Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Связаться с Линией Консультаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие работники думают, что, чем больше финансовых средств они получают в течение года, тем большая сумма отпускных им будет начислена. Но это мнение является верным отчасти. Согласно действующему законодательству, при расчете среднего заработка для отпускных учитываются лишь те сумы денег, которые относятся к системе заработной платы.
Это непосредственно сама зарплата, квартальные, годовые премии и т.п. Вопрос, учитывается ли материальная помощь при расчете отпускных, является актуальным для подчиненных, которые получают подобную финансовую поддержку.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году
У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:
- В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
- В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
- В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.
Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.
Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.
В каком размере назначается ДЕМО
Объем государственной помощи может определяться в процентах от соцпенсии или как фиксированная сумма, в зависимости от категории получателя. Тем, кто принадлежит к нескольким группам, будут выдавать средства по самой высокой льготе из имеющихся.
Доплату в размере 1000 рублей могут получить не только участники и инвалиды ВОВ, но и дети-узники мест принудительного задержания, организованных фашистами или их союзниками в военный период.
Ежемесячно по 500 руб могут получить жители блокадного Ленинграда, военнослужащие из частей, не значившихся как подразделения действующей армии, вдовы служивших во время Финской и Японской войн, ВОВ, а также взрослые узники фашистского режима, обладатели орденов и наград СССР и РФ за службу во время Великой отечественной.
Индексация заработной платы в 2023 году
Все работодатели обязаны индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК). Индексация зарплаты сотрудников обязанность, а не право работодателя. Повышать уровень заработной платы – одна из основных государственных гарантий (ст. 130 ТК).
Индексировать зарплату должны все организации независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, вида деятельности и режима налогообложения. ИП также обязаны индексировать заработок сотрудников. Порядок, сроки и коэффициент индексации работодатель устанавливает самостоятельно.
Учтите вот какой момент – есть аргументы в пользу того, что коммерческая организация не обязана индексировать зарплаты. Некоторые суды считают, что коммерческая организация не обязана индексировать зарплаты.
Повышение зарплаты по своей природе – государственная гарантия. Если работодатель не относится к бюджетным организациям, прописывать порядок индексации и проводить ее он не обязан.
Например, так посчитал Московский городской суд в определении от 06.07.2017 по делу № 33-22702/2017. Но такой подход придется отстаивать в суде. На какую дату проводить индексацию зарплаты, например, на 1 января или 1 апреля, работодатель вправе решить самостоятельно. Но безопаснее индексировать зарплату не реже одного раза в год, иначе возможен штраф (ст. 5.27 КоАП, письмо Минтруда от 26.12.17 № 14-3/В-1135).
Как оформить индексацию заработной платы в 2023 году
У работодателя должны быть документы, которые подтвердят, что вы реально индексируете зарплаты.
Таким документом может быть приказ об увеличении размера зарплаты. Приказ об индексации подтвердит факт повышения зарплаты, но работодатель также обязан установить порядок индексации зарплаты. Если не описать порядок в локальных актах, сотрудникам не гарантирована регулярность и размер индексации.
Фактическая индексация не освобождает работодателя от обязанности зафиксировать ее правила. Закрепить порядок индексации работодатель должен в своих локальных документах. Например, коллективном договоре или положении об оплате труда.
Если в действующих локальных нормативных документах порядок индексации не установлен, внесите в них соответствующие дополнения.
Такие выводы подтверждают письма Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305, Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1, определения Конституционного суда от 19.11.2015 № 2618-О и от 17.07.2014 № 1707-О. Если меняете размеры окладов, также внесите изменения в штатное расписание и трудовые договоры с сотрудниками.
Кому положена индексация
Чтобы разобраться в том, кому именно должны прибавить зарплату в следующем году, стоит уточнить, что в России к бюджетникам относят педагогический и медицинский персонал, чиновников, госслужащих, работников социальной сферы, персонал муниципальных и государственных учреждений культуры и спорта, служащих силовых ведомств и, конечно, работников администраций и органов власти, не отнесённых к категории государственных или муниципальных служащих, и некоторых других работников.
При этом зарплаты силовиков и госслужащих регулируются в том числе и отдельным законодательством, поэтому для них реальная прибавка может быть больше, чем у тех, кто получает оплату труда из бюджета.
Например, в бюджете на 2023−2025 годы предусмотрена индексация с 1 октября 2023-го денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 10,5%. А ещё существенный процент надбавок составляют доплаты за чины, звания, ранги и т. д., но это касается только тех, кому они положены.
Повышение выплат медицинским работникам анонсировала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, которая заявила, что с 2023 года врачи центральных, а также районных больниц будут получать ежемесячную надбавку в размере 18 500 рублей; сотрудники первичного звена получат надбавку в размере 14 500 рублей, а медики скорой помощи — 11 500 рублей.
Фельдшеры скорой, принимающие вызовы, получат ежемесячную доплату в 4500 рублей.
Какой срок выплаты денежного пособия малообеспеченным семьям?
В текущем году законами Украины установлено, что срок выплат финпомощи украинцам с недостаточным доходом составляет 180 дней (полгода). Когда этот срок истекает, право на получение дотации этого типа необходимо снова «доказать», подав требуемый УТСЗН набор документов.
Пожизненно государственная денежная поддержка назначается лицам, которые достигли 65 лет, являются полностью одинокими, не имеют других видов доходов.
Одинокие нетрудоспособные украинцы, живущие без источника дохода, могут получить дотацию на весь период признания их нетрудоспособными. Для этого в соцорганы нужно предоставить справку от МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия).
Таким же образом решается ситуация, когда один из супругов неработоспособен, не имеет родственника, способного его содержать.
Увеличат ли выплаты малоимущим в 2023 году?
Верховная Рада проинформировала население о внесении в реестр нового закона, регламентирующего изменения размеров и условий выплат пособий малообеспеченным семьям. Согласно ему планируется повышение уровня выплат уже в 2020-м, хотя и с некоторым ужесточением правил оформления.
Обновленный механизм назначения дотации малообеспеченным предполагает осуществление адресных выплат. При этом процедура получения денег несколько усложнена, так как кроме сбора документов, нужно еще пройти проверку социнспектором на предмет оценки материальных условий семьи.
Кроме этого выплаты будут выплачиваться в двух форматах:
- Денежные выплаты ежемесячно, как вид государственной социальной поддержки семьям с низкими доходами. Рассчитываются как разница между ПЖ и суммарным усредненным доходом семьи.
- Финансовая помощь разовой выплатой как стартовый капитал для открытия собственного дела, бизнеса, начала предпринимательской деятельности. Помощь этого вида предоставляется гражданам Украины на бесплатной основе, то есть как кредит, но без начисления процентов. Оформить ее может только один член малообеспеченной семьи (на себя). Эти деньги государство выделяет только по запросу Центра занятости, где кандидат на госпомощь стоит на учете по безработице.
Обращаем ваше внимание, что полученные от правительства деньги на развитие бизнеса подлежат обязательному возвращению. Для этого составляется график с указанием сумм, дат, способов погашения. Если открытое дело, предпринимательство, не принесло прибыли, оказалось нерентабельным, все равно средства нужно будет вернуть.
В 2020-м ожидается увеличение размера пособия малообеспеченным за счет повышения процентов к прожиточному минимуму. Для отдельных категорий населения произойдет следующий рост этого показателя:
- Дети – с 85 рост до 130%.
- Трудоспособные граждане – с 21 до 25%.
- Пенсионеры, инвалиды – 100%.
В новом проекте закон о выплатах малообеспеченным семьям, к сожалению, не предусматривает доплат на детей (250 грн. для возраста до 13 лет, 500 грн. – 13-18 лет). Однако при этом максимальная сумма гос помощи возрастает от 75 до 100% от ПЖ. До этого размер выплат был ограничен 75-процентным барьером.
Материальная помощь, не облагаемая налогом в 2021 году
1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее соответственно — Положение, учреждения) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 425н (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 01/8393-АВ), в который были внесены изменения приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284), и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.
2. Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждений за счет средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).
3. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов) (далее — оклады), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения и иных локальных нормативных актов, касающихся системы оплаты труда, необходимо учитывать мнение представительного органа работников.
Система оплаты труда устанавливается с учетом фонда оплаты труда, сформированного на календарный год.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из финансового обеспечения учреждения.
4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.
5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений, в том числе замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.
6. Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, осуществляемая в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963), оплачивается пропорционально количеству отработанных часов в соответствии с размером оплаты за один час, установленным локальным нормативным актом учреждения в зависимости от реализуемых образовательных программ и (или) уровня квалификации педагогического работника.
7. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
8. Заработная плата работников (без учета выплат стимулирующего характера), устанавливаемая в соответствии с Положением, в случае изменения (совершенствования) системы оплаты труда работников не может быть меньше заработной платы (без учета выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
В положении о матпомощи или коллективном договоре подробно описывают весь этот процесс.
Обращение к работодателю. Обычно от работника требуется заявление с документом, доказывающим факт события. Таким документом может быть копия свидетельства о браке, о рождении ребенка, о смерти родителя.
Издание приказа об оказании материальной помощи. На основании полученного сообщения работодатель издает приказ об оказании матпомощи, где указывает сумму и срок выплаты.
Выплата матпомощи. Бухгалтерия проводит эту операцию на основании приказа руководителя.
Если происходит задержка выплаты матпомощи, за каждый день просрочки на нее начисляются проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ. При этом работник не вправе приостанавливать работу, ссылаясь на ст. 142 Трудового кодекса РФ.
Как мы писали выше, матпомощь — не зарплата, поэтому задержка ее выплаты не может повлечь приостановление работы.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ
- Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
- Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
- Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
- Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
- Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
- КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
Стандарт регламентирует порядок бухгалтерского учета объектов, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов), направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли, без образования юридического лица, а также правила раскрытия в отчетности информации об участии субъекта учета в указанной деятельности.
Если имущество участников соглашения о совместной деятельности не объединяется, каждый субъект учета оставляет на своем балансе все используемые активы (ОС, НМА, НПА, МЗ), не переводя их в категорию финансовых вложений. Учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами, Учетной политикой. В части, относящейся к совместной деятельности, следует применять обособленную аналитику.
В результате выполнения совместных операций у госучреждения могут образоваться активы и доходы, которые нужно принять к учету. При признании таких активов и доходов и выполнении их стоимостной оценки следует руководствоваться:
- действующим законодательством в сфере бухучета, в том числе инструкциями и стандартами;
- внутренними локальными нормативными актами, в первую очередь Учетной политикой;
- соглашением о ведении совместной деятельности.
У субъекта учета, выполняющего завершающие хозяйственные операции, возникают активы и доходы, подлежащие передаче другим участникам. Активы при этом следует учитывать на забалансе, откуда и производить передачу, а причитающиеся другим субъектам учета доходы следует отразить в качестве обязательств перед ними.
В бухгалтерской отчетности учреждению-участнику нужно представить следующие сведения:
- по каждому соглашению, не предусматривающему объединения имущества: цель и гражданско-правовую форму совместной деятельности, величину активов и обязательств, доходов и расходов, признанных за отчетный период в связи с совместной деятельностью;
- по каждому договору простого товарищества: цель совместной деятельности, величину вклада по договору и размер дохода за отчетный период;
- субъект, ведущий общий бухучет, должен сформировать обособленную бухгалтерскую отчетность простого товарищества в соответствии с действующими инструкциями. Если участниками договора были юрлица, не имеющие отношения к бюджетной сфере, нужно раскрыть информацию о размере их вкладов.
Минфин выпустил методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета госфинансов «Выплаты персоналу». В них обобщены правила учета выплат персоналу, в том числе за счет резервов предстоящих расходов.
В учетной политике предусмотрите, на какую дату будете впервые начислять резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Это новый вид резерва. Он включает суммы государственного пенсионного обеспечения (кроме выплат из ПФР), а также суммы, которые назначаются на основании локального акта организации по достижении работником установленного законом пенсионного возраста или стажа работы.
Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2021 года. Показатель по счету 401.60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.
Социальный контракт — это соглашение, которое заключается между малоимущей семьей (или одиноко живущим гражданином) и центром социальной защиты населения. По условиям такого договора государство предоставляет гражданину денежную или натуральную помощь на безвозмездной основе, а он берет на себя обязательство улучшить свое материальное положение в долгосрочной перспективе благодаря этой мере поддержки.
Договор заключается с гражданами и семьями, чей доход ниже прожиточного минимума (ПМ). Чтобы получить помощь от государства, нужно обратиться в местное отделение социальной защиты. Размер единовременных выплат, пакет необходимых документов, а также особенности оформления соглашения в 2023 году зависят от региона.
Главная цель социального контракта — помочь гражданам выйти из сложной жизненной ситуации и получить постоянный заработок для своего обеспечения. В частности, деньги, полученные от государства, можно потратить на профессиональное переобучение, открытие своего дела или на ведение личного подсобного хозяйства.
Балльная система оценки труда
Основой, на базе которой разрабатывается положение о премировании в бюджетных учреждениях, часто становится балльная система премирования, в соответствии с которой размер премии отдельного сотрудника зависит от количества набранных им в рассматриваемом периоде баллов. Баллы присваиваются в зависимости от выполнения тех или иных плановых показателей. Критерии, по которым баллы присваиваются, и условия присвоения устанавливаются заранее.
Балльная система премирования реализуется в следующем пошаговом порядке:
- В организации создается специальный премиальный фонд, из которого будут выплачены премии.
- В ходе работы в определенном периоде — месяце, квартале, году — сотрудникам присваивается то или иное количество баллов — каждому в зависимости от индивидуальных достижений по установленным критериям.
- В конце периода подсчитывается общее количество баллов, которое получили все сотрудники организации.
- Премиальный фонд делится на общее количество баллов — устанавливается стоимость одного балла.
- Каждый сотрудник получает премию в размере, равном произведению стоимости одного балла на количество полученных конкретно им баллов по результатам труда.
Страховые взносы в ФСЗН и Белгостсрах
Основные нормативные правовые акты, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, — это:
- Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в ред. от 09.01.2017; далее — Закон № 138-XIII);
- Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (в ред. от 29.08.2019; далее — Положение № 1297);
- Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т. ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (в ред. от 29.08.2019; далее — Перечень № 115).
ЗАРПЛАТЫ РАСТУТ… НО НЕ РАСТУТ
Говорил президент и о рынке труда. Если с безработицей в стране все хорошо, и она сегодня находится на минимальном уровне — 3,9%. То с зарплатами все не так радужно. Как отметил российский лидер, они, конечно, растут — +12,7% с января по август, но это лишь в номинальном выражении. Но более важным «является показатель реальных зарплат с учетом инфляции», заявил Путин:
— А здесь ситуация объективно сложнее – пока темпы роста зарплат отстают от роста цен. Важно, чтобы доходы граждан росли темпами выше инфляции. У нас тенденция к снижению инфляции является устойчивой. И специалисты считают, что где-то в первом квартале следующего года она должна приблизиться где-то к 5%, а может быть, даже чуть меньше, — подчеркнул президент.
А еще он сообщил, что с 1 февраля все выплаты ветеранам и инвалидам будут проиндексированы на уровень инфляции. Её, кстати, по итогам года ожидают на уровне 12-12,4%, заявил министр экономики Максим Решетников.
Оформление пособия через портал Госуслуги
Подать документы можно также через портал Госуслуги. Сделать это могут только зарегистрированные пользователи. Порядок действий:
- авторизуйтесь в личном кабинете на сайте;
- перейдите в раздел каталога услуг;
- выберите меню с пенсиями, пособиями и льготами;
- перейдите в раздел, в котором представлена информация о детских пособиях;
- нажмите на надпись «Государственная услуга по назначению и выплате единовременного пособия при рождении ребенка»;
- впишите сведения, которые запрашивает система, в форму и примите условия пользовательского соглашения;
- загрузите пакет документов;
- отправьте заявление.