Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые знаки при перевозке опасных грузов с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 10-го января 2020-го года в России вступил в силу новый регламент, упрощающий порядок выдачи свидетельства ДОПОГ. Теперь подать заявление о получении свидетельства можно в любое подразделение ГИБДД — вне зависимости от того, где зарегистрирован владелец транспортного средства.
Автомобили, участвующие в транспортировке опасных грузов обязательно комплектуются огнетушителями. Их технические характеристики и количество определяется весом автомобиля:
- До 3,5 т – 2 шт., суммарный вес – 4 кг. Один из огнетушителей должен быть компактных размеров для удобного тушения возгораний в ограниченном пространстве;
- До 7,5 т. – 2 шт., суммарный вес не менее 8 кг. Один из огнетушителей также должен быть ориентирован на тушение пожаров в ограниченном пространстве;
- Свыше 7,5 т – 2 шт. суммарный вес – 12 кг. тут также один из огнетушителей должен быть компактным.
Существуют дополнительные требования к огнетушителям. Это относится к их весу. Тут также все зависит от массы автомобиля:
- До 3,5 т. – 2 кг;
- До 7,5 т – 6 кг;
- Свыше 7,5 т – 6 кг.
Речь идет о втором огнетушителе, которым комплектуется транспортное средство. При этом следует учесть, что выше описана минимальная комплектация. Можно размещать на автомобилях большее количество огнетушителей.
Требование в части компактности ориентировано на оперативную локализацию возгорания в кабине, грузовом или моторном отсеке.
Огнетушители должны располагаться в легкодоступных для водителей местах. Этой цели в полной мере соответствуют специальные пеналы, ящики, при условии, что они изготовлены из материалов устойчивых к высоким и низким температурам.
Согласование комплексных схем организации дорожного движения
15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:
проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
документацию по организации дорожного движения (комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения);
В пункте 15 появилось новое понятие «комплексная схема организации дорожного движения«. Такие схемы с 1 марта 2023 года должны согласовываться должностными лицами, наряду с проектами организации дорожного движения.
Напомню, что перечисленные понятия (комплексная схема и проект) приведены в статьях 17 и 18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если говорить коротко, то комплексная схема это более объемный документ, который разрабатывается для одного или нескольких муниципальных районов и действует в течение как минимум 15 лет.
КАК ПОЛУЧИТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО ДОПОГ?
Помимо наличия у авто ДОПОГ, водитель такого транспорта должен иметь стаж вождения не менее 3-лет и пройти специальное обучение. В свидетельстве на автомобиль указываются классы опасности вредных грузов (взрывоопасные, коррозийные, радиоактивные), которые разрешено перевозить.
Чтобы оформить свидетельство ДОПОГ, понадобится выполнение следующих требований:
- транспортное средство должно быть в технически исправном состоянии и готово к работе;
- выполнена маркировка автотранспорта знаками опасности в соответствии с разрешенными к транспортировке классами опасных веществ;
- используемая дополнительная аппаратура находится в рабочем состоянии и надежно закреплена;
- проведено оснащение автомобиля средствами индивидуальной защиты (в зависимости от класса опасности перевозимого груза).
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!
ПРОИЗВОДИТЬ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ТРЕБОВАНИЯМ ДОПОГ ИМЕЮТ ПРАВО ТОЛЬКО ОРГАНИЗАЦИИ С СЕРТИФИКАТАМИ ДС АТ (ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ).
БЕЗ СЕРТИФИКАТА ДС АТ ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ДОКУМЕНТЫ НА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.
Топливо, перевозимое бензовозами, относится к 3 классу опасности «Легковоспламеняющиеся жидкости». Несоблюдение техники безопасности участниками дорожного движения может привести к серьезным последствиям, поэтому такие автомобили должны быть оборудованы специальным образом и нести знаки, отличающие транспорт среди других автомобилей на полосе движения. Поэтому ДОПОГ на бензовоз устанавливает требования к дооснащению оборудованием, нанесению маркировки и изменению конструкции транспортного средства.
ДОПОГ на бензовоз и топливозаправщик в разделах 9.2 и 9.7 устанавливает требования к автомобилям максимальной массой свыше 3.5 тонн. Понадобится переоборудование электропроводки, главного переключателя аккумуляторной батареи, защита аккумуляторных батарей, установка ограничителя скорости. Также сформулированы требования к конструкции и месторасположению двигателя, тормозной системы, системы выпуска отработавших газов, обогревательных приборов, цистерн и пр.
Нет необходимости изучать все конструктивные особенности переоборудования автомобилей по ДОПОГ на бензовоз, для соблюдения всех требований работы должны проводиться в специальной мастерской.
Набор ADR (комплект АДР). 1 и 2 класс опасности для 2 человек
Состав комплекта ADR для классов опасности 1, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2 для 2 человек:
-
Сумка для комплекта ADR, пустая — 1 шт.
-
Очки защитные закрытые — 2 шт.
-
Перчатки защитные, маслобензостойкие — 2 шт.
-
Сигнальный жилет — 2 шт.
-
Фонарь переносной, искробезопасный, прорезиненный корпус — 2 шт.
-
Фонарь аварийной остановки (аварийная лампа на собственной опоре) — 2 шт.
-
Элементы питания для фонарей аварийной остановки — 6 шт.
-
Письменная инструкция по ДОПОГ -1 шт.
-
Информационная карточка ДОПОГ -1 шт.
-
Сертификат соответствия комплекта ADR требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
Набор ADR (комплект АДР). 2.3 класс опасности для 2 человек
Состав комплекта ADR для класса опасности 2.3 для 2 человек:
-
Сумка для комплекта ADR, пустая — 1 шт.
-
Очки защитные закрытые — 2 шт.
-
Перчатки защитные, маслобензостойкие — 2 шт.
-
Сигнальный жилет — 2 шт.
-
Фонарь переносной, искробезопасный, прорезиненный корпус — 2 шт.
-
Фонарь аварийной остановки (аварийная лампа на собственной опоре) — 2 шт.
-
Элементы питания для фонарей аварийной остановки — 6 шт.
-
Письменная инструкция по ДОПОГ -1 шт.
-
Информационная карточка ДОПОГ -1 шт.
-
Маска полнолицевая — 2 шт.
-
Фильтр для полнолицевой маски — 2 шт.
-
Сертификат соответствия комплекта ADR требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
Набор ADR (комплект АДР). 4.1 и 4.3 класс опасности для 2 человека
Состав комплекта ADR для 4.1 и 4.3 класса опасности для 2 человек:
-
Сумка для комплекта ADR, пустая — 1 шт.
-
Очки защитные закрытые — 2 шт.
-
Перчатки защитные, маслобензостойкие — 2 шт.
-
Сигнальный жилет — 2 шт.
-
Раствор для промывания глаз PLUM (Дания), со встроенной ванночкой — 1 шт.
-
Фонарь переносной, искробезопасный, прорезиненный корпус — 2 шт.
-
Фонарь аварийной остановки (аварийная лампа на собственной опоре) — 2 шт.
-
Элементы питания для фонарей аварийной остановки — 6 шт.
-
Лопата искробезопасная — 1 шт.
-
Дренажная ловушка — 1 шт.
-
Контейнер для сбора отходов — 1 шт.
-
Письменная инструкция по ДОПОГ — 1 шт.
-
Информационная карточка ДОПОГ — 1 шт.
-
Сертификат соответствия комплекта ADR требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы
4.8.1 — 4.8.3 «Направление движения транспортных средств с опасными грузами». Движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными таблицами) «Опасный груз», разрешается только в направлении, указанном на знаке: 4.8.1 — прямо, 4.8.2 — направо, 4.8.3 — налево.
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является непредставление документов в подразделение Госавтоинспекции в срок, предусмотренный для их представления, при подаче заявления и документов в форме электронного документа с использованием ЕПГУ.
временно пребывающие в Российской Федерации и состоящие на учете по месту пребывания – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272) установлено, что перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляются в соответствии с требований, содержащихся в приложениях А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозки опасных грузов (далее — ДОПОГ).
Автомобиль должен быть оборудован металлической цепочкой для заземления, груз должен быть изолирована при помощи специального материала. Труба глушителя должна быть выведена перед радиатором, а бензобак должен быть отделен от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и защищен спереди и сзади металлическими щитками, а со стороны днища — металлической сеткой. В автомобиле должны быть:
- Проверить состояния здоровья водителя. Главный оцениваемый параметр — скорость реакции, только трезвое оценивание ситуации на дороге позволит избежать ДТП и других опасных ситуаций на дороге.
- Проверить техническое состояние транспортного средства.
- Иметь в наличие дополнительное оборудование и разрешения на перевозку опасных грузов.
- В пути не брать «на буксир» другие автомобили и не подвергать буксировке сам транспорт с опасным грузом.
Транспорт, перевозящий опасный груз, должен быть промаркирован. Для этого используются знаки оранжевого цвета с кодом ДОПОГ. Где написан идентификационный номер опасности груза. Знак должен быть разборчивым, с нестираемыми рельефными символами, чтобы они не пострадали в случае пожара.
4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах) Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 сентября 2022 г.
4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения A к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах), пунктов 7, 8, 10, 14 — 18, 27 — 29, 43 — 47, 49, 51, 57, 70, 82, 83, 88 (в части, касающейся указанных в этих пунктах электронных перевозочных документов), а также пунктов 69, 92 — 94, 97 — 99 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2022 г.
Законодательство требует, чтобы на цистерну были оформлены свидетельство об официальном утверждении типа цистерны и свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке. Данные документы присутствуют в перечне уже несколько лет (с 2022 года), однако на практике указанные свидетельства пока что предоставлять не требовалось, т.к. их введение было отложено на 1 января 2022 года.
Глава 6.8 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съемных цистерн, контейнеров-цистерн и съемных кузовов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК)
.
6.8.2.3 Официальное утверждение типа6.8.2.3.1 Компетентный орган или назначенный им орган выдает на каждый новый тип автоцистерны, съемной цистерны, контейнера-цистерны, съемного кузова-цистерны, транспортного средства-батареи или МЭГК свидетельство, удостоверяющее, что обследованный им тип, включая его крепления, пригоден для использования по своему назначению и отвечает требованиям к изготовлению, изложенным в подразделе 6.8.2.1, требованиям к оборудованию, изложенным в подразделе 6.8.2.2, и специальным требованиям, касающимся различных классов перевозимых веществ.
.
6.8.2.4 Проверки и испытания
.
6.8.2.4.5 Испытания и проверки в соответствии с пунктами 6.8.2.4.1–6.8.2.4.4 должны проводиться экспертом, утвержденным компетентным органом. Должны выдаваться свидетельства с указанием результатов этих операций, даже в случае отрицательных результатов. В свидетельствах должны иметься ссылки на перечень веществ, допущенных к перевозке в данной цистерне, или на код цистерны и буквенно-цифровые коды специальных положений в соответствии с подразделом 6.8.2.3.
2022.12.28 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 № 2116 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 г. № 2200» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 30 ноября 2022 года. Документ вступает в силу с 1 января 2022 года.
- Обязательным условием перед отправкой груза является проверка товара, тары и автомобиля на предмет соответствия. Сам груз проверяется согласно нормативной документации компании по ДОПОГ, а автомобиль и тара проходит обязательный эксплуатационный контроль.
- Отметить наличие маркировки товара и автомобиля. Каждый опасный груз должен подвергаться специализированному маркированию. Это делается для того, чтобы компания — перевозчик четко понимала с каким грузом имеет дело и в случае аварии предприняла соответствующие меры.
- Проверить наличие средств индивидуальной, коллективной защиты и средств первичного пожаротушения.
- Пройти необходимое обучение согласно стандарту ДОПОГ международного образца перед отправкой груза.
ДОПОГ на бензовоз обязывает установить один маяк желтого цвета, который должен быть включен при перевозке ГСМ. Иногда целесообразно установить два автономных маячка для обеспечения безопасности и соответствия регламентам, при выходе из строя, одного из них.
Комплектация транспорта по ДОПОГ
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — АТС), предназначенные для заправки и транспортирования нефтепродуктов (далее — автоцистерны).
Стандарт не распространяется на автоцистерны, предназначенные для транспортирования сжатых и сжиженных газов и специальных жидкостей, и автотопливозаправщики для наземного обслуживания летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) и водного транспорта, а также на передвижные автозаправочные станции для розничной торговли нефтепродуктами.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 8.600-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия
ГОСТ 20772-81 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 23544-84 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия
ГОСТ 25560-82 Устройства дыхательные цистерн для нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 26098-84 Нефтепродукты. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 клапан донный: Запорная арматура с дистанционным управлением, устанавливаемая в цистерне в ее нижней части и предназначенная для перекрытия выхода нефтепродукта из цистерны.
3.2 нефтепродукты: Жидкие нефтяные топлива и масла по ГОСТ 26098.
3.3 цистерна: Резервуар (емкость) для помещения нефтепродукта.
3.4 давление расчетное: Теоретическое давление, равное испытательному давлению и предназначенное для определения толщины стенок цистерны.
3.5 давление испытательное: Наибольшее фактическое давление при испытании цистерны.
3.6 давление наполнения: Наибольшее давление в цистерне при наполнении ее нефтепродуктом закрытым способом.
3.7 давление опорожнения: Наибольшее вакуумметрическое давление в цистерне при опорожнении ее закрытым способом.
3.8 давление рабочее максимальное: Наибольшее из двух значений:
— максимально допустимое давление наполнения;
— давление насыщенного пара при максимальной температуре плюс 50°С, которому цистерна подвергается под воздействием содержимого нефтепродукта.
3.9 антиблокировочное устройство: Элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически регулирует степень скольжения одного или нескольких колес транспортного средства в направлении его (их) вращения.
3.10 закрытый способ наполнения: Способ наполнения, при котором контакт топлива с атмосферой допускается только через огнепреградитель.
3.11 предел огнестойкости стенок технологического отсека: Показатель огнестойкости, определяемый временем от начала огневого испытания при стандартном температурном режиме до потери ограждающих функций (целостности и теплоизолирующей способности) стенок.
4.1 По назначению автоцистерны подразделяют на транспортные и заправочные. Транспортные и заправочные автоцистерны подразделяют на классификационные группы в соответствии с таблицей 1.
Набор АДР для бензовоза
Согласно европейскому соглашению ДОПОГ, при организации перевозки опасных грузов необходима комплектация транспортного средства специальными приспособлениями для обеспечения безопасности. Оборудование ДОПОГ можно купить по отдельности либо в составе готового набора, а потом докупать отдельные позиции по мере истечения срока хранения.
Наборы средств ДОПОГ называют комплекты ADR. Они укомплектовываются в строгом соответствии с текущими требованиями Европейского соглашения и классифицируются в зависимости от класса опасности перевозимого груза. В комплект к готовому набору АДР можно приобрести специальную сумку ДОПОГ для удобного хранения и транспортировки.
Обучение ДОПОГ на бензовоз происходит по программам, сформированным подведомственными нормативными документами на основе «Типовой программы профессионального обучения по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов», утвержденной приказом Министерства транспорта РФ № 273 от 21.09.2016 г.
Программа обучения | Количество часов | Дистанционно | Цена очно | Обучение |
---|---|---|---|---|
Перевозка опасных грузов (базовый курс) | 15-28 часов | 3000 руб. | 6000 руб. | |
Перевозка опасных грузов — в цистернах | 8-16 часов | 2000 руб. | 3000 руб. | |
Перевозка опасных грузов — изделия класс 1 | 6-12 часов | 2000 руб. | 3000 руб. | |
Перевозка опасных грузов — радиоактивные материалы класса 7 | 6-12 часов | 2500 руб. | 4000 руб. | |
Консультант по безопасности перевозки опасных грузов автотранспортом в области международных автоперевозок | 268 часов | 12000 руб. | 15000 руб. |
Комплектация транспорта согласно ДОПОГ
Специальная техника, осуществляющая транспортировку опасного груза вне зависимости от его класса должна оборудоваться комплектом знаков, указывающих на опасность. Эти предупреждающие таблички должны размещаться на бортах, передней и задней части автомобиля.
Также спереди и сзади бензовоза крепятся прямоугольные таблички ярко-оранжевого цвета установленного образца. На них должен быть нанесен ООН – характеристика опасного груза. Кроме того, на всех сторонах транспортного средства размещаются знаки, указывающие на опасность вещества для окружающей среды.
Сам комплект ADR не содержит опасного оборудования или веществ. Все дополнительное оборудование и СИЗ должны быть компактно уложено в удобные для транспортировки и эксплуатации сумки. К ADR обеспечивается быстрый доступ, чтобы оперативно использовать его в случае нештатной ситуации – аварии.
*ДОПОГ 8.1.5 Иное оборудование и СИЗ
Спецтехника, транспортирующая 1 вещество, например, дизельное топливо обязательно оснащается предупредительными знаками. Это ромбы оранжевого или красного цвета, которые находятся на боковых поверхностях емкости. Их оформление должно быть сделано в соответствии с классом опасности транспортируемого груза.
- До 3,5 т – 2 шт., суммарный вес – 4 кг. Один из огнетушителей должен быть компактных размеров для удобного тушения возгораний в ограниченном пространстве;
- До 7,5 т. – 2 шт., суммарный вес не менее 8 кг. Один из огнетушителей также должен быть ориентирован на тушение пожаров в ограниченном пространстве;
- Свыше 7,5 т – 2 шт. суммарный вес – 12 кг. тут также один из огнетушителей должен быть компактным.
Предприятие, которое осуществляет дорожную перевозку опасного груза должно иметь консультанта по вопросам безопасности, который и организует безопасный перевозочный процесс опасного груза в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автотранспортом ДОПОГ. Для организации перевозки Вам необходимо знать точную информацию об опасном грузе. Точная информация о грузе (является он опасным или нет, свойства опасности, номер ООН, класс опасности, группа упаковки, является ли вещество опасным для окружающей среды (наличие или отсутствие маркировки) и т.д.), которая необходима для отправки, должна быть указана в Паспорте безопасности химической продукции на груз. Данный паспорт безопасности Вы можете запросить у производителя или заказать в организации, которая занимается экспертизой, разработкой и регистрацией паспортов безопасности на указанный груз. Аммиачная селитра (аммония нитрат), содержащая не более 0,2% горючих веществ, относится к опасным грузам (класса 5.1 окисляющие вещества, № ООН 1942) при ее перевозке автомобильным транспортом. Аммиачная селитра, содержащая более 0,2% горючих веществ, является опасным грузом класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) № ООН 0222. В зависимости от номера ООН будут предъявляться соответствующие требования к перевозке, в том числе к транспортному средству и документам.
Спецтехника, транспортирующая 1 вещество, например, дизельное топливо обязательно оснащается предупредительными знаками. Это ромбы оранжевого или красного цвета, которые находятся на боковых поверхностях емкости. Их оформление должно быть сделано в соответствии с классом опасности транспортируемого груза.
Если смесительно-зарядная машина укомплектована несколькими секциями и в них загружены опасные вещества, то на каждой из них должен устанавливаться комплект табличек установленного образца. Также на заднюю часть автомобиля устанавливаются прямоугольные таблички ООН с характеристикой опасного груза для каждого из веществ, находящихся в секциях автомобиля. Кроме того, впереди и сзади устанавливаются знаки «Опасный груз» без каких-либо обозначений – ООН. Это сигнал о том, что транспортное средство перевозит несколько подклассов опасных веществ.
Распространенные вопросы
- Какой срок действия свидетельства ДОПОГ?
В связи с тем, что в правила перевозки ОГ постоянно вносятся различные коррективы, срок действия разрешения на транспортировку опасных веществ ограничен 5 годами. Изменений претерпела и длительность учебного курса, которая возросла с одного дня до четырех.
- Когда могут отказать в выдаче удостоверения?
Уполномоченные органы могут отказать заявителю в выдаче разрешающего перевозку документа, сославшись на ошибки во время сдачи экзамена и серьезные нарушения, совершенные во время транспортировки ОГ.
- Чем отличается ДОПОГ И ПОГАТ?
Несмотря на то что в России перевозка рассматриваемой категории грузов осуществляется в соответствии с международным актом ДОПОГ, есть здесь и свой документ, именуемый ПОГАТ. Дословно он расшифровывается как Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, включая в себя ключевые особенности эксплуатации подобных ТС и веществ в условиях российского трафика и климатических условий.
Естественно, за пределами государства этот нормативно-правовой акт автоматически теряет свою юридическую силу.
Оборудование бензовоза по новым стандартам ДОПОГ
Наша компания сертифицирована для выполнения следующего перечня работ по установке ДОПОГ на бензовоз:
1) Установка ограничителя скорости УОС по ДОПОГ на бензовоз.
При наличии встроенной заводской функции ограничения скорости, все равно требуется отдельное УОС, так как ДОПОГ на бензовоз требует его наличия. Устройство ограничивает предельную скорость автомобиля до 90 км/ч.
2) Установка главного переключателя аккумуляторной батареи по ДОПОГ на бензовоз
В связи с изменением требований ДОПОГ 2017 кнопка массы должна иметь защиту IP 65 и идентификационный номер, которые устанавливаются в кабине водителя и доступны для свободного просмотра сотрудниками ГИБДД при проверке транспортного средства.
3) Установка тахографа по ДОПОГ на бензовоз
ДОПОГ на бензовоз регламентирует установку тахографа, сертифицированного по ТР ТС 012/2011 для работы во взрывоопасных средах, который сохраняет работоспособность при отключении электропитания и защищен от короткого замыкания.
4) Установка GPS Глонасс мониторинга транспорта по ДОПОГ на бензовоз
В соответствии с Приказом 285 Министерства транспорта от 31.07.2012 бензовозы относятся к перечню категорий транспортных средств, попадающих под обязательное оснащение системами спутникового мониторинга для фиксации маршрута следования и других параметров автомобиля.
5) Установка маяка желтого цвета по ДОПОГ на бензовоз
ДОПОГ на бензовоз определяет требование установки одного маяка желтого цвета, который должен быть включен при осуществлении процесса перевозки, п. 1.18.9 Приложения 6 ТР ТС 018/2011. Иногда целесообразно установить два автономных маяка на случай выхода из строя одного из них. Установка двух маяков не противоречит ТР ТС 018/2011.
В соответствии с п. 8.1.2, 8.1.4 по ДОПОГ на бензовоз:
- Письменные инструкции образца 2017 года – 1 шт.
- Табличка оранжевого цвета – 2 шт.
- Информационное табло размером 30х30 см – 3 шт.
- Бокс под огнетушитель – 2 шт.
- Огнетушитель ОП2 2 кг – 1 шт.
- Огнетушитель ОП6 6 кг – 1 шт.
В соответствии с п. 8.1.5 по ДОПОГ на бензовоз:
- Противооткатный башмак, соответствующий диаметру колес и массе ТС 160/200 мм – 2 шт.
- Предупреждающий знак с собственной опорой – 2 шт.
- Жидкость для промывки глаз – 1 шт.
Для каждого члена экипажа по ДОПОГ на бензовоз:
- Жилет аварийный – 1 шт.
- Фонарь пластмассовый– 1 шт.
- Перчатки защитные – 1 пара
- Средство защиты глаз (очки антизапотевающие) – 1 шт.
- Маска для использования при аварийном оставлении автомобиля – 1 шт.
- Лопата – 1 шт.
- Дренажная ловушка – 1 шт.
- Контейнер для мусора 18/25 л – 1шт.
- Сумка пустая для ADR-комплекта на 2 отсека – 1 шт.
По стандартам пожарной и промышленной безопасности ТР ТС 018/2011:
- защитный костюм (ПВХ) – 1 шт.
- сапоги МБС (ПВХ, стальной подносок) – 1 шт.
- ботинки МБС (стальной подносок) – 1 шт.
- полумаска с 2 фильтрами АВЕКР, эконом (респиратор) – 1 шт.
- каска защитная – 1 шт.
- лента сигнальная – 1 шт.
- аптечка для ТС перевозящих опасные грузы – 1 шт.
- аптечка автомобильная (нового образца) – 1 шт.
- кошма асбестовая 3 кв. м – 1 шт.
- кошма – противопожарное полотно (ПП-600) – 1 шт.
- знак аварийной остановки (нового образца) – 1 шт.
- конус сигнальный (утяжеленный, светоотражающий) – 2 шт.
- сорбент для нефтепродуктов 5 литр. (1 кг) – 1 шт.
- сорбент для нефтепродуктов 30 литр. (5 кг) – 1 шт.
- салфетки сорбирующие – 1 шт.
- заградительный бон (1м) – 1 шт.
- набор для ликвидации аварийных розливов нефти – 1 шт.
- маяк проблесковый – 2 шт.
- набор наклеек «огнеопасно» – 3 шт.
- наклейка «ограничение скорости» – 1 шт.
- лента для цифрового тахографа (3 рулона) – 1 шт.
- задние опознавательные знаки для грузовика – 2 шт.
- задние опознавательные знаки для (полу)прицепа – 2 шт.
- лента для контурной маркировки (желтая, 50м) – 1 шт.
- Набор наклеек “отключение АКБ” комплект – 1 шт.
- Набор наклеек “заземление” комплект – 1 шт.
- АЗС
- АГЗС, АГНС, АГНКС
- Мобильные ТРК
- Рукава и шланги МБС
- Катушки для шлангов
- Резервуарное оборудование
- Системы очистки топлива
- Оборудование бензовозов
- Метрологическое оборудование
- Насосы
- Счетчики жидкости
- Краны раздаточные
- Оборудование ДОПОГ
ДОПОГ на бензовоз и топливозаправщик
Каждая транспортная единица, перевозящая опасные грузы должна быть оборудована двумя предупреждающими знаками с собственной опорой.
Знаки на металлической основе с собственной опорой «ОПАСНОСТЬ» (DANGER) используются как запрещающий/предупреждающий знак для обозначения места аварии.
Выставляется спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 50 м.
*ДОПОГ 8.1.5 Прочее оборудование и средства индивидуальной защиты
1. MEMU — Смесительно-зарядная машина MEMU
Транспортные средства общего назначения могут перевозить только небольшое количество взрывчатых веществ и изделий класса 1.
Взрывчатые вещества и изделия класса 1 перевозятся специализированными транспортными средствами, конструкция которых исключает возможность возникновения воздействий на перевозимое вещество в обычных условиях перевозки, которые могли бы спровоцировать взрыв. Специализированные транспортные средства, к которым относится смесительно-зарядные машины.
Некоторые изделия класса 1 не могут перевозиться транспортом общего назначения. Кроме взрывчатых веществ и изделий класса 1, смесительно-зарядные машины могут перевозить вещества классов 3, 5.1, 6.1, 8 в соответствии с требованиями отдельных пунктов ДОПОГ.
В случае класса 1, если в специальных отделениях MEMU перевозяться две и более групп совместимости, размещается оранжевая табличка «опасный груз» соответствующая наиболее опасному подклассу в приведенном ниже порядке от наиболее опасного к наимение опасному: 1.5, 1.2, 1.
3, 1.6, 1.4.
При перевозке подкласса 1.5 D вместе с веществами и изделиями подкласса 1.2 на транспортной единице должны быть установлены знаки опасности (ромбы) 1. Знаки опасности (ромбы) должны быть размещены по обеим сторонам MEMU и сзади.
Для перевозки опасных грузов применяются специализированные автомобили и тары. Для каждого отдельного класса товаров, компания поставщик услуг подбирает определенный вид транспорта и обслуживающий персонал.
Опасные грузы следует перевозить в специально оборудованных транспортных средствах
В зависимости от того, какой класс опасного вещества транспортирует компания, автомобиль должен быть оснащен средствами индивидуальной или коллективной защиты.
К основным правилам при транспортировке автомобиля следует отнести ряд мероприятий, которые выполняет перевозчик перед отправкой:
- Обязательным условием перед отправкой груза является проверка товара, тары и автомобиля на предмет соответствия. Сам груз проверяется согласно нормативной документации компании по ДОПОГ, а автомобиль и тара проходит обязательный эксплуатационный контроль.
- Отметить наличие маркировки товара и автомобиля. Каждый опасный груз должен подвергаться специализированному маркированию. Это делается для того, чтобы компания — перевозчик четко понимала с каким грузом имеет дело и в случае аварии предприняла соответствующие меры.
- Проверить наличие средств индивидуальной, коллективной защиты и средств первичного пожаротушения.
- Пройти необходимое обучение согласно стандарту ДОПОГ международного образца перед отправкой груза.
Для получения разрешительных документов на перевозку опасных грузов, водителю потребуется пройти обучение в аккредитованных учебных центрах. Только такие заведения выдаются законные свидетельства.
Стандартная программа включает в себя темы при обучении:
- теоретический курс наполнения и опорожнения цистерн и емкостей, необходим для обеспечения повышенной защиты, водитель обязан следить за процессом погрузки груза в транспорт;
- как должен вести себя водитель на дороге (что можно и нельзя делать, как проводить слежение за грузом, иные рекомендации);
- установка информационных табличек и знаков, сообщающих иным участникам движения о перевозимых опасных веществах;
- правила подготовки транспортного средства к перевозке, так как водитель несет ответственность за ТС, которым он управляет;
- правила безопасности и оказания помощи.
Если обучение проходят погрузчики, разгрузчики и другие, то перечень обязательной к обучению информации изменяется:
- требования к емкостям и таре;
- правила размещения груза;
- правила оказания помощи;
- правила безопасности;
- перечень требуемых документов для транспортировки.
После того как ученик прошел весь курс, он должен сдать квалификационные экзамены. Успешно сданные экзамены позволяют получить ДОПОГ-свидетельство, которое будет действовать в течение пяти лет.
Стоимость обучения в России будет зависеть от курса и региона страны:
Регион (область, край, республика) | Стоимость (в рублях) | |
Для водителей | Для остальных специалистов | |
Татарстан | 5 500 | 6 000 |
Санкт-Петербург | 6 500 | 7 200 |
Москва | 6 500 | 7 500 |
Курганская | 3 500 | 5 000 |
Башкортостан | 5 000 | 4 500 |
По всей России находится множество аккредитованных обучающих центров. Для ознакомления с полным списком организаций, предоставляющих возможность обучения и получения ДОПОГ, находится на сайте Ространснадзора.