Уведомление о прибытии и убытии иностранного гражданина в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о прибытии и убытии иностранного гражданина в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В период проведения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года – с 25 мая по 25 июля – на территории городов, где будут проходить футбольные матчи, вводятся особые условия постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации их по месту жительства (регистрации по месту жительства подлежат иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации).

Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ

Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:

  1. Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
  2. Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.

Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.

Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.

К ним относятся:

  • лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
  • лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
  • граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
  • граждане со статусом «лишенные свободы».

От постановки на миграционный учет освобождаются:

  • члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
  • то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
  • пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
  • путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.

Обязанности принимающей стороны

После прибытия иностранца, принимающая сторона должна заполнить утвержденный бланк. В нем указывается информация об иностранце. Основанием для внесения являются миграционная карта, паспорт и виза. Затем в территориальный орган УВМ МВД направляется специальное уведомление, на основании которого происходит постановка иностранца на миграционный учет.

Бланк заполняется на русском языке. При заполнении не допускаются исправления, сокращения. Все поля должны быть заполнены. При несоблюдении какого-либо требования документы могут быть возвращены и иностранцу будет отказано в постановке на миграционный учет. Если необходима постановка группы иностранцев, то на каждого человека оформляет отдельный бланк, даже том случае если они регистрируются по одному адресу.

Гражданин, который является принимающей стороной, подтверждает свою личность и представляет паспорт. Дополнительно потребуется копия документа подтверждающая личность иностранца и его миграционной карты.

Сотрудник миграционной службы, после приема уведомления проверяет предоставленную информацию и правильность заполнения. После проверки на бланке ставится отметка, что уведомление принято.

На бланке присутствует отрывная часть, которую возвращают человеку, высказавшему желания выступать в качестве принимающей стороной. В дальнейшем переданную сотрудником миграционной службы отрывную часть следует передать прибывшему иностранцу.

Очевидно, что миграционный учет иностранных граждан должен быть реализован при обеспечении полного соответствия с действующим законодательством Российской Федерации. Перед тем, как отправляться в поездку в Россию, представителям иных государств необходимо изучить нормы законодательства страны посещения, касающиеся вопросов миграции.

Ведь если не учитывать предусмотренные особенности, то соискатель мало того, что может быть принудительно выдворен за пределы РФ, но также вполне возможно, что на его право въезда в Россию будет возложен запрет.

Во избежание подобных проблем следует изучать актуальные положения закона с учетом последних нововведений. Не редкость, когда Правительство решает скорректировать правила въезда для той или иной категории граждан. В качестве примера можно выделить Украину – в отношении ее жителей в 2017 году были отменены действующие преференции.

Причем изучением основных положений и ключевых тонкостей придется заняться не только иностранцу, но и принимающей стороне, так как она во многом ответственна за правильное проведение процедуры.

Особенно это актуально для работодателей, занимающихся трудоустройством жителей других государств. Если контролирующими структурами будут выявлены факты нарушения утвержденного порядка, организация может потерять несколько сотен тысяч. Более того, приостановка деятельности на срок до 3 месяцев в крупных фирмах становится причиной возникновения миллионных убытков. Поэтому наличие в штате квалифицированного юриста так важно для компаний, желающих избежать проблем с законом.

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ)

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Пакет документов для постановки на учет по месту пребывания

Для оформления временной регистрации потребуются документы как иностранца, так и принимающей его стороны.

Иностранному гражданину необходимо предоставить:

  1. Паспорт (удостоверение личности).
  2. Миграционную карту (оригинал и копию).
  3. Заполненный бланк уведомления о прибытии.
  4. Визу (если со страной иностранного гражданина действует визовый режим).

Содержимое пакета документов принимающей стороны зависит от того, физическое это лицо, либо организация.

Физические лица, которые принимают иностранных гостей, должны предоставить:

  1. Паспорт (оригинал и копия).
  2. Бумаги, подтверждающие право собственности на жилье.

Организации должны предоставить:

  1. Копии учредительных документов.
  2. Администрация гостиницы, санаторий и др. – заявление о временной прописке по месту пребывания.

Обязанности принимающей стороны

Как мы уже упоминали ранее, прописка иностранного гражданина по месту пребывания – это задача принимающей стороны.

Принимающей стороной имеют право быть:

  1. Россияне, которые являются собственниками помещения, либо имеют постоянную прописку по требуемому адресу.
  2. Иностранцы, проживающие в России на основании вида на жительства и имеющие постоянную регистрацию.
  3. Сам иностранный гражданин, если у него в собственности есть жилое помещение. Регистрация по данному адресу членов семьи возможна только если иностранец прибыл в Россию в качестве высококвалифицированного специалиста.
  4. Юридическое лицо, зарегистрированное в России, его филиалы и представительства.
  5. Органы государственной власти Российской Федерации.

В основные обязанности принимающей стороны входят:

  1. Заполнение бланка уведомления о прибытии (информация для его заполнения берется из документов иностранного гражданина).
  2. Передача заполненного бланка уведомления в государственные органы в ГУВМ МВД или МФЦ.
  3. После проверки правильности заполнения бланка уведомления, получить и передать иностранцу отрывной талон-уведомление с отметкой.

Порядок и правила пребывания

Закон предусматривает, что после истечения семи дней въезжающий обязан уведомить о своём местонахождении на территории РФ и получить соответствующие документы в местном миграционном отделении. Постановка на учет — неукоснительное правило для всех иностранных подданных и путешественников из СНГ.
Для граждан некоторых стран порядок устанавливает определённые сроки пребывания на территории РФ. Беларусь, Армения, Казахстан – 30 суток, для Таджикистана — 15 суток, а для Украины — 3 месяца.

Зарегистрировать своё пребывание и встать на учет должен каждый иностранный подданный, если он будет пребывать в РФ более чем 7 суток. Если он покидает страну раньше, то оформление регистрации в ФМС не представляет необходимости и закон не нарушается. Семидневный период включает в себя тот день, когда приезжий пересекает границу, независимо от того, сколько ему ещё добираться до пункта назначения.

Рассмотрим подробнее, кто может быть принимающей стороной иностранного гражданина:

  • гражданин РФ при наличии постоянной регистрации или договора собственности помещения, где будет пребывать иммигрант;
  • иностранный гражданин, если у него оформлен РВП или ВНЖ и есть регистрация по месту жительства;
  • иностранец или лицо без гражданства, если у него есть собственное жилье в России, может сам зарегистрировать себя;
  • иностранный гражданин или лицо без государственной принадлежности, получившее статус ВКС (высококвалифицированного специалиста) – только членов своей семьи;
  • юридическое лицо, а также его филиал или представительство;
  • орган государственной власти – федеральный или субъекта РФ;
  • орган местного самоуправления;
  • дипломатическое представительство иностранного государства в России;
  • международная организация, ее представительство или представительство иностранного государства при международной организации;
  • гостиничное или медицинское учреждение: отель, хостел, санаторий, пансион, дом отдыха, туристическая база, кемпинг и пр.;
  • учреждение социальной защиты (например, интернат);
  • учреждения исполнения административного или уголовного наказания.

Обязанности принимающей стороны

К основным обязанностям, которые ложатся на принимающую сторону, относятся:

  1. Своевременная регистрация иностранца в органах миграционного учета, правильное заполнение бланка на каждого прибывшего иммигранта.
  2. Передача отрывной части уведомления с отметкой о приеме приглашенной стороне.
  3. Контроль за соблюдением прочих правил миграционного учета: изменение основных данных в базе данных (например, при смене фамилии), действия во избежание превышения срока разрешенного проживания в России, т. е. возможное содействие в продлении или снятии с учета.

Установленные сроки и правила продления

Срок пребывания иностранцев в России зависит от того, на сколько гражданину выдана виза. Если он осуществил въезд на территорию нашей страны на безвизовой основе, это не означает, что он может находиться здесь столько, сколько захочет. Сроки пребывания для лиц, осуществивших безвизовый въезд, составляют 90 дней. Когда заканчивается этот период, подданный другой державы обязан отбыть на родину. Если он останется в России, его нахождение здесь будет незаконным.

Если иностранец не закончил здесь свои дела, то в некоторых случаях он может продлить свой период пребывания в России. Правила регистрации иностранных граждан гласят, что для ее продления сам человек или сторона, которая его принимает, должны подать заявление в местный орган ФМС. Такая процедура осуществляется за 14 дней до окончания разрешения на нахождения в стране.

Форма заявления стандартная, в ней указываются следующие данные человека:

  • личные данные – ФИО;
  • дата появления на свет и место рождения;
  • наименование державы, подданным которой он является;
  • личные данные из паспорта;
  • адрес мета проживания или пребывания.

К заявлению прикладывается пакет документов:

  • паспорт, но не копия, а оригинал;
  • документ, подтверждающий необходимость оставаться в России дольше положенного времени – это может быть трудовой контракт, справка об увеличении срока обучения и другие бумаги.

Миграционные правила гласят, что срок рассмотрения заявления гражданина не должен быть больше недели. Подданный другого государства приглашается через 7 дней, чтобы выслушать решение службы миграционного учета.

Если было принято решение об отказе в увеличении сроков пребывания в России, то гражданин получает письменное уведомление. Он обязан расписать в соответствующих документах в его получении. Затем ему дается недельный срок для отбытия на родину или в другое государство.

Продление уведомления о прибытии разрешает иностранцу оставаться в России еще в течение нескольких месяцев.

Административная ответственность принимающей стороны за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета

Работодатель участвует в процессе постановки на учет временно пребывающего иностранного гражданина по месту пребывания в случае, если по отношению к нему он является принимающей стороной (п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

В соответствии с пп.2 п.2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановке на учет по месту пребывания подлежит, в том числе временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания — в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Пунктом 2 ст. 22 установлено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

— по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

— после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.

Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

— представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

Читайте также:  Верховный Суд РФ об исковой давности

— передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, предусмотрена частью 4 ст.18.9 КоАП РФ.

Помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы юрист 2 класса Кузнецов А.Е.

Как происходит первичная постановка

Становиться на учет в органах миграционного контроля необходимо всем гражданам иностранных государств, которые прибыли на территорию Российской Федерации. При этом не имеет значения ни цель визита, ни срок, на который иностранец планирует находиться в стране.

Кроме этого, не имеют принципиального значения основания для прибытия. На практике это означает, что миграционному учету в установленном порядке подлежат как граждане стран, которым для посещения РФ необходима виза, так и лица из безвизовых государств.

На сегодняшний день миграционный учет иностранцев осуществляется Главным управлением по вопросам миграции, находящемся в структуре МВД. На местах соответствующую работу ведут территориальные органы при местных ОВД.

Ранее учет граждан осуществляла Федеральная миграционная служба. Однако после 2016 года эти полномочия находятся в ведении МВД, а сама ФМС была ликвидирована.

Чтобы зарегистрировать иностранца по месту его временного нахождения, следует обращаться непосредственно в территориальные подразделения МВД, ответственные за данное направление работы.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Если обязанность постановки на миграционный учет лежит на принимающей стороне, то она и несет ответственность за нарушение закона. В этом случае иностранному гражданину ничего, кроме депортации не грозит.

А вот нерадивый или чересчур экономный работодатель обязан заплатить штраф и произвести депортацию гастарбайтеров за свой счет.

Размер штрафа зависит от того, кто является принимающей стороной. Если это физические лица, они заплатят от 2 до 4 тысяч рублей, должностные лица – от 40 до 50 тысяч, а юридические – от 400 до 500 тысяч рублей (это штраф за нелегалов).

Если иностранец должен был встать на учет сам, то и ответственность за невыполнение всех формальностей возлагается на него.

Если иностранный гражданин нарушил правила въезда в РФ или не встал на миграционный учет, ему грозит штраф от 1 до 5 тысяч рублей и выдворение из страны.

Льготный режим пребывания в России граждан Украины перестал действовать, теперь находиться на территории Российской Федерации без патента на работу или разрешения на временное проживание можно будет, не более 90 дней в течение полугода. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик о пребывании в РФ граждан Украины.

Кто ставит на учет по прибытию иностранца в РФ в 2023 году

Въезд из-за рубежа и регистрация гражданина могут осуществляться бесплатно либо по приглашению резидента РФ – лица с российским паспортом, имеющего РВП или ВНЖ, юридическое лицо с аккредитацией в России.

Внимание: в 2023 году начал действовать закон, запрещающий прописывать иностранцев по юридическому адресу компании-работодателя. Обязательно проживание должно проходить в том же месте, которое фактически указано на бланке уведомления.

При вызове иностранца с целью трудоустройства в РФ все формальности по заключению документов ложатся на компанию. Она же несет ответственность на предоставление нормальных условий проживания, размещение сотрудника, предоставление ему материального обеспечения. Штрафы, налагаемые на юридическое лицо, по законам российской федерации значительно больше, чем при самостоятельной поездке иностранца, и могут достигать нескольких миллионов рублей.

В качестве принимающих сторон могут выступать:

Россияне, имеющие регистрацию временного или постоянного характера на территории РФ. Принимаются любые фонды недвижимости, годные для проживания, но не коммерческие объекты. Учитывается наличие свободных квадратных метров согласно норме площади на каждого жильца.
Юридические лица, имеющие аккредитацию в РФ, зарубежного или российского происхождения, к примеру, филиалы иностранных компаний. Постановка на учет осуществляется в ФМС РФ при предоставлении пакета документов на наемного сотрудника из-за рубежа. В качестве организаций рассматриваются также органы государственной власти, международные правительственные учреждения, представительства и филиалы российских фирм.
Иностранец, проживающий в РФ и имеющий статус ВКС. Он должен иметь собственную жилую площадь в России. Гость России может зарегистрировать помещение исключительно на свое имя. Допускается прописка к иностранцам, которые имеют действующий ВНЖ и регистрация по адресу пребывания.

В отношении проживания в жилых помещениях, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, принимается во внимание квадратура. Нельзя прописать на жилой площади количество человек больше, чем допускается согласно нормам расселения. На федеральном уровне такой стандарт составляет 6 кв.м. на человека. В некоторых регионах порог достигает 12 или 18 кв.м. К примеру, в квартире 42 кв.м. недопустимо проживание больше 3 людей. При обращении в миграционный стол в регистрации 4-го гражданина последует отказ.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *