), всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных приложениями 1 и 2, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
В оформленном заключении по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра указывается его результат (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).
Что касается соискателей, работодатель не может принять на работу в качестве водителя человека, не прошедшего предварительный медицинский осмотр, либо в результате медицинского осмотра которого врачебной комиссией выявлены какие-либо противопоказания (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Психиатрическое освидетельствование
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Постановлением N 695 .
Прохождение такого освидетельствования осуществляется на добровольной основе. Если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель не может принудить его к этому. Но тогда работодатель обязан не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) до прохождения им такого освидетельствования (абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Периодические. Как организовать медицинские осмотры водителей
В обязательном порядке периодический медицинский осмотр проходят:
- Лица, работающие водителями автомобилей
- Индивидуальные предпринематели, самостоятельно осуществляющие перевозки
Точно так же, как и предворительный, периодический осмотр оплачивает руководитель. По закону, водители обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже одного раза в два года. Но, работники, чей возраст меньше 21 года — проходят осмотры каждый год.
Что бы направить работников на периодический медицинский осмотр, потребуется:
- Список работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра.
- Поименный список лиц, которые должны пройти осмотр, с указанием структурного подразделения и вредных факторов.
- Направить поименный список в медицинскую организацию, не позднее чем за два месяца до даты начала периодического медицинского осмотра.
- Согласовать календарный план проведения периодических медицинских осмотров водителей.
- Ознакомить сотрудников с календарным планом, не позднее чем за 10 дней до начала осмотра.
- Выдать направления на периодический медицинский осмотр.
Не позднее, чем через 30 дней после осмотра, медицинская организация оформляет акт проведения периодического медицинского осмотра. Акт составляется в четырех экземплярах, заверенный печатью медицинской организации.
Зачем понадобились поправки?
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения предусмотрено много лет ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения . Оно заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
Периодичность названных мероприятий, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим устанавливаются федеральным законом. Однако федеральный закон, определяющий порядок и периодичность проведения обязательных медицинских освидетельствований водителей индивидуальных транспортных средств, до настоящего времени не принят.
В связи с этим правоприменителям приходится руководствоваться подзаконными нормативными актами, причем приняты они не во исполнение Закона о безопасности дорожного движения, а в целях реализации норм других нормативных актов такого же уровня, в частности Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ , хотя к нему нет отсылочных норм.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Законодатель решил исправить правовые нестыковки и заполнить пробелы, не принимая отдельный закон, а дополнив ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения конкретными указаниями по проведению медосмотров водителей ТС и введя отсылочную норму на Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ. Плюс к этому введены отдельные нормы, посвященные медицинским противопоказаниям, медицинским показаниям и медицинским ограничениям к управлению ТС (ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения). Предлагаем во всем этом разобраться вместе.
Виды медицинских осмотров
Понятие «медицинский осмотр» в отношении работников без принадлежности их к той или иной профессии определено в ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. В отношении водителей ТС конкретизирует понятие «медосмотр» Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ. При этом названный акт вводит понятие «водитель транспортного средства». В Законе оно определяется так: лицо, управляющее ТС (в том числе обучающее управлению ТС). Водитель может управлять ТС в личных целях (как гражданин) либо в качестве работника (в организации) или индивидуального предпринимателя.
К сведению. Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Это правило уточнено Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ.
Итак, проведение медицинских осмотров — безусловно, важное и нужное мероприятие. Поэтому относиться к нему нужно ответственно всем, кто принимает в нем участие. Сказанное подтверждает ст. 11.32 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ. Ей установлены административные штрафы за нарушение порядка проведения обязательных медосмотров. Санкции для организаций (предпринимателей) составляют 30 000 — 50 000 руб., для руководителей — 2000 — 3000 руб., а для граждан — 1000 — 1500 руб. При этом предприниматель, который управляет ТС и для которого также проведение медосмотров обязательно, наказывается как и юридическое лицо.
Также напомним, что организация проведения за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров включена в круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ). За невыполнение требований охраны труда в 2014 г. ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, а в 2015 г. — ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Нарушение же правил охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, является уголовно наказуемым (ст. 143 УК РФ).