Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый и средний бизнес: критерии отнесения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Условия отнесения компаний и ИП к субъектам МСП
Условия отнесения компаний и ИП к категории субъектов МСП определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ).
Они включают:
- условие о средней численности персонала;
- условие к выручке от реализации товаров (работ, услуг);
- условие о доле участия в уставном капитале (только для организаций).
В зависимости от соблюдения вышеуказанных условий компания или ИП относят к одной из следующих категорий МСП – среднее предприятие, малое предприятие, микропредприятие.
Указанный статус представителя малого или среднего бизнеса могут присвоить:
- хозяйственному обществу (ООО или АО), товариществу и партнерству;
- производственному или потребительскому кооперативу;
- КФХ;
- ИП.
Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием средней численности работников и выручки за предшествующий календарный год.
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.
Льготы и особенности налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Все компании и ИП, попавшие в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, по умолчанию имеют право на льготы, предложенные государством для поддержки этих категорий юрлиц. Государственные программы в основном нацелены на то, чтобы дать людям возможность выйти из теневого бизнеса и развивать новые виды инновационной деятельности, обеспечить их соцподдержкой на рабочих местах. Самый эффективный способ добиться этого – создать льготы для субъектов малого предпринимательства и послабления при уплате налогов.
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства существовали давно в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН. В последние годы к ним добавилась новая форма – налог на доходы для самозанятых, статус которых получил правовое положение субъектов малого предпринимательства.
В 2020 и 2021 годах из-за проблем и осложнений, которые принес бизнесу коронавирус, для организаций и предпринимателей, которые попадают под критерии субъектов малого предпринимательства, введены дополнительные льготы:
- по налогам: списание платежей или отсрочки, возврат уплаченного самозанятыми налога, перенос сроков представления деклараций;
- отсрочки по кредитам и дополнительное кредитование на льготных условиях, в том числе – для выплаты зарплат сотрудникам;
- выплаты на официально оформленных сотрудников;
- арендные каникулы.
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49% | ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики | — |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций | — | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) | Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» | — |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ | — |
Чем хорош статус МСП.
Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.
Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:
- сниженные налоговые ставки:
- ОМС -5%
- отчисления в пенсионный фонд — 10%
- отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
- упрощенный бухгалтерский учет:
- использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
- возможность вести учет по УСН,
- не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
- аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
- официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
- государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
- бюджетное субсидирование и инвестирование:
- субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
- компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
- сокращенные сроки проверок:
- проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
- в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
- небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.
Критерии малых и средних предприятий в 2021-2023 году по юридическому аспекту
Исходя из формы организации каждой отдельной компании\фирмы, мы более детально расскажем об условиях становления малым или средним предприятием.
- ООО – чтобы стать малым предприятием общая сумма доли участия субъектов Российской Федерации, включенной в состав активов инвестиционных фондов не должна превышать 25%, а общая доля присутствия иностранных компаний не должна превышать 49%.
- АО – чтобы считать себя малым предприятием доля субъектов РФ и иных организаций, которые владеют акциями АО, не должна превышать 25%. А доля иностранных акционеров, не должна превышать 49%.
- Организации «интеллектуалы» — могут стать малым предприятием, если исключительные права на их деятельность принадлежат учредителям.
- Организации – «сколковцы» — для того, чтобы им быть малым предприятием, такая компания должна иметь статус «сколковца».
- Организация с «особенным» учредителем – в таком случае учредителем должен быть АО «РОСНАНО» или «Фонд инфраструктурных и образовательных программ».
- ООО с определенными участниками – в таком случае, чтобы получить статус малого предприятия, участники должны быть общероссийские объединения инвалидов и их филиалы.
Чем хорош статус МСП.
Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.
Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:
- сниженные налоговые ставки:
- ОМС -5%
- отчисления в пенсионный фонд — 10%
- отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
- упрощенный бухгалтерский учет:
- использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
- возможность вести учет по УСН,
- не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
- аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
- официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
- государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
- бюджетное субсидирование и инвестирование:
- субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
- компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
- сокращенные сроки проверок:
- проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
- в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
- небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.
О мерах по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием
30 мая 2017 06:45
Постановление от 20 мая 2017 года №608. В соответствии с приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Направлено на расширение перечня крупнейших заказчиков в целях увеличения объёма закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В частности, изменены критерии отнесения организаций к конкретным заказчикам регионального уровня – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 2 млрд рублей до 500 млн рублей.
Также изменены критерии отнесения организаций к отдельным заказчикам, в отношении которых АО «Корпорация “МСП”» и органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мониторинг соответствия, – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 50 млрд рублей до 40 млрд рублей (для заказчиков федерального уровня) и до 10 млрд рублей (для заказчиков регионального уровня).
- Справка
- Внесено
Минэкономразвития России в целях реализации приоритетного
проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
(паспорт проекта утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте
России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016
года). - В
соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Правительством России были установлены особенности закупок отдельных заказчиков
у субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены постановлением Правительства от 11 декабря 2014 года №1352),
а также порядок проведения оценки и мониторинга планов, проектов планов и
вносимых в такие планы изменений конкретных заказчиков федерального и
регионального уровней, проводимых акционерным обществом «Федеральная корпорация
по развитию малого и
среднего предпринимательства» (далее – АО «Корпорация “МСП”») или органами исполнительной власти
субъектов Федерации (утверждён постановлением Правительства от 29 октября
2015 года №1169). - В целях
увеличения доли закупок заказчиками у субъектов малого и среднего
предпринимательства подписанным постановлением в эти нормативные правовые акты
внесены изменения.
Критерии малого предприятия 2021: таблица
Тип СМП | Среднесписочная численность работников за 2020 год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | До 15 человек включительно | — |
Малое предприятие | От 16 до 100 человек включительно | — |
Среднее предприятие | От 101 до 250 человек включительно | — |
От 251 до 1000 человек включительно | Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412 |
Надзорные каникулы для малого бизнеса
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.
Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:
- за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
- ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.
Принципы формирования реестра
Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.
С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?
- о вновь созданных юрлицах и ИП;
- о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 ), — в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
- общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
- о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Зачем нужна классификация бизнеса по размеру и разделение на малые, средние и крупные предприятия?
В России малый и средний бизнес получает неплохую господдержку:
-
льготные налоговые ставки и тарифы страховых взносов;
-
льготное кредитование, субсидии, гранты;
-
льготное участие в лизинговых программах;
-
преимущества при участии в госзакупках;
-
упрощённый найм персонала;
-
имущественная помощь;
-
информационная и консультационная поддержка.
ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).
Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?
Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»
Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.
Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий
Малым предприятиям живется проще в плане налогов и бухучета. Они могут:
- Вести упрощенный бухгалтерский учет. Эта льгота не распространяется на организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Послабления касаются порядка списания материальных затрат, начисления амортизации, создания резервов и т.д. Более того, микропредприятия могут вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, а индивидуальных предпринимателей государство и вовсе освобождает от ведения бухгалтерского учета. Правила ведения упрощенного бухучета прописаны в рекомендациях ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13). Рекомендуемые упрощенные формы регистров бухучета для малых предприятий закреплены в Приказе Минфина России № 64н от 21 декабря 1998 г.
- Сдавать сокращенный набор бухгалтерских отчетов. Малые предприятия сдают всего две обязательные формы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, и те в упрощенном виде с укрупненными показателями. Упрощенные формы приведены в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
- Не устанавливать кассовый лимит (п. 2 Указаний Центрального банка от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Для малого бизнеса действуют специальные налоговые режимы. Это:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
- спецрежим для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
- патентная система налогообложения (только для ИП).