Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции, полномочия и организационная структура ФНС России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Составляющие структуры центрального аппарата ФНС находятся в ведении Министерства финансов. В процессе своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией РФ, актами правительства и президента, конституционными законами федерального уровня, нормативными актами Министерства финансов, договорами международного уровня и, конечно же, Положением о ФНС.
Надзор и контроль со стороны ФНС России
Структура и функции ФНС — взаимосвязанные категории. Среди контрольных и надзорных функций целесообразно выделить следующие:
- Соблюдение действующего на территории страны закона касательно налогов и сборов.
- Правильность исчисления, своевременность и полнота внесения налогов и сборов в соответствующие государственные бюджеты. Стоит дополнить, что данный пункт касается и других платежей, которые являются обязательными.
- Надзор в сфере производства этилового спирта, алкогольной, а также табачной товарной продукции.
- Неукоснительное соблюдение валютного законодательства в границах компетенции налоговых структур.
- Информирование налогоплательщиков касательно вопросов налогового законодательства, а также разъяснение действующей на территории страны системы налогообложения в случае необходимости.
В структуру ФНС России входят:
управления налоговой службы по субъектам РФ;
межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных;
межрегиональная налоговая инспекция по ценам;
межрегиональные налоговые инспекции по федеральным округам;
межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
территориальные налоговые инспекции (по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонные).
Об этом сказано в пункте 1 приказа Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н.
Непосредственную работу с организациями ведут:
территориальные налоговые инспекции (приложение 1 к приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н);
межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (приложение 2 к приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н).
Куда направляются документы
К этим требованиям относятся:
1. Отправка на адрес фактического местонахождения организации-плательщика. При этом адрес берется из действующей выписки ЕГРН. В случаях если организация сменила место своего нахождения, не уведомив об этом налоговый орган, и не внеся изменения в свою внутреннюю документацию, то это уже считается налоговым правонарушением.
Если же организация является иностранной, не осуществляющей деятельность на территории РФ, но подлежащей налогообложению на ее территории, то на адрес для обмена документацией, указанный в ЕГРН. Если у иностранной компании имеется недвижимое имущество на территории РФ, то по адресу местонахождения этого имущества.
2. Отправка на адрес места проживания или адрес, который указан в качестве предпочтительного для получения документации, в выписке ЕГРН, если плательщиком является частное лицо, ИП, нотариус или адвокат. Последние при этом осуществляют частную деятельность, а не государственную.
В структуру ФНС России входят:
управления налоговой службы по субъектам РФ;
межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных;
межрегиональная налоговая инспекция по ценам;
межрегиональные налоговые инспекции по федеральным округам;
межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
территориальные налоговые инспекции (по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонные).
Об этом сказано в пункте 1 приказа Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н.
Непосредственную работу с организациями ведут:
территориальные налоговые инспекции (приложение 1 к приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н);
межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (приложение 2 к приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н).
Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия
Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.
Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.
Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.
Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.
В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.
Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.
Налоговое администрирование
Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Предмет налогового администрирования — налоговое производство.
Объект налогового администрирования — процесс управления налоговым производством.
Субъекты налогового администрирования — налоговые и иные органы (налоговые администрации).
Налоговые администрации — это государственные налоговые и иные органы, которым на законодательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
-
- с органами местного самоуправления;
- с государственными внебюджетными фондами
Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия
Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.
Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.
Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.
Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.
Особенности функционирования ИФНС
Как правило, под ИФНС подразумевают территориальные инспекции, осуществляющие свою деятельность на уровне администрирования субъектов. Подобные инстанции представлены во всех городах.
Таблица 1. Задачи и цели ИФНС
Глобальные задачи ведомств | Цели ИФНС |
|
|
Права и обязанности ИФНС
Согласно НК РФ сотрудники территориальных инспекций наделены следующими правами:
Запрашивать заполненные документы в соответствии с утвержденными формами, на основании которых удерживается налог, а также бумаги, подтверждающие корректность начисления указанных в декларациях сумм.
Осуществлять проверки согласно прописанному НК РФ графику.
Останавливать денежные операции по счетам и налагать арест на имущество.
Изымать документы во время проведения проверок в случае выявления правонарушений.
Инспектировать и проводить инвентаризацию помещений, принадлежащих налогоплательщику в рамках плановых проверок.
Высчитывать размер налога, подлежащего удержанию.
Взыскивать недоплаты и пеню по налогам и государственным сборам
Под эту категорию не попадают штрафные санкции, поскольку этим вопросом занимаются судебные органы.
Требовать от финансовых учреждений документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
При необходимости задействовать для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
Привлекать в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
Подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий и иски по вопросам налогообложения.. В обязанности сотрудников ИФНС помимо контролирующих функций входит и ассистирующая деятельность. В обязанности сотрудников ИФНС помимо контролирующих функций входит и ассистирующая деятельность
В обязанности сотрудников ИФНС помимо контролирующих функций входит и ассистирующая деятельность
Например, работники инспекций должны оказывать содействие налогоплательщикам и помогать в освоении премудростей налогового законодательства в части заполнения деклараций, предоставлять информацию относительно размеров налогов и сборов и порядке их начисления.
Также инспектора должны своевременно производить налогоплательщикам возврат излишне оплаченных средств в рамках удержания налогов или государственных сборов, причем решение о подобной мере должно приниматься не дольше 30 дней.
Ответственной обязанностью является хранение налоговой тайны. Эта функция возлагается на сотрудника с того момента, как субъект стал в инспекции на учет. Под эту категорию попадает как информация о местонахождении сотрудника, так и о его финансовых данных.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
8-804-333-11-40 (Работаем по всей России)
Это быстро и бесплатно!
Организационные модификации налоговой администрации
Одной из особенностей организации системы государственной налоговой администрации является возможность ее построения в моносубъектной и в мультисубъектной модификации.
При моносубъектной модификации системы функции налоговой администрации государства возложены только на один обособленный субъект государственной власти – на одну государственную структуру. Весь объем полномочий в области налогового администрирования осуществляется этим органом единолично. Фактически он и является налоговой администрацией государства, а его структурное построение соответствует структуре государственной налоговой администрации.
Мультисубъектная модификация системы, в свою очередь, означает, что полномочия по налоговому администрированию распределяются между несколькими обособленными органами государственной власти. Соответственно понятие государственной налоговой администрации здесь означает совокупность всех структур государственной власти, входящих в ее состав.
Деятельность в области налогового администрирования осуществляется каждым из субъектов в пределах данных ему полномочий. Каждый из субъектов налоговой администрации является самостоятельным участником налоговых правоотношений.
Действующая система организации государственной налоговой администрации России основывается на принципе мулътисубъектного построения. За обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько специализированных государственных структур, обособленных друг от друга.
Необходимость создания системы государственной налоговой администрации с четко определенной структурой и полноценной законодательной базой деятельности в России возникла в самом начале 1990-х гг. Этому способствовало принятие решения о реформировании тогда еще советской экономики с внедрением в нее рыночных отношений. Следствием глобальной переориентации экономической политики государства явилось воссоздание системы государственной налоговой администрации.
Функции налоговой службы
Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:
- по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
- по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
- по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
- по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.
К другим функциям относятся:
- проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
- посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
- работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
- помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.
Функции и задачи юридического отдела
На юридический отдел ИФНС возлагаются следующие функции:
· представление инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции
· правовая экспертиза документов
· сопровождение по процессуальным вопросам производства судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению контрольно-кассовых машин, производству и обороту алкогольной и табачной продукции. Колчин С.П. Налогообложение. М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2009 — С.34.
Рассмотрим работу юридического отдела на наиболее простом примере правовой экспертизы.
Принятые документы после приемных часов передаются юристам для проверки учредительных документов на соответствие их действующему законодательству, после чего в регистрационной книге делается отметка о проведенной экспертизе документов и принятом решении.
При отсутствии замечаний юрист, осуществляющий правовую экспертизу, заполняет положительное заключение и документы передаются сотруднику филиала, осуществляющему подготовку документов к выдаче.
При обнаружении положений, противоречащих действующему законодательству, юрист, проводивший правовую экспертизу, заполняет отрицательное заключение в 2-х экземплярах, в котором указывает несоответствия конкретных статей учредительных документов статьям нормативного акта.
Предприниматель (заявитель), согласный с замечаниями, забирает первые экземпляры заключения, Устава и Договора на исправление под роспись на втором экземпляре заключения и в течение месяца с момента сдачи документов на регистрацию исправляет учредительные документы согласно полученному заключению юриста.
Внеся исправления в соответствии с замечаниями, предприниматель (заявитель) сдает документы сотруднику, осуществляющему прием документов или юристу, проводившему правовую экспертизу документов, о чем делается запись в заключении, находящемся в материалах дела.
Юрист, проверив устранение замечаний, расписывается на заключении, находящемся в материалах дела, и передает документы сотруднику филиала, осуществляющему подготовку документов к выдаче Там же. С.39.
Единая централизованная система налоговых органов
По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.
Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.
Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.
Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.
ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.
На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.
К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:
- противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
- обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
- сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
- расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
- совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
- сближение налогового и бухгалтерского учетов;
- развитие информационной открытости.