Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть ли штраф за обгон нескольких машин или обгон «паровозиком» в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для наилучшего усвоения понятия «двойной обгон», следует хорошо разбираться в разнице обгонных и опережающих действий. Обгоняющий водитель начинает маневрировать на одной полосе направления. Затем он опережает впереди идущий автотранспорт и делает возврат на первоначально занимаемый путь. Он никоим образом не создает помех другим водителям.
Однозначно ответить на вопрос, разрешен ли двойной обгон, затруднительно. Этот маневр требует предельной осторожности и быстрой реакции. Как упоминалось ранее, из всех авто, составляющих «паровозик», грамотно ведет себя управляющий первой машины. Что еще необходимо предпринять, чтобы обезопасить ситуацию при обгоне? Вот основные рекомендации:
- Сначала внимательно осматриваем дорогу и обочину, нет ли запрещающих знаков, сплошных линий, пешеходных переходов, шлагбаумов, тоннелей и сложных участков.
- Затем обращаем внимание на встречную полосу, нет ли приближающегося автотранспорта.
- Делаем обзор соседних авто, не готовятся ли они объезжать препятствие или опережать соседние ТС. Следим за сигналами поворотников как переднего, так и заднего автомобилей.
- Следующий важный шаг – это определение достаточной дистанции для необходимого разъезда и возвращения на первоначальную позицию.
- Включаем левый поворотник и, ускоряя езду на 15–20 делений, выходим навстречку. Чем выше скорость, тем скорее завершится маневр.
- Включаем правый поворотник и, обогнав машину, занимаем первоначальную позицию.
- Выключаем правый поворотник.
Чем двойной обгон отличается от обычного
Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.
Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:
- одно авто совершает обгон нескольких машин;
- несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
- вереница машин обгоняет другую такую же.
В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.
Обгонять или не обгонять
Многое в Правилах имеет некоторую туманность описания ситуаций. Например, указание на запрет обгона, если впереди уже кто-то выполняет этот маневр. При этом нет уточнения, на каком именно расстоянии этот запрет станет недействительным.
Обгон впереди может быть в большом отдалении, и если следовать четко букве, то все равно нельзя обгонять. Инспектор ГИБДД, увидевший такой разнесенный в пространстве обгон, все равно имеет право назначить штраф, согласно ПДД.
Прежде чем выезжать на встречку, водитель должен проанализировать все, что находится в зоне обзора и удостовериться, что ни одно из необходимых условий безопасности не нарушено. Разметка позволяет обогнать, нет знаков, которые запрещают маневр, нормальная видимость и прочее. У водителей впереди и сзади не намерения обгонять: выключены поворотники.
Небрежное отношение к опасности, желание сэкономить несколько минут любой ценой приведут к штрафу в лучшем случае. В худшем — к созданию аварийной ситуации для всех участников движения.
В Правилах дорожного движения под обгоном подразумевается опережение как одного, так и одновременно нескольких автомобилей. Обязательное условие при этом – перемещение на сторону полотна, предназначенную для встречного транспорта. После завершения маневра всегда происходит возвращение на занимаемую ранее полосу.
Таким образом, закон не устанавливает ограничений на количество единовременно опережаемых машин.
Независимо от того, обгоняет водитель один, два или более объекта, он обязан руководствоваться при этом требованиями раздела 11 ПДД. Перед тем, как выехать «на встречку», сидящий за рулем должен удостовериться, что свободное пространство позволит совершить маневр безопасно. Способность за доли секунды оценивать расстояние иначе называют глазомером.
Выработать подобный навык поможет постоянная тренировка.
Если спереди или сзади другой автомобиль уже приступил к совершению аналогичного маневра, начинать обгон строго запрещено. При этом не имеет значения, на какой удаленности опережают транспортное средство. За так называемый «паровозик» можно лишиться водительского удостоверения или заплатить штраф в размере 5000 рублей.
Опережать машину также нельзя, если водитель подает сигнал о намерении повернуть налево.
Источник изображения: sputnik.kg
ПДД регламентируют действия и тех, кто управляет тихоходным транспортом (либо просто медленно едет). Находящемуся за рулем обгоняемого автомобиля человеку воспрещается увеличивать скорость, пока маневр не будет завершен. Если же фура (трактор, комбайн) движется медленнее 30 км/ч, ее водитель обязан принять максимально правее.
Иногда очевидно, что ширина проезжего полотна или наличие сплошной разметки все равно не позволят осуществить опережение. В такой ситуации управляющий техникой должен остановиться на обочине и пропустить следующий сзади транспортный поток.
Штраф за нарушения правил двойного обгона
Фиксировать двойной обгон, как и другие нарушения данного манёвра, сегодня в России могут, как автоинспекторы при патрулировании улиц и шоссейных дорог, так и камеры фото – и видеофиксации, которые сейчас установлены в стране практически повсеместно. В зависимости от того, каким образом было зафиксировано событие, может отличаться и наказание. Также оно зависит от пункта КоАП, который подходит под конкретный случай.
Если нарушение классифицировано, как выезд на полосу для встречного движения в неположенном месте или иным способом, запрещённым ПДД, автовладельцу грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок, равный четырём или шести месяцам.
Стоит отметить, что, если неправильный двойной обгон был определён фиксирующей камерой, обычно дело обходится штрафом. Лишиться прав водитель может, как правило, если нарушение было выявлено сотрудниками ГИБДД. В таком случае они обязаны остановить автолюбителя и составить на него протокол о правонарушении.
Кроме того, за двойной обгон автомобилист может лишиться своего в/у на целый год. Это происходит, если он совершает подобное повторно. При этом факт нарушения ПДД должны установить сотрудники автоинспекции. Если вторичное правонарушение было зафиксировано камерой, то водителю придётся заплатить за это еще 5000 рублей. Лишение водительского удостоверения в таком случае не предполагается.
Иногда автолюбителям за двойной обгон выписывают штраф на 1000 или 1500 рублей. Он предусмотрен в случае, если нарушение было классифицировано, как объезд препятствия по встречной полосе. Такое наказание может назначаться, как автоинспектором, так и приходить с камер фотофиксации.
Двойной обгон – очень сложный и опасный манёвр. Поэтому неудивительно, что во многих случаях действующие сейчас в России правила дорожного движения запрещают его. За это предусмотрено весьма серьёзное наказание. Поэтому не следует нарушать ПДД. А, если довелось стать случайным участником такого дорожного события по вине другого автомобилиста, нужно соблюдать осторожность и завершить манёвр безопасно для себя и других водителей и пешеходов.
В соответствии с действующим Кодексом дорожного движения обгон транспортного средства — это особый тип движения транспортного средства (другого вида транспорта), которое движется впереди транспортного средства, выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения, и возвращается на полосу движения в том же направлении.
Обгон может производиться одним или несколькими автомобилями, движущимися по одной полосе.
Правила обгона, а также ситуации, в которых запрещается выполнение этого маневра, указаны в пункте 11 документа. Понятие «двойной обгон» действующей редакцией Регламента не предусмотрено.
Однако общепринято считать, что при двойном обгоне выполняются следующие действия:
- обгон машины за автомобилем, выполняющим аналогичный маневр.
- обгон транспортных средств, которые уже совершают подобный маневр;
Разновидности нарушений
Есть еще один маневр, который иногда еще называют двойным маневром: когда две и более машины выходят на встречную полосу и едут, как поезд».
Водитель, первым начавший обгон, невиновен в нарушении правил, но это можно доказать только при наличии видеомагнитофона или камеры. Иногда присутствующий рядом инспектор ГАИ тоже замечает, кто ехал первым.
Правила запрещают выполнение маневра двойного обгона (11.2 SDA), если следующий или следующий водитель выезжает на встречную полосу для обгона.
Сложно доказать отсутствие нарушений в ситуациях обгона: даже если бы сотрудник ГИБДД видел происходящее, он мог не заметить, кто первым выехал на встречную полосу, соответственно, виноваты будут оба водителя или все водители, принявшие участие в маневре.
Когда запрещено и когда разрешено обгонять
Не все водители дисциплинированны. Многие считают личные желания и стремления преимуществом перед другими автовладельцами и ездят так, как считают нужным, а не по правилам.
Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:
- Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
- Действие происходит на пешеходных дорожках.
- Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
- Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.
Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:
- возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
- вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
- вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
- при движении по мосту;
- на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
- на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
- при наличии свободного места на встречной полосе;
- если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
- при движении впереди машины с включённым левым поворотом.
Если инспектор успеет пресечь такие нарушения, пассажиры отделаются лёгким испугом, а их водитель — административным наказанием. Если водителя некому было образумить, он скорее всего попадёт в хронику происшествий дня.
Вместе с тем, Правилами не запрещается выезжать на встречную полосу дороги, чтобы обогнать несколько машин, учитывая, что водитель убедился в том, что совершать такое перестроение безопасно.
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
В Правилах дорожного движения не предусмотрен штраф именно за двойной обгон. Но, совершая такой опасный для жизни вид перестроения, владельцы авто могут нарушить другие правила, в результате чего нарушителям будет предъявлен штраф по статье 12.15 КоАП.
Какие нарушения может совершить водитель?
- Препятствие объезжается по встречной полосе.
- Также предполагается наказание за обгон в случае, если после него владелец авто не возвращается на прежнее место, а обгоняет следующую машину. Водитель вынужден будет оплатить штраф или лишиться прав вождения транспортного средства.
За очередное повторение произведённых ошибок, нарушитель лишается водительского удостоверения на длительный срок. При случае, если момент нарушения снят системами видеонаблюдения, то будет наложен штраф по ч.5 статьи.
По ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ за выезд на полосу встречного движения там, где запрещено санкций всего две – штраф в размере 5000 руб. и лишение прав сроком до полугода. При повторном нарушении правил обгона в рамках одного года – лишают водительского удостоверения сроком на 12 месяцев.
Штраф возможен только если нарушение зафиксировала фотокамера. В таком случае уведомление придет водителю по почте. Если же за совершением обгона против правил водителя остановил инспектор ГИБДД, кроме лишения прав иной ответственности не предусмотрено. Но забрать права прямо на месте у водителя не могут. Меру пресечения устанавливает суд.
Если обгон был завершен правильно, но водитель не включал сигналы поворота в течение маневра, штраф в размере 500 руб. назначают по ст. 12.14. КоАП РФ.
Поговорим о двойном обгоне
В ПДД есть запреты и предписания относительно подобного маневра. Получается, что когда запретов нет, то это разрешено.
В действующих ПДД за 2021 год нет никаких пунктов, запрещающих выполнить двойной обгон. Причем вне зависимости от количества автотранспортных средств, принимающих участие в подобном маневре.
Есть только одно условие. Водители обязаны удостовериться предварительно в том, что их действие не повлечет за собой никаких опасных последствий. То есть маневр безопасный.
Вывод о проверке безопасности маневра зависит от последствий. Если никакого ДТП не произошло, то все было сделано по правилам. Если случилась авария, то придется заплатить штраф, либо лишиться удостоверения.
Но нужно внести уточнения. По ПДД, совершая рассматриваемое действие, водители обязаны проверить несколько моментов:
- на встречной полосе нет машин, либо находятся на достаточном расстоянии, чтобы успеть завершить маневр;
- впереди отсутствует сплошная разделительная полоса;
- нет установленного знака, запрещающего обгон;
- не располагается никакой путепровод, пешеходная зона, а также железнодорожный переезд;
- это же относится к тоннелям, эстакадам, опасным поворотам и подъемам;
- в этот момент машина позади не пошла на обгон вашего транспортного средства;
- ни одна из впереди идущих машин не активировала левый поворотный сигнал.
Этот список в полной мере определяет условия, при которых можно и нельзя осуществлять обгон с выездом на встречную часть дороги. Это же относится и к двойному типу маневра.