Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и минусы демократического режима». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.
Разновидности демократического режима
Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:
- Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
- Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
- Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.
В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.
Плюрализм, множественность демократического общества
Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д. Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам.
Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.
Власть народа: признаки и виды
Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который даёт гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает группа людей, находящаяся у власти, или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона.
Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому её передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни.
Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягнёнок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать.
Ещё одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него.
Предпосылки возникновения
Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.
Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.
Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.
Плюрализм, множественность демократического общества
Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д. Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам.
Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.
Все они в любой момент времени находятся в состоянии противостояния и естественной конкуренции, защищая и отстаивая право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. К признакам, которые указывают на его существование, следует отнести следующие моменты:
- Субъекты политики множественны, но при том самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти.
- В стране нет политической монополии, выраженной в засилье одной-единственной партии.
- Это вытекает из предыдущего пункта: в государстве обязательно должно существовать несколько разнообразных партий во власти, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти.
- Человек не только может выразить свое мнение и изъявить свою волю: государство обязано предоставить для этого несколько способов, которые охватывают всех дееспособных граждан.
- Элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил.
- В рамках закона дозволяется широкое разнообразие политических взглядов.
В странах СНГ (которого фактически уже нет) в настоящее время прослеживается тенденция к развитию реального плюрализма. Увы, но в тех же бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР все это зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.
Формы и типы демократии
Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.
Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.
Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.
Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.
Характеристики тоталитарных государств
Тоталитаризм обычно предполагает наличие фигуры вождя, диктатуру и террор, регулярную мобилизацию населения в массовые организации, изоляцию или убийство фактически (или потенциально) несогласных.
Тоталитарный политический режим является противоположностью демократической правового государства.
Характерными чертами тоталитарных государств являются:
- диктатура оной монополистической массовой партии во главе с диктатором (фактически, существует только одна выбираемая политическая партия, которая правит диктаторским путём), либо сращивание партий и государства, господство партийной и государственной элиты (государственный аппарат осуществляет тотальную власть во всех сферах жизни общества);
- личная диктатура (диктатура, связанная с постоянным несменяемым лидером, поддерживаемая харизматическим правлением и культом личности, при котором вся система адаптирована к правителю), неумеренное безграничное восхваление (культ) личности вождя;
- официальная руководящая доминирующая идеология, которая обязательна для всех граждан (утопические цели, наличие «диалектического врага», психология ненависти: создание и разжигание ненависти в обществе к инакомыслящим, моральный нигилизм (стремление к цели без этических принципов), презрение к либеральной демократии), а также широкая пропаганда этой идеологии (в том числе фальсификация образа реальности);
- полицейская система или военная диктатура, основанная на полном контроле над вооружёнными силами, насилии, геноциде, принуждении, страхе и секретных службах (конституционное правительство отсутствует и вместо этого правительство переходит под контроль военных либо назначенных диктатором лиц), а полиция и правосудие используются как элементы системы террора, репрессий против общества и преследования несогласных и инакомыслящих;
- государственная монополия на распоряжение средствами массовой информации, превентивная цензура, вмешательство в убеждения, взгляды и поведение граждан;
- коллективизм (в общественной жизни);
- милитаризм и прививание любви к войне и оружию;
- лженаука: утверждение, что идеология основана на «фундаментальных законах науки»;
- обширная бюрократия;
- монополия в области искусства, эстетизация власти;
- контролируемая массовая социальная мобилизация для борьбы с «врагами народа», поощрения доносительства;
- обязательное членство в подконтрольных правящей партии массовых организациях;
- главной основой создания тоталитарного государства является отсутствие рационально обоснованной цели создания и существования, цель создания тоталитарной структуры государства всегда лежит за пределами целесообразности, логической обоснованности, природной или социальной необходимости;
- тоталитарное государство, в отличие от других социальных образований, стремится регламентировать и подчинить не только внешние проявления человеческого поведения, но и внутренний мир человека.
Понятие режима в сравнительной политологии
В сравнительной политологии, режимы понимаются как форма политического правления. Тип режима предоставляет информацию об основном характере формы правления и обычно относится к образу жизни, порядку и правительству, то есть к институционализированному набору принципов, норм и правил, которые в основном касаются действующих лиц в данном контексте действия.
Этот термин (режим) используется нейтрально для всех форм правления, включая демократические. Поэтому режим может быть определён как формальная и неформальная организация политического центра власти, с одной стороны, и его отношения к обществу в целом, с другой.
Режим определяет доступ к политическому правлению, а также отношения власти между правящими элитами, между теми, кто находится у власти, и теми, кто подчиняется власти. Властные отношения должны быть в определённой степени институционализированы. Это означает, что их нужно принимать, практиковать и, в частности, стандартизировать поведение тех, кто находится у власти.
Государственная система и форма правления отличаются от «режима» как общего термина. Система управления в сравнительной политической науке является лишь особой частью всего режима. Например, государственная система может быть организована «парламентским» или «президентским» образом, но оба они относятся к типу демократического режима. Концепция режима охватывает политические структуры, но не определённых членов правительства или глав государств, как подразумевают повседневные выражения типа «режим Асада» или «режим Сталина».
Выбери ответ
Понятие политического режима было введено в лексикон политологов во II-ой половине XX века, хотя попытки описать их и классифицировать были предприняты еще Платоном и Аристотелем.
Современная политология, основываясь на исследованиях М. Дюверже, Ж.-Л.Кермонна, Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, трактует политические режимы как формы политического управления, различающиеся между собой по:
мере участия граждан государства в его управлении. В Украине народ имеет право выбирать депутатов всех уровней, в том числе, в главный законодательный орган — Верховную Раду. А вот население Брунея такой привилегией похвастать не может: страной правит монарх — султан, который передает власть по наследству;
методам и способам организации политической власти. Например, правление Пиночета в Чили основывалось на военной диктатуре и репрессиях, полной противоположностью ему является Швеция, которой управляет парламент, избираемый всеобщим голосованием;
степени политической свободы. Сравните: в России зарегистрированы 78 политических партий, а на Кубе только одна — коммунистическая — и существование другой партии даже не допускается;
правовому статусу личности. Есть государства, где конституционно за всеми гражданами закреплены равные права. К ним относятся Германия, Великобритания, Франция, Швеция и т. д. Однако, есть и страны, в которых ущемляются права определенных рас и этносов. Вспомним режим апартеида в ЮАР, при котором притеснялись темнокожие, или Третий Рейх, преследовавший евреев и цыган.
Итак, можем сделать вывод: политические режимы — это совокупность приемов, форм и методов организации власти. В узком значении под политическим режимом понимают государственный политический режим, т. е. политическое устройство отдельно взятого государства.
Основная характеристика демократического политического режима, суть этой системы управления, состоит в том, что субъектом политического процесса и носителем суверенитета государства является его народ. Это неотъемлемый признак различных проявлений такого уклада.
Рассмотрим основные разновидности демократического режима:
- Прямая демократия. При таком укладе народ непосредственно влияет на законодательные процессы и деятельность властных структур.
- Представительная демократия. Такая система управления предполагает избрание народом представителей для организации государственной власти.
- Плюралистическая демократия. В рамках этого режима действуют различные политические объединения, которые позволяют своим членам влиять на принятие законодательных решений. То есть власть одновременно осуществляется множеством автономных групп. Политика здесь выступает как конфликт этих групп, во время которого принимаются компромиссные решения, стремящиеся удовлетворить максимальные объемы интересов.
Какие бывают виды демократии?
Такая форма правления, как демократия, имеет много лиц и может по-разному проявляться в жизни общества. Существует три типа. Все они различаются по степени, в которой граждане могут непосредственно влиять на политические решения. Обсудите все из них.
Референдум, народные дебаты
Выборы парламентариев, выборы президента
Несколько слов о том, почему представительная демократия используется для таких важных событий, как выборы. На это есть три причины.
Слишком много граждан хотят одновременно участвовать в принятии решений.
Страна очень большая, и организовать прямое участие очень сложно.
Решения, принимаемые на таких мероприятиях, очень сложны. Это означает, что даже в условиях демократии людям нужны представители — эксперты с опытом.
Авторитарный режим и его признаки
Авторитаризм — это режим, при котором власть осуществляется при незначительном участии народа. В авторитарных режимах государственная власть сосредоточена в руках одного человека (президента, монарха, премьер-министра) или группы людей, например, определенной партии, армии или группы оли-глав. Участие других сил в политической жизни существенно ограничено.
Признаки авторитарного режима:.
Концентрация управления, монополия на власть близких групп людей.
Неспособность контролировать власть со стороны народа, отсутствие реальных выборов и подотчетности власти населению.
Ограниченные политические права: в частности, свобода оппозиционной деятельности и прессы.
Нарушение принципа разграничения полномочий. Стиль руководства.
Власти активно сдерживают политических оппонентов.
Конституционные и демократические права могут существовать на бумаге, но на практике они нарушаются.
Официальная идеология доминирует, но к другим идеологическим течениям относятся терпимо.
Правящая партия интегрирована с государством.
Авторитарный режим опирается непосредственно на полицию, армию и разведывательные службы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные структуры являются важным элементом государственного механизма.
Авторитарные режимы также опираются на другие традиционные социальные институты, такие как бюрократия и церковь.
Широкое участие государственного сектора в экономике.
Часто агрессивная позиция во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.
Примеры стран с авторитарными режимами: Иран, Китай.
Сходства и различия между авторитарным и тоталитарным режимами
Авторитарный и тоталитарный режимы имеют некоторые сходства. Они схожи главным образом тем, что оба являются диктаторскими режимами с централизованными государствами. Однако у каждого есть существенные характеристики, которые их отличают:
- У авторитарного режима есть один правитель, лидер или комитет, так же как и у тоталитарного, только в более экстремальном виде.
- Тоталитаризм правит народом своей харизмой, в то время как авторитаризм навязывает страх тем, кто против него, и награждает тех, кто ему верен.
- Тоталитарный лидер — скорее “идеолог божий”, который спасёт людей, тогда как лидер авторитарного режима больше концентрируется на контроле общества и своём статусе как индивидуалиста.
- Тоталитаризм использует своё лидерство «пророка» для управления людьми, в то время как при авторитаризме используются политические партии, массовые организации и другие доступные способы, чтобы подчинить людей и заставить следовать за лидером.
- В авторитаризме централизованное государство пытается замаскировать диктатуру. Это авторитарное государство, но оно как-будто допускает некоторую открытость для демократии (только на словах, на практике это не так). Также государство имеет контроль над профсоюзами, над массовыми организациями и так далее. Но допускает существование более чем одной политической партии.
- В тоталитаризме широко используется психологический и физический террор (вплоть до физического уничтожения своих политических противников, а также тактика запугивания). Государство или диктатор контролируют всё: экономику, промышленность, культуру и т. д. Существует только однопартийная система.
Какие бывают виды демократии?
Такая форма правления как демократия многолика и может по-разному проявляться в жизни общества. Существуют 3 ее разновидности. Все они отличаются по тому, насколько прямо народ может влиять на политические решения. Обсудим их все.
Где встречается, пример
Референдум, всенародное обсуждение
Выборы депутатов, выборы президента
Пара слов о том, почему для такого важного события, как выборы, используют именно представительный вид демократии. На это есть 3 причины:
Участвовать в решении хотят слишком много граждан одновременно.
Страна слишком большая, поэтому прямое участие слишком трудно организовать.
Решения, которые принимают на таких событиях, слишком сложны. Это означает, что даже при демократии народу нужен представитель — специалист с профессиональными знаниями.