Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технический осмотр автомобилей: зачем он нужен и когда проводится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
Стоимость техосмотра в 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.
Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.
Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).
Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.
Сводбная таблица периодичности проведения?
Просто сведите в нужную ячейку данные из первой строки и первой колонки соответственно – в результате вы получите данные о том, когда и как часто конкретно в вашем случае нужно проходить техосмотр.
Если вы с мобильного устройства, то просто найдите ваш тип транспортного средства и его возраст ниже – справа будет представлена периодичность.
Возраст/тип автомобиля | До 4 лет | До 5 лет | От 4 до 10 лет | Старше 5 лет | Старше 10 лет |
---|---|---|---|---|---|
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Легковые авто, работающие в такси | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Мотоциклы | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автобусы | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили, оборудованные для обучения вождению | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Машины для перевозки опасных грузов | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода |
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Новые правила прохождения ТО
Осмотр автомобиля проводится техническим экспертом, работающим у выбранного оператора. Он выдает диагностические карты с допуском/запретом к эксплуатации ТС. С 4 мая 2018 года талон получат все автомобилисты и в случае успешности процедуре и при имеющихся несоответствиях с обязательными требованиями безопасности, но в данном случае, в дигностическую карту поставят отметку и впишут имеющиеся неисправности.
Порядок процедуры оценки безопасности:
- Инструментальная диагностика.
- Нормативные проверки относительно номерных знаков, огнетушителя и аптечки.
- Оценка системы торможения.
- Оценка светотехнических характеристик и оборудования.
- Оценка люфта руля и подвески.
- Оценка токсичности выхлопных газов.
- Диагностика запорных механизмов.
- Нормативная проверка техжидкостей.
ТС из категории N 1-2 и M 1-3 проверяются на работоспособность системы оповещения экстренной оперативной службы. Но поскольку еще не все авто оснащены подобными кнопками, правило распространяется только на те, в которых они есть с конвейера.
Нужно ли проходить техосмотр на новой машине
Хотя мы уже упоминали, что автотранспорт возрастом менее трёх лет освобождается от проверки техсостояния, здесь имеется несколько нюансов, о которых стоит рассказать.
Во-первых, многие автовладельцы путают понятия возраст автомобиля и срок владения им. Если вы приобрели новое авто два года назад, это вовсе не означает, что ещё год вам прохождение техосмотра не потребуется, поскольку он может быть изготовлен 4 или 5 лет назад, и именно эта дата принимается в расчёт.
Во-вторых, в некоторых случаях автопроизводитель предлагает бесплатное прохождение такой процедуры, закрепив это право в гарантийном талоне. Игнорировать возможность проведения такой техэкспертизы своего автомобиля не следует, ведь не исключён вариант, что в результате проверки обнаружится неисправность, выявить которую самостоятельно вы вряд ли бы смогли.
В-третьих, водителям, предпочитающие агрессивный стиль езды, отказываться от внепланового осмотра состояния машины также не рекомендуется – по той же причине, что указана выше.
Наконец, если владелец нового авто планирует выехать за рубеж. Ему также придётся пройти техосмотр, не дожидаясь регламентных сроков.
Что касается полиса ОСАГО, то для новой машины его можно получить, не предъявляя диагностическую карту. В частности, обычной практикой считается оформление страховки непосредственно в салоне, в момент приобретения авто – обычно здесь всегда присутствуют представители страховых компаний, сотрудничающих в данном вопросе с автосалоном. Если владелец желает заключить договор с другим страховщиком, у него есть 10 дней с момента покупки для посещения понравившейся страховой компании. До достижения автомобилем трёхлетнего полис ОСАГО можно получить без наличия документа о прохождении техосмотра можно и в онлайн режиме.
Когда необходима техническая карта
По закону Российской Федерации, плановое ТО требуется для всех видов транспорта, в том числе и не состоящих на учете ГИБДД. Но по факту проводить его можно при следующих обстоятельствах:
- Машина не числится в базе МРЭО, а владелец хочет ее узаконить с целью дальнейшего использования в личных целях, или для продажи (без карты об успешном прохождении осмотра, сотрудники Госавтоинспекции оставляют за собой право отказать гражданину в данной услуге. Но при необходимости нулевую диагностику авто возможно провести прямо на смотровой площадке ДПС, что займет у операторов порядка 20 минут);
- Самоходная техника состоит на учете, но срок действия ее полиса ОСАГО истек (технический талон для страхования движимой собственности просто необходим, так как он является единственной гарантией того, что ТС находится в удовлетворительном состоянии. А это, в свою очередь, снижает шанс его попадания в ДТП).
Техосмотр новой машины: через сколько лет требуется проходить процедуру?
Как только у человека появляется автомобиль, в его жизнь неизбежно входит понятие «техосмотр».
Меняются правила прохождения, структуры уполномоченные его проводить, но сам этот процесс техосмотра — остается неизменно.
Правила диагностического осмотра автомобилей довольно сильно были изменены несколько лет назад, и теперь часто возникает вопрос: «как проходить техосмотр новой машины и через сколько лет это необходимо сделать?»
Никаких особенных документов для прохождения процедуры не требуется. Все стандартно: паспорт владельца, водительские права, ПТС и свидетельство о регистрации автомобиля, доверенность, если техосмотром занимается не сам владелец авто.
Итак, разберемся, когда (через сколько лет после покупки) нужно проходить техосмотр на новой машине. Особых новшеств в правилах в 2016 году не появилось. Действуют новые изменения (довольно радикальные), которые появились в предыдущие годы. О них до сих пор знают не все автолюбители.
Сегодня по-прежнему актуален закон о диагностике транспортных средств, принятый в 2011 году, с последующими изменениями и дополнениями, и правила, введенные в 2012 году с изменениями от 2014 года. Согласно этим и некоторым другим законодательно-нормативным актам в нашей стране, техническому осмотру подвержены все автомобили. Исключения: не проверяются авто младше трех лет с даты выпуска.
В этот список входят:
- легковые машины;
- грузовики (не больше 3,5 тонн);
- мотоциклы;
- прицепы и полуприцепы.
Техническое состояние нового автомобиля в течение гарантийного срока контролирует сам автовладелец.
Солидные автосалоны при продаже, как правило, дают гарантию на три или пять лет. Уже через год они могут предложить провести техническую проверку авто в своем специализированном центре или сделать ее по просьбе покупателя.
Согласно последним правилам, техосмотр на усмотрение владельца машины можно проходить в любом месте, а не только по месту регистрации, как это было раньше. Это новшество, бесспорно, очень удобно для автовладельцев.
Список документов, необходимых для прохождения технического осмотра
Каждая карта заверена техническим экспертом. Выписывается от руки, имеет два экземпляра. Электронная версия делается в одном экземпляре, и ей присваивают уникальный идентификационный номер. Один из письменных экземпляров остается у владельца, а вторая копия находится в экспертном отделе и хранится там 3 года.
Документы в электронной версии отправляются в архив информационной системы технического осмотра ТС (в «ЕАИСТО»), где будут на хранении еще 5 лет.
Госпошлину за получение техкарт или их дубликатов более не взымают.
Новая форма ТО была утверждена по приказу Минтранса. И теперь есть четкий список основных требований, предъявляемых к талонам:
- Бланк карты имеет зеленый цвет и размеры 105*74 мм. Должен быть растиражирован на электронном печатном устройстве.
- У каждого документа есть собственный номер из 10 цифр, он наносится по методу высокой печати, люминесцирует зеленым под ИК-излучением.
- Это полиграфическая продукции с уровнем защиты от подделок класса «Б».
Документ, который был выдан автовладельцу ранее, меняется на новую диагностическую карту только после окончательного истечения периода его действия в процессе очередного технического осмотра.
ТС, которые эксплуатируются менее 3 лет не нуждаются в прохождении осмотра при условии:
- Что это новый автомобиль, и с момента приобретения ему еще не исполнилось 3 года, включая и год производства.
- Это грузовое авто при разрешенной максимальной массе 3,5 тонны, или мотоциклы (иные мототранспортные средства), прицепы и полуприцепы. На тех же условиях.
Сроки прохождения техосмотра и срок действия диагностической карты зависит от года выпуска машины.
Периодичность ТО зависит от класса машины и цели, с которой она используется:
- периодичность 2 года для автомобилей, если с момента его производства прошло от 3 до 7 лет (годом выпуска считается дата, указанная в паспорте ТС).
- через 1 год для машин, если с момента производства прошло больше 7 лет, учитывая и год выпуска.
Вне зависимости от года выпуска, прохождение ТО каждый год требуют такие ТС:
- Грузовое авто с при максимальном разрешении массы в 3,5 тонны.
- Все машины, оборудованные спецсигналами (свет и звук).
- «Учебные» ТС, на которых проводится обучение управлению в автошколах.
Раз на 6 месяцев, вне зависимости от года производства, ТО проходят (пункт 1 часть 1 статьи 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ):
- Легковое такси.
- Автобус.
- Грузовое авто с возможностью пассажирской транспортировки, где количество сидячих мест больше 8. Водительское место не учитывается.
- Специальные ТС, а также их прицепы, в которых транспортируются опасные грузы.
При желании владелец ТС может проходить ТО до момента истечения срока предыдущего талона. Отказать в этом праве хозяину авто не могут.
Техосмотр автомобиля сроки прохождения по годам
Срок эксплуатации автомобиля (с года выпуска ТС) | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | от 8 лет | ||||||||
месяцы с начала года | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 |
Тип транспортного средства | ||||||||||||||||
Такси | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Автобусы | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более 8 (за искл. Места водителя) | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Спец.ТС и приципы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опачных грузов | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п.3) | х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||
ТС, оборудованные в соответствии с законодательством РФ устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (кроме ТС указанных в п. 1-4) | х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||
ТС, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами (кроме ТС, указанных в п. 1-4) | х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||
Легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п. 1-7) | х | х | х | х | ||||||||||||
Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п. 1-7) | х | х | х | х | ||||||||||||
Прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п 1-7) | х | х | х | х | ||||||||||||
Мототранспортные средства | х | х | х | х |
Осмотр автомобиля проводится техническим экспертом, работающим у выбранного оператора. Он выдает диагностические карты с допуском/запретом к эксплуатации ТС. С 4 мая 2020 года талон получат все автомобилисты и в случае успешности процедуре и при имеющихся несоответствиях с обязательными требованиями безопасности, но в данном случае, в дигностическую карту поставят отметку и впишут имеющиеся неисправности.
То, что грузовая техника перевозит грузы большого веса подвергает её саму риску поломки намного острее, чем автобусы или легковые авто. Особо жёсткие требования выставляются для тех ТС, где перевозятся пассажиры. Так, спустя 7-летний срок службы авто, каждые полгода следует проходить грузовым автобусам, у которых предусмотрена 8 пассажирских мест. Вне зависимости — использует ли их водитель для того, чтобы подвезти кого-нибудь, или для себя, правила не изменяются.
Обращается внимание на:
- наличие огнетушителей;
- исправность электрики;
- стеклоочистительные приборы;
- работу двигателя;
- рулевую систему;
- тормоза.
Когда грузовая техника используется для обучения новичков вождению, техосмотр обязательно проходить ежегодно. Кроме того, грузовые авто, имеющие в наличии световые, звуковые маячки (карета скорой помощи, ремонтные машины, техника для сельскохозяйственных нужд, строительная техника с маячками), также осматриваются каждый год.
Однако им рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
- когда истекает срок действия диагностической карты — ждать каких-либо изменений вряд ли стоит (закон уже вступил в силу), поэтому проходить осмотр можно уже сейчас (хотя пока не все СТО к этому готовы по новым правилам);
- в каком состоянии находится машина — если имеются определенные неисправности, то их надо отремонтировать в срочном порядке, так как в таком состоянии авто ТО не пройдет точно (лучше на время оттянуть процедуру прохождения, пока работы по восстановлению будут завершены);
- количество близлежащих аккредитованных пунктов операторов ТО — если их мало, то лучше попытаться пройти осмотр сейчас, так как в ближайшее время (к осени) очереди будут только нарастать;
- вероятность поездок на длинные расстояния — опять же, рекомендуется не затягивать с ТО в данном случае.
Что вынудило правительство изменить правила. На 80-90% прохождение ТО было формальным — агент даже не подходил к машине, чтобы посмотреть на ее состояние. Карту выдавали вместе с полисом страховки. Некоторые агенты организовывали процесс получения диагностической карты даже через интернет.
Водителей это устраивало на все сто — не нужно показывать автомобиль, достаточно заплатить и оформить всю документацию за 5 минут. По сути, неисправности машины не выявлялись, что грозило аварийной ситуацией на дороге — например, если отваливалось колесо или отказывало рулевое управление.
С 1 марта 2021 года все изменилось.
Теперь водителей обязуют ездить в пункт техосмотра, а чтобы операторы не нарушали процесс, он целиком фиксируется на фотокамеру (регистрационные номера авто, геопозиция, время съемки). Таким образом, заочно пройти техосмотр сегодня вряд ли получится.
Однако еще закон целиком не вступил в силу, как в сети стали активно мусолить тему обхода правил. Например, на некоторые СТО привезли и разместили новенькие популярные иномарки с разным цветом кузова. Зачем это сделали? А все просто — чтобы владельцы похожих автомобилей просто временно установили свои регистрационные номера для фотографий. Эти данные пошлют в базу данных, и все дела. Такая услуга стоит своих денег, но прохождение ТО значительно ускоряется. Конечно, это незаконно, и грозит соответствующим наказанием.
Ходят также слухи, что в Москве запущен сервис, где машину достаточно отогнать на ТО и сразу же вернуть назад уже с готовой диагностической картой (фото автоматически загружаются в ЕАИСТО). На недостатки автомобиля, естественно, закрывают глаза.
Сотрудники органов порядка об этом видимо тоже знают. Поэтому не исключено, что в ближайшее время одними фото не ограничатся — потребуют присылать видеозапись прохождения ТО.
Ответственность за нарушение правил
Новые правила прохождения техосмотра придётся строго соблюдать не только автолюбителям, но и пунктам технического обслуживания. С июня 2020 года ужесточится ответственность за их нарушение.
- за использование автомобиля без диагностической карты штраф составит 2 000 рублей (статья 12.5 КоАП РФ). Но штрафовать за такое нарушение можно будет не чаще одного раза в день. Таким образом, за месяц вождения без диагностической карты водитель может заплатить штрафов на 60 000 рублей.
- за выдачу поддельных диагностический карт (статья 14.4.1 КоАП РФ) придётся заплатить юридическим лицам 100 000 руб. – 300 000 руб. Аналогичное наказание предусмотрено для тех, кто внесёт «липовое» прохождение техосмотра в 2020 году в ЕАИСТО.
- наказание предусмотрено и за работу станций технического обслуживания без соответствующей аккредитации. Юридическому лицу придётся заплатить штраф до 300 000 рублей. Если его работа будет продолжена также без аккредитации, то повторный штраф возрастает уже до 500 000 руб. В крайнем случае, могут даже привлечь к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Ответственному лицу может грозить до 6 месяцев ареста.
Напоминаем, что по новому закону все вышеперечисленные правила техосмотра станут обязательными только с 2021 года, штрафы повысятся с 2022 года. Поэтому у станций техобслуживания появляется дополнительное время пройти авторизацию для проведения технического осмотра по новому закону, а у автовладельцев – время пройти техосмотр ещё по старым правилам.
О сроках устранения неполадок
При освидетельствовании специалисты могут обнаружить много неисправностей. Карта диагностики в этом случае не выдается, а без нее совершать езду не допускается. Требуется повторное освидетельствование, если обнаружены недочеты.
В течение 20 дней нужно устранить все неполадки. За этот срок требуется провести второе ТО второй раз, но нарушения указываются в карте. Оператор самостоятельно рассматривает машину и определяет несоответствия на основании установленных норм. Вторичный осмотр проводится за отдельную плату, сумма устанавливается в зависимости от количества и объема услуг, но установленный максимум не должен быть превышен. Второй осмотр проводится у иного оператора в полной мере. Если машина попала в аварию, то страховщик имеет основания взыскать сумму ущерба полностью.
Получение карты диагностики на технику связано с получение страховки на случай нештатных ситуаций.