Специальные налоговые режимы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальные налоговые режимы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В момент регистрации в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя или организации (ООО) вы вправе выбрать и установить специальный налоговый режим, подходящий под род деятельности вашего предприятия. Это предусмотрено в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности П.7 ст.12.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

УСН, или «упрощенка», самая распространенная и самая старая система налогообложения. При ее использовании не нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество и налог на прибыль.

Базой для начисления налога могут быть:

  • «Доходы» — ставка 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
  • «Доходы минус расходы» — ставка 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально. Если же расходы превышают доходы, заплатить нужно минимальную ставку — 1% от годовой суммы дохода, а убытки текущего периода переносятся на следующие годы, уменьшая налоговую базу этих лет.

Применять УСН могут как компании, так и индивидуальные предприниматели. Но есть ряд условий:

  • не более 130 сотрудников,
  • не более 200 млн рублей выручки,
  • остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей,
  • доля участия других организаций в уставном капитале организаций — не более 25%,
  • отсутствие у компании филиалов.

Как определиться с выбором?

В этой статье также определены условия и правила их применения:

  • применение специального налогового режима не автоматическое, оно основано на добровольном решении предпринимателя (проконсультируйтесь с вашим бухгалтером);
  • все требования по каждому из режимов регламентированы Налоговым Кодексом РФ;
  • каждому спецрежиму соответствуют свои виды налогов, которые могут быть не предусмотрены в основном перечне федеральных налогов РФ;
  • в каждом субъекте Российской Федерации могут быть свои условия применения специального режима: определение базы, величины ставок и установления дополнительной системы льгот;
  • платежи, на которые не влияет применение спецрежима по налогам, продолжают уплачиваться в бюджеты согласно основным правилам.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Применяется для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Условие / задача

Комментарии

Основание

Налоговый кодекс РФ глава 26.1

Необходимая отчетность

Налоговая декларация, подается 1 раз в год.

Вид деятельности

Основная деятельность – производство сельскохозяйственной продукции, с долей доходов от нее не менее 70%.

Рыбные хозяйства, которые имеют в наличии (собственность или аренда) судна, а так же штат сотрудников не выше 300 человек.

Налоговая база

Доходы минус расходы.

Налоговая ставка

Доходы минус расходы: 6%

В зависимости от региона ставка может понижаться, вплоть до 0%.

Уплата налога

2 раза в год. За полугодие и за год.

Ограничения

Нельзя работать по агентским договорам поручения и комиссии, заключать договоры простого или инвестиционного товарищества, доверительного управления.

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

В соответствии со спецификой своей деятельности и ожидаемой прибыли предприниматель выбирает удобный для своего предприятия режим налогообло­жения, позволяющий минимизировать налоговые вы­платы и максимизировать прибыль.

Субъект малого предпринимательства может применять одну из следующих систем налогообложения:

1. Общая система налогообложения (ОСНО)

2. Специальные налоговые режимы:

1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

2. Упрощенная система налогообложения (УСН);

3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

4. Патентная система налогообложения;

5. Система налогообложения при выполнении со­глашений о разделе продукции.

Таблица 2.

Основные налоги и взносы, уплачиваемые при применении ОСНО в 2014 году

Налоги и взносы

Размер ставок и комментарий

Налог на добавленную стоимость

0%, 10% или 18%

Налог на имущество

2,2% от среднегодовой стоимости имущества

Страховые взносы

для организаций: в ПФР 22%, в ФСС 2,9%, в ФФОМС 5,1% для ИП: при доходе 300 тыс. рублей

и меньше фиксированные взносы в ФФОМС 3399,05 руб. в год, в ПФ 17328,48 руб. в год (нотариусы, адвокаты 1966 года рождения и старше. А также ИП, нотариусы, адвокаты 1967 года рождения и младше, которые не написали заявление о переводе накопи­тельной части в НПФ.)

13329,60 (нотариусы, адвокаты 1967 года рождения и младше, напи­савшие заявление о переводе накопительной части пенсии в НПФ) При доходе свыше 300 тыс. руб. ПФ+ в размере 1% от дохода;

Налог на прибыль

20%, кроме ИП

НДФЛ

13% с заработной платы работников; 9% с дивидендов, выплачи­ваемых участникам общества

Читайте также:  Администрация Соликамского городского округа

Упрощённая система налогообложения

Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» была введена в действие с 01.01.2003. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.

Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН, а также от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого: при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; в качестве налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ; при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).

Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако для субъектов данного специального налогового режима установлены особенности уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Они не освобождаются от уплаты названных налогов в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.

Желающие перейти на УСН должны отвечать следующим условиям.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Основывается на покупке патента на какой-либо вид деятельности на срок от 1 до 12 месяцев. Важной особенностью является то, что ПСН не требует подачи деклараций в налоговую инспекцию. Примечательно здесь также то, что для ПСН снижены ставки страховых взносов с вознаграждений работникам, но нет возможности их зачесть, поскольку налоговая база не зависит от фактических доходов и расходов организации. Все специальные налоговые режимы заменяют собой несколько налогов общей системы налогообложения. Это позволяет экономить, уплачивая вместо нескольких налогов один. Имеет место снижение налоговой нагрузки. Положительно также и то, что декларация в налоговую инспекцию будет подаваться только по одному налогу вместо нескольких. В числе общих недостатков можно отметить необходимость строгого соответствия условиям применения специального режима налогообложения и ограничение по видам деятельности.

Читайте также:  За какие машины в 2023 году придется заплатить налог на роскошь: список

Патентная система налогообложения позволяет предпринимателю выбирать срок действия патента (от 1 до 12 месяцев), что удобно при сезонной деятельности. Упрощенный учет, отсутствие декларации по налогу, возможность не использовать контрольно-кассовую технику так же являются сильными преимуществами для большинства ИП. Привлекательны пониженные тарифы страховых взносов с выплачиваемых работникам вознаграждений. Из минусов применения данного режима можно отметить:

— необходимость приобретать разные патенты на разные виды деятельности;

— нет права зачесть суммы уплаченных страховых взносов;

— базовая доходность, на которой основывается стоимость патента, может отличаться от реальной стоимости;

— уплата налога авансом притом, что будущая прибыль неизвестна и может не покрыть даже стоимость патента.

Таким образом, можно отметить, что каждый специальный налоговый режим имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Универсального решения при выборе той или иной системы налогообложения не существует. Для каждого предприятия необходим индивидуальный подход. Однако, в общем можно сказать, что применение специальных налоговых режимов позволяет снизить налоговую нагрузку, облегчить ведение учета и сдачу отчетности в налоговую инспекцию, что очень актуально для большей части предпринимателей.

Еще одна популярная система налогообложения, являющаяся альтернативой ОСН — единый налог на вмененный доход. Основное его преимущество — предприниматель уплачивает государству фиксированную сумму налога, величина выручки и прибыли не имеют никакого значения. В то время как общий налоговый режим, УСН и ЕСХН предполагают перечисление в бюджет сумм, пропорциональных росту доходов предпринимателя.

ЕНВД могут применять не все бизнесы, а только те, которые ведут деятельность:

  • в сегменте розничной торговли,
  • в сфере общепита,
  • в области предоставления ветеринарных сервисов,
  • в сфере оказания бытовых услуг,
  • в области предоставления сервисов по ремонту, техобслуживанию, а также мойке автомобилей,
  • в сфере распространения либо размещения рекламы,
  • в области услуг по передаче в аренду торговых точек, земельных участков,
  • в области гостиничного бизнеса (с некоторыми ограничениями),
  • в сфере транспортных услуг,
  • в области предоставления в пользование платных стоянок.

Собственно, отмеченные сегменты предпринимательских активностей отлично совместимы со спецификой ЕНВД. Они позволяют генерировать предприятию большую выручку, величина которой в данном случае значения не имеет — в результате платежная нагрузка на бизнес оптимизируется.

Патентная система налогообложения

Основные налоговые режимы, относящиеся к категории специальных — УСН, ЕСХН, а также ЕНВД, — относительно недавно, в 2012 году, были дополнены патентной системой исчисления сборов в бюджет. Плательщиками соответствующего налога могут быть ИП. Пользоваться преференциями данной системы налогообложения могут ИП, которые работают самостоятельно, либо формируют штат наемных сотрудников, не превышающий 15 человек.

Патентная система исчисления сборов в бюджет освобождает предпринимателя от уплаты:

  • НДФЛ;
  • налога на имущество физлиц (по тем объектам, которые задействуются в коммерческих активностях);
  • НДС.

Примечательно, что вместе с патентной системой предприниматель может применять любые другие виды налогов. Исчисление платежей в бюджет по тем или иным коммерческим активностям он может осуществлять, таким образом, исходя из наибольшей выгоды. Главное — вести корректный учет соответствующих хозяйственных операций. Работать в рамках патентной системы могут предприниматели, занятые в широком спектре отраслей. В числе таковых:

  • ремонт и пошив одежды, обуви;
  • парикмахерские услуги;
  • организация работы косметических салонов;
  • предоставление сервисов в химчистках, прачечных;
  • изготовление и ремонт галантереи;
  • выпуск номерных знаков, уличных указателей;
  • ремонт и техобслуживание бытовой техники;
  • ремонт мебели;
  • услуги фотоателье;
  • ремонт и техобслуживание автомобилей;
  • предоставление транспортных сервисов;
  • ремонт квартир;
  • монтажные, сварочные работы;
  • остекление балконов;
  • предоставление репетиторских услуг;
  • уход за детьми и нуждающимися в помощи гражданами;
  • организация приема вторичного сырья;
  • ветеринарные сервисы;
  • предоставление в аренду жилья;
  • земельных участков;
  • изготовление изделий, относящихся к образцам народного и художественного промысла;
  • переработка овощей и другой сельскохозяйственной продукции;
  • изготовление и ремонт инвентаря;
  • услуги в аграрной сфере;
  • типографские, переплетные услуги;
  • ремонт ювелирных изделий, общепит (с некоторыми ограничениями);
  • розничная торговля (с некоторыми ограничениями).

Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов

В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов введение специальных налоговых режимов в процессе становления налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования [6].

Однако практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны их применения, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и иными нормативными актами законодательства о налогах и сборах. Установление специальных налоговых режимов не относится к случаям введения новых налогов и сборов, поэтому их установление и введение производится в ином порядке. Понятие специального налогового режима, содержащееся в ст. 18 НК РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории России [8].

Читайте также:  Болеем по закону: как оформить больничный лист

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.

Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нужно отметить позитивные и негативные последствия их применения (см. таблицу 1).

Таблица 1. Последствия применения специальных налоговых режимов

Позитивное влияние

Негативное влияние

снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков);

разукрупнение организаций;

повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;

создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;

сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты;

подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;

затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д.

Открытие собственного бизнес-проекта в любом случае сопряжено с определенными проблемами. При осуществлении деятельности предприниматели сталкиваются не только с трудностями взаимоотношений с контрагентами, необходимостью выплачивать зарплату сотрудникам, переполненностью рынков сбыта, но и с сопутствующими налоговыми рисками.

Стоя перед выбором системы налогообложения при регистрации для ИП, в особенности, изучая, какие типы есть и что конкретно станет оптимальным вариантом, важно понимать — сложности неизбежны, но преодолимы. В этом плане частникам играет на руку возможность самостоятельно определять схему, по которой предстоит выплачивать налоги. Законодательством для этого выделены одна общая и несколько спецсистем.

Начиная с 2016 года частные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию, вправе осуществлять уплату по выбранному из утвержденных режимов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Поэтому к выбору предстоит подходить максимально ответственно.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Хронологически самым последним из введенных специальных налоговых режимов является система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная система отличается от всех предыдущих особым порядком ее применения.

Основным отличием указанного режима от предыдущих является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы гл. 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности — инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется произвести указанные работы за свой счет и на свой риск (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Порядок и условия раздела будут являться решающим фактором для определения налоговых последствий при применении данного специального налогового режима.

Сущность данного режима заключается в замене уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, за исключением налогов и сборов, особенности уплаты которых предусмотрены гл. 26.4 НК РФ. Согласно п. 7 ст. 346.35 Кодекса инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов.

В отношении тех налогов, которые должны уплачиваться налогоплательщиком, применяющим рассматриваемый режим налогообложения, гл. 26.4 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты. Причем нормы указанной главы носят бланкетный характер, основываясь на нормах соответствующих глав Кодекса по налогам, относящимся к общему режиму налогообложения, и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, установленных по соответствующим налогам.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *