Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания и процедура принудительной ликвидации ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Альтернативные варианты ликвидации: плюсы и минусы
Ликвидация по стандартной схеме — это длительный и сложный процесс. Даже при отсутствии проблем он занимает не менее нескольких месяцев.
Поэтому иногда владельцы бизнеса прибегают к другим вариантам закрытия, которые не требуют столько времени и сил.
Реорганизация — при слиянии или присоединении юридическое лицо «исчезает», объединившись с новой компанией или войдя в ее состав.
Замена собственников — в этом случае организация продолжает существовать. Но прежние учредители больше не имеют к ней отношения, так как продали свои доли новым собственникам.
«Брошенная» компания — если не сдавать отчетность и не проводить операции по счету в течение года, то налоговики могут сами исключить компанию из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Плюс первых двух вариантов – скорость. Речь в обоих случаях идет об оформлении одной операции – реорганизации или купли-продажи долей в уставном капитале. Третий способ не такой быстрый, но зато учредители могут вообще ничего не делать – налоговики сами ликвидируют компанию.
Однако, все эти варианты имеют один существенный недостаток — при этом не решаются вопросы с закрытием долгов.
Кредиторы могут доказать в суде, что учредители использовали такие способы ликвидации, чтобы уклониться от погашения задолженности. В этом случае суд привлечет прежних владельцев и руководителя компании к субсидиарной ответственности. Это значит, что бывшие первые лица ООО будут отвечать по долгам, образовавшимся по их вине, своим личным имуществом.
Кроме того, если «брошенное» юридическое лицо имело незакрытые долги перед бюджетом, то ее руководитель и основной собственник (владевший более 50% уставного капитала) будут дисквалифицированы на три года. Это значит, что они в течение трех лет после исключения организации из ЕГРЮЛ не смогут учреждать новые юридические лица или занимать в них должности руководителей.
Поэтому использовать нестандартные способы закрытия ООО нужно с осторожностью и только в тех случаях, когда все проблемы с кредиторами урегулированы.
Удовлетворение требований кредиторов
1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса
Ликвидационная комиссия уведомляет налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в налоговый орган раньше:
- срока для предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решений суда или арбитражного суда по делу (иных судебных постановлений, которыми завершается производство по делу), на основании которых судом или арбитражным судом принят к производству иск, содержащий требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездных налоговых проверок, оформления их результатов, включая рассмотрения материалов, и вступления в силу итогового документа по результатам таких проверок в соответствии с законодательством о налогах и сборах в случае их проведения в отношении ликвидируемого юридического лица;
- завершения таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.
Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом
Если у фирмы нет денег на затраты по закрытию или собственников невозможно найти, такая компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Налоговая имеет право в одностороннем порядке принять решение о закрытии юрлица и исключении его из ЕГРЮЛ. В этом случае учредителям ничего не нужно делать, только ждать пока регистрирующий орган все сделает самостоятельно.
Однако, этот способ закрытия накладывает отпечаток на руководителя и участников как «недобросовестных» лиц. После принудительной ликвидации юридического лица таким образом директор и участники не смогут занимать руководящие должности, быть учредителями в других организациях или создавать новые компании, в течение трех лет. Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.
Для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке нужны серьезные основания. Добросовестные учредители, не нарушающие систематически и грубо законодательство, могут не бояться – принудительная ликвидация им не грозит.
Адвоката по ликвидации в судебном порядке в Екатеринбурге
Очень часто от владельцев предприятий или организаций можно услышать фразу, что зарегистрировать и создать компанию гораздо проще, чем ее ликвидировать. И это действительно реальность, но она легко объяснима.
Ведь при появлении новой организации практически все органы контроля переживают только о том, как поставить на налоговый учет нового плательщика. Во время работы компании они пекутся о том, чтобы все необходимые платежи своевременно и без проблем поступали в бюджет. А вот при ликвидации необходимо подводить итоги деятельности и отслеживать то, чтобы права и обязательства всех участников, в том числе и органов контроля, были строго соблюдены.
Наши адвокаты по ликвидации и регистрации фирм помогут Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и записывайтесь уже сегодня!
Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения
Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.
ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.
Ликвидационная комиссия
Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа.
Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.
Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.
В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист,экономист, бухгалтер и так далее), её учредители.
Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов
Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.
В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.
Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
Уведомление о начале процедуры добровольной ликвидации ООО
Ликвидация — это процесс, который в обязательном порядке должен быть официально зарегистрирован уполномоченным на то органом, в связи с чем, после принятия решения о ликвидации участниками организации, о данном процессе нужно уведомить тот самый уполномоченный орган (ИФНС). Для этого необходимо подготовить и направить в уполномоченный орган заявление по установленной законодателем форме. В нашем случае заявление необходимо подготовить по форме Р15001, данная форма должна быть подготовлена в соответствии с требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Данное заявление должно быть заверено в нотариальном порядке, заявителем будет выступать Ликвидатор или руководитель ликвидационной комиссии, в зависимости от того, кто был вами выбран на предыдущем этапе. После того, как заявление будет подготовлено и нотариально заверено, в уполномоченный орган необходимо предоставить:
- Решение/Протокол о Ликвидации и назначении Ликвидатора/Ликвидационной комиссии;
- Заверенное нотариусом заявление по форме Р15001.
Документы необходимо направить в уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней после принятия решения о ликвидации одним из следующих способов:
- лично ликвидатором/руководителем ликвидационной комиссии;
- представителем, в данном случае понадобиться нотариальная доверенность (в таком случае заверенная копия нотариальной доверенности также должна быть подана в уполномоченный орган с остальными документами);
- заказным письмом с описью вложения;
- в электронном виде с ЭЦП нотариуса.
Инициаторы ликвидации ООО в судебном порядке
Во-первых, это госорганы. Например, ФАС России – в случае несогласования с ним действий по созданию компании, если они могут стать фактором ограничения конкуренции.
Во-вторых, это налоговые органы, прокурор, Центробанк. К примеру, прокурор обращается с заявлением о ликвидации ООО при установлении фактов грубого нарушения требований закона со стороны ООО. ЦБ РФ – при отсутствии лицензии. Налоговое ведомство – при нарушении требований к количеству участников ООО.
В-третьих, непосредственно учредитель (участник) ООО. Это происходит в случае отсутствия возможностей, ресурсов для достижения целей создания общества, а также если осуществление деятельности ООО существенно затрудняется, становится невозможным.
Последствия ликвидации
Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке. Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам.
Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:
Добровольное закрытие | Принудительное закрытие или принудительное банкротство | Признание себя банкротом |
Отсутствие ответственности | Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности | Отсутствие ответственности |
Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества | Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств | Законное избежание выплаты долгов |
Сохраняется репутация фирмы | Репутация испорчена | Сохраняется репутация фирмы |
Основания для ликвидации
В качестве оснований для ликвидации юридического лица по‑прежнему выступают:
- решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- решение суда.
В новой редакции более детально и четко регламентированы случаи, в которых суд принимает решение о ликвидации. Так, юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондами, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление юридическим лицом деятельности становится невозможным или существенно затрудняется;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Порядок ликвидации юридического лица
Новым законом уточняется порядок ликвидации юридического лица. В целом он остается тем же. Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия публикует в средствах массовой информации, в которых размещаются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Данный срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Новым является и уточнение о том, что в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 000 руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. Отметим, что в ранее действовавшей редакции ст. 63 ГК РФ не было установлено пороговое значение стоимости имущества, которое можно реализовывать без проведения торгов.
Кроме того, устанавливается, что в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Как и раньше, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или предприятия, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или предприятия.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Новым является следующее правило: при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица
ГК РФ в новой редакции дополнен положениями о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, изложенными в новой ст. 64.1. Так, устанавливается, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица).