Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иллюстрированное Пособие По Охране Труда Для Водителей Погрузчиков!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, давайте разберёмся, кто такой водитель погрузчика, какие вредные производственные факторы оказывают на него влияние, и с какими профессиональными рисками он сталкивается. Во-первых, это опрокидывание автопогрузчика при потере устойчивости, например, из-за большого угла наклона грузоподъемника с поднятым грузом, большой скорости движения погрузчика во время поворота, резком трогании с места и торможении с поднятым грузом. Во-вторых, это падение с транспортного средства, риск отсутствия на месте инструкции по техники безопасности. Так или иначе, заступая на работу, водитель погрузчика вынужден пройти предварительный медицинский осмотр и специальное обучение по охране труда и все необходимые инструктажи. Превосходно. Как же сохранить свой труд в безопасности до и после работы?
3.1. Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель погрузчика обязан подавать предупредительный звуковой сигнал.
3.2. При встрече с работниками по пути движения водитель погрузчика должен предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если работники не сходят с дороги — остановить погрузчик.
3.3. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы
3.4 Во время работы водитель погрузчика должен:
— быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей;
— во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;
— подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и заднем ходе;
— при работающем двигателе находится в кабине погрузчик;
— при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
— приближаться к транспортному средству для производства погрузо-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
— производить подъем груза плавно, без рывков, медленным передвижением рычага;
— производить подъем (опускание) груза во время остановки погрузчика;
— соблюдать особую осторожность при движении погрузчика по узким проездам (проходам);
— погрузку сыпучего материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
— очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
— не допускать приближения к краю обрыва;
— не допускать контакта ковша с кузовом самосвала или со склоном канала. При перемещении грунта через край обрыва или когда машина достигает вершины склона, нагрузка внезапно снижается, и имеется опасность внезапного увеличения скорости движения. В этом случае необходимо обязательно снизить скорость;
— при неполной загрузке ковша никогда не осуществлять резкого старта, поворота или остановки машины;
— при разгрузке в самосвал убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне и уменьшить ударную силу при разгрузке.
3.5. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.
3.6. Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда его будут помещать, а также следить за тем, чтобы под грузом не находились люди.
3.7. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) водитель автопогрузчика должен немедленно опустить груз.
3.8. Не допускается поднимать и транспортировать груз с неуказанной массой, массой, превышающей грузоподъемность погрузчика, а также применять дополнительные противовесы.
3.9. Груз, примерзший к земле или засыпанный снегом, необходимо предварительно освободить от снега, а затем поднимать.
3.10. Перемещение грузов, затрудняющих обзор дороги, должно производиться с участием лица, сопровождающего погрузчик, подающего необходимые сигналы водителю погрузчика и предупреждающего других работников об опасности.
3.11. Водителю погрузчика запрещается:
— опускать груз на газо- и паропроводы открытого исполнения, электрические кабели, временные перекрытия;
— производить погрузку и выгрузку груза из автомобиля, пока в кабине или в кузове автомобиля находятся люди;
— наполнять ковш погрузчика путем врезания в штабель сыпучих и мелкокусковых материалов с разгона. Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению;
— прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле.
3.12. В зимнее время запрещается:
— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты погрузчика, а также оборудование топливной системы открытым пламенем;
— работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения СИЗ рук;
— выполнять работы, лежа под погрузчиком без применения утепленного мата.
3.13. При работе по уборке снега необходимо обращать особое внимание на скрытые под снегом обочины и прочие опасности.
3.14. При работе погрузчика с крановой стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.
3.15. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с крановой стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только по сигналам стропальщика или в присутствии руководителя работ.
3.16. Во избежание опрокидывания погрузчика с крановой стрелой не допускается подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы.
3.17. Не допускается выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Водитель погрузчика с крановой стрелой является ответственным за сохранность пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы.
3.18. Поднимать груз или контейнер необходимо с захватом за все предусмотренные конструкцией монтажные петли или кольца.
Если монтажные петли груза или кольца контейнера неисправны, то нужно груз или контейнер поднимать стропами с применением угловых прокладок между стропами и гранями груза или контейнера.
3.19. При погрузке, выгрузке и перемещении груза водитель погрузчика с крановой стрелой обязан контролировать принимаемые стропальщиками меры по исключению раскачивания и кручения груза.
3.20. Во время работы погрузчика с крановой стрелой не допускается нахождение людей под стрелой.
3.21. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи водитель обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
Составление инструкции
На нашем сайте представлен типовой шаблон инструкции по охране труда для водителя автопогрузчика, который вы можете индивидуализировать, внеся в него свои данные.
В общем структура ИОТ должна содержать в себе следующие последовательно (в логическом порядке) расположенные блоки:
- «Шапка» документа. В этом разделе находятся реквизиты документа: гриф согласования инструкции с указанием даты и номера протокола заседания профсоюзной организации предприятия, ФИО, должность утвердившего инструкцию лица, дата утверждения, название и регистрационный номер инструкции.
- В первом блоке оговариваются общие требования охраны труда для водителя автопогрузчика. В этот раздел могут быть внесены общие сведения о лицах, принимающихся на данную должность, а также сведения о необходимости прохождения инструктажей и обучения по охране труда, информация о вредных условиях труда, указание на необходимость соблюдения требований ИОТ.
- В разделе «Требования по безопасности труда перед началом работы» излагается порядок приема водителем смены, подготовка транспортного средства (механизмов) к работе.
- В следующем разделе подробно излагаются требования по безопасному осуществлению трудовых функций: эксплуатации погрузчика в теплое и холодное время года, проведение погрузки/разгрузки в темное время суток, требования по максимальному весу груза, а также меры запретительного характера.
- Отдельным разделом в инструкцию включаются действия водителя автопогрузчика при возникновении аварийных ситуаций: схема оповещения руководства и аварийных служб предприятия, принципы оказания первой помощи пострадавшим, применение первичных средств пожаротушения.
- В заключительном разделе разъясняется порядок сдачи смены, гигиенические мероприятия по окончании рабочего дня, порядок заполнения документации.
2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие СИЗ.
2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр, с целью определения состояния здоровья и отсутствия в организме алкоголя и наркотических средств, получить путевой лист. Осмотреть маршруты дороги, проездов, по которым предстоит перевозить груз на предмет отсутствия препятствий для движения (ямы, кочки, выбоины, посторонние предметы);
2.3. Перед началом работы водитель погрузчика должен провести осмотр погрузчика и проверить:
— крепление рычагов управления;
— состояние и натяжение ремня привода вентилятора;
— исправность контрольных измерительных приборов и диагностической системы (электронная система управления);
— наличие и исправность плавких предохранителей;
— исправность грузоподъемного механизма в движении без груза (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника, осмотреть сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов погрузчика (бульдозера);
— уровень электролита в аккумуляторной батарее на электрических погрузчиках;
— исправность аккумуляторов и не допускать их разрядки ниже допустимой нормы;
— исправность стеклоочистителя;
— действие ножного и стояночного тормоза (в случае необходимости произвести их регулировку);
— величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя;
— исправность действия освещения, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря, а также звукового сигнала;
— крепление колес, состояние шин и давление в них.
2.4. После осмотра погрузчика водитель погрузчика в случае выявления неисправности должен произвести соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, проинформировать о неисправностях непосредственного руководителя.
2.5. Перед началом работы водитель погрузчика должен произвести заправку автопогрузчика топливом, и при необходимости, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями, проверить отсутствие утечки воды, масла и топлива из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также целостность гибких шлангов.
2.6. Заправку автопогрузчика топливом водитель погрузчика должен производить при выключенном двигателе, засасывать топливо ртом через шланг запрещается.
2.7. При накачивании шин следует проверить правильность установки шины на ободе колеса, при этом следует осуществлять двойную проверку правильности установки стопорного кольца. В случае неправильного расположения шины или стопорного кольца или же в случае обнаружения, какой-либо другой неисправности необходимо прекратить накачку и устранить неисправность.
2.8. Накачка шин автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров производится из защищенного места и во время накачки категорически запрещается нахождение людей в непосредственной близости от колеса.
2.9. Водитель погрузчика не имеет права приступать к работе:
— при наличии треска, скрежета в гидросистеме, двигателе и механизмах;
— без огнетушителя (порошкового), аптечки первой медицинской помощи, знака аварийной остановки;
— с поврежденным сиденьем и спинкой сиденья (наличие рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов),
— с отсутствующим или поврежденным (с порезами, трещинами) диэлектрическим ковриком на полу кабины при работе на электропогрузчике;
— без зеркала заднего вида и в случае установки шин, запрещенных инструкцией о эксплуатации автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров;
— без исправной системы подачи звукового сигнала и систем освещения.
2.10. Обо всех обнаруженных недостатках в работе водитель погрузчика обязан сообщить непосредственному руководителю работ.
Инструкция по охране труда для водителя погрузчика: общие сведения
Охрана труда водителя электропогрузчика
- При выполнении своих обязанностей водитель погрузчика подчиняется руководителю склада.
- Водитель погрузчика принимается на свою должность и увольняется с неё указанием директора фирмы, по представлению руководителя склада.
- Кандидат на данную должность должен соответствовать следующим требованиям:
- средне-специальное профильное образование;
- стаж управления транспортным средством от 1,5 лет;
- удостоверение, дающее право на вождение самоходной машины соответствующего класса.
- Водитель погрузчика должен знать:
- правила безопасности в сфере транспортировки грузов, их укладки и закрепления;
- современные ПДД, а также правила пожарной и технологической безопасности;
- установленные стандарты по обращению с грузами в фирме-работодателе;
- правила заполнения соответствующей документации фирмы;
- правила, по которым оценивается качество выполненной им работы;
- основные категории погрузчиков, их специфические качества и различия;
- основные марки производителей погрузчиков и их особенности;
- особенности транспортировки основных типов грузов;
- правила крепления, укладки и проведения погрузочно-разгрузочных работ по основным типам грузов;
- нормативы профилактических мероприятий по предотвращению поломок используемой техники;
- способы быстрого устранения мелких неисправностей погрузчика;
- принципы работы в различных типах складских помещений;
- сезонные особенности работы с грузами;
- правила хранения погрузчиков на стоянке, а также обращения с ними в гаражах и мастерских;
- основы технического функционирования погрузчика и его составляющих;
- правила проверки состояния погрузчиков, в том числе после ремонта;
- правила обращения с топливом и другими ГСМ, применяемыми в работе погрузчика;
- правила ухода и хранения соответствующих инвентаря и инструментов.
- Водитель погрузчика руководствуется:
- соответствующим законодательством;
- актуальными нормами ПДД;
- документацией фирмы;
- положениями должностной инструкции.
- При временном отсутствии водителя (болезни, отпуск и т.д.) его функции выполняет другой водитель, назначенный руководителем склада.
За водителем погрузчика на работе закреплены следующие функции:
- Управление закрепленным за ним транспортным средством.
- Обеспечение выполнения комплекса предписанных работ по проведению погрузочно-разгрузочных мероприятий.
- Наблюдение за правильностью укладки грузов, их креплением и размещением.
- Уход за погрузчиком, в том числе путем своевременной замены запчастей и других составлявших.
- Участие в мероприятиях по сортировке товаров на складе.
- Участие в мероприятиях по складированию поддонов и другой складской тары.
- Устранение мелких неисправностей погрузчика.
- Донесение до руководства склада информации о потенциальных проблемных моментах в зоне своей деятельности.
- Постановка погрузчика на стоянку.
- Мониторинг качества ремонта погрузчика.
- Проведение необходимых профилактических мероприятий по обеспечению надлежащего состояния погрузчика.
- Соблюдение в своей работе ПДД, норм пожарной и технической безопасности.
- Хранение инвентаря, спецодежды и инструментов, предоставленных фирмой, а также уход за ними.
- Ведение требуемого правилами фирмы документооборота.
Водитель погрузчика может нести ответственность в следующих ситуациях:
- За нарушения норм и законов, совершенные на своем рабочем месте, — в соответствии с правилами соответствующих разделов законодательства.
- За неисполнение предписанных должностных обязанностей — в соответствии со статьями трудового законодательства и правилами фирмы.
- За ущерб, причиненный фирме из-за несоответствующих действий, — в границах, закрепленных в соответствующих статьях законодательства.
Водитель погрузчика владеет следующими правами:
- Вносить предложения руководителю склада по совершенствованию трудовых процессов.
- Получать от служащих фирмы информацию, которая нужна в своей трудовой деятельности.
- Получать за счет работодателя фирменную спецодежду, инвентарь и инструменты, в порядке, закрепленном в правилах фирмы.
- Отказываться от управления погрузчиком, если он находится в неисправном техническом состоянии.
- Требовать от руководителя склада надлежащего снабжения погрузчика необходимыми ГСМ, запчастями и агрегатами, а также надлежащего проведения ремонтных и профилактических мероприятий.
В действующем отечественном законодательстве не закреплены параметры составления должностной инструкции. В результате компании-работодатели могут свободно адаптировать содержимое типовых образцов инструкций под свои нужды. Что касается формы документа, то имеются определенные стандарты, которые используются при его написании. Обычная инструкция состоит из следующих разделов:
- Общий раздел.
- Функции сотрудника.
- Его трудовые права.
- Возможные меры ответственности.
К данным стандартным разделам наниматели часто добавляют:
- Условия работы.
- Рабочие связи.
- Параметры оценки качества работы.
- Требования по квалификации.
Дополнительные части особенно востребованы в крупных компаниях, которые стремятся перевести возможно большую часть своей деятельности в стандартизированную документарную форму, что сильно облегчает для них взаимодействие сотен сотрудников со множеством пересекающихся функций.
Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда
Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.
- Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
- Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
- Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
- Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
- Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
- Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
- Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
- Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ПОГРУЗЧИКА ИОТ 14 — 2009
ГЛАВА 1. Общие требования по охране труда 1. К самостоятельной работе по управлению погрузчиками (водитель погрузчика) допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию (прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен, и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком), прошедшие предварительный медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, пожарной безопасности, обученные безопасным приёмам и методам работы, овладевшими практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии предприятия.
Водитель электропогрузчика дополнительно проходит проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности.
Водитель погрузчика, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по охране труда, периодический медицинский осмотр, к выполнению работ не допускается.
2. Работающие, совмещающие профессии, должны быть обучены безопасным приемам работ, и пройти инструктаж по охране труда на всех выполняемых ими работах.
3. Выполнение других работ водителем погрузчика допускается после обучения безопасным приёмам и методам работы, и овладевшими практическими навыками безопасного выполнения работ. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, водитель погрузчика переводится на другую работу.
4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители погрузчика обязаны пройти дополнительный инструктаж по охране труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и обучены методам безопасной работы на них.
5. При нахождении на предприятии водитель погрузчика обязан:
5.1. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, не допускать нарушений трудовой и производственной дисциплины;
5.2. соблюдать правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
5.3. соблюдать требования безопасности при передвижении по территории и производственным помещениям предприятия, быть внимательным к сигналам движущегося транспорта, соблюдать правила дорожного движения;
5.4. выполнять только ту работу, которая поручена администрацией участка, отдела. При получении не знакомой работы следует обратиться к непосредственному руководителю и получить инструктаж по охране труда. Без его указания запрещается выполнять работу, не входящую в обязанности водитель погрузчика. Водитель погрузчика не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями, без прохождения целевого инструктажа. Не выполнять распоряжений, если они противоречат правилам техники безопасности;
5.5. содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда, не загромождать установленных проездов и проходов материалами и посторонними предметами;
5.6. соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, технологических картах, инструкциях по эксплуатации, знать и совершенствовать методы безопасной работы. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологической операции и ведущие к нарушению требований безопасности;
5.7.соблюдать настоящую инструкцию по охране труда, а также и другие инструкции по охране труда, действующие в организации (Инструкция по охране труда для работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы ИОТ 23–2009, Инструкция по охране труда при выполнении работ с ручным слесарно-монтажным инструментом ИОТ 15-2009 и др.) в соответствии с видами выполняемых работ и при использовании соответствующего оборудования, машин и механизмов;
5.8. использовать в соответствии с характером и условиями выполняемой работы и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя;
5.9. не допускать присутствия в рабочей зоне посторонних лиц. Быть внимательным во время работы, не отвлекаться самому и не отвлекать других;
5.10. пользоваться только тем инструментом, приспособлениями, при работе с которыми он обучен безопасным методам труда и проинструктирован.
5.11. не находиться под поднятым или перемещаемым грузом и вблизи вращающихся частей машин, не касаться находящихся в движении механизмов и неограждённых частей машин. Не проходить в местах, не предназначенных для прохода, не перебегать пути перед движущимся транспортом;
5.12. не устранять самостоятельно неисправности электропроводки и электрооборудования. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования разрешается выполнять электротехническому персоналу, имеющему соответствующую группу по электробезопасности, но не ниже третьей;
5.13. следить за исправным состоянием используемого погрузчика, инструмента и приспособлений, а также за наличием и исправностью всех предусмотренных предохранительных устройств и средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда на соответствующем участке работы;
5.14. не принимать пищу на рабочем месте, принимать только в специально отведённых местах. 5.15. при очистке погрузчика, узлов и агрегатов сжатым воздухом следует пользоваться защитными очками и респиратором, а струю воздуха направлять от себя;
5.16. выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре;
5.17. принимать все меры по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности при выполнении работ, знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Не загромождать доступы и проходы к противопожарному инвентарю, электрическим шкафам.
6. Не допускается:
6.1. распивать спиртные напитки, употреблять психотропные, токсические или наркотические вещества, на рабочем месте или в рабочее время, а также появляться и находиться на рабочем месте и на территории предприятия в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсичных веществ, с остаточными явлениями опьянения;
6.2. производить работы в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными явлениями опьянения. Управлять погрузчиком под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление погрузчиком другому лицу;
6.3. осуществлять пуск двигателя путём буксировки;
6.4. пользоваться инструментом, приспособлениями, обращению с которыми он не обучен;
6.5. курить в неустановленных местах, использовать средства пожаротушения не по назначению; 6.6. приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла в системе смазки и гидравлики;
6.7. управлять незакреплённым за водителем;
6.8. отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе и использовать его для обогрева;
6.9. при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом;
6.10. хранить в кабине погрузчика топливо, легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный и обтирочный материал;
6.11. оставлять погрузчик, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение погрузчика.
7. Водитель погрузчика должен знать, что опасными и вредными производственными факторами, действующими на него во время работы, являются:
7.1. транспортируемые грузы. При подъеме и перемещении грузов, проводимыми с нарушением требований безопасности труда, возможно падение грузов, задевание ими конструкций зданий и сооружений, что может явиться причиной несчастных случаев;
7.2. погрузчик. Эксплуатация погрузчика с техническими неисправностями, нарушение правил его технической эксплуатации могут создать травмоопасную ситуацию;
7.3. движущиеся машины, их рабочие органы и части, а также перемещаемые машинами изделия, конструкции, материалы;
7.4. инструмент, приспособления. Инструмент и приспособления при неправильном их использовании или неисправности приводят к травмам;
7.5. неудовлетворительная организация рабочего места;
7.6. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
7.7. повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;
7.8. повышенный уровень вибрации на рабочем месте;
7.9. повышенный уровень шума в рабочей зоне;
7.10. пониженная температура воздуха рабочей зоны;
7.11. недостаточная освещенность рабочей зоны;
7.12. острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.
7.13. физические или нервно-психические перегрузки
8. Водитель погрузчика в соответствии с нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты обеспечивается:
Наименование средств индивидуальной защиты |
Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам |
Срок носки в месяцах (кол-во/ срок) |
Костюм хлопчатобумажный |
ЗМи |
12 |
Головной убор из хлопчатобумажной ткани |
12 |
|
Ботинки кожаные |
Ми |
12 |
Рукавицы комбинированные (перчатки трикотажные) |
Ми |
2/1 |
При работе на электропогрузчике дополнительно |
||
перчатки диэлектрические |
Эн |
Дежурные |
галоши диэлектрические |
Эн |
Дежурные |
Зимой на наружных работах дополнительно: |
||
костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани |
Тн |
36 |
сапоги кирзовые утепленные |
Тн20 |
24 |
Для защиты от атмосферных осадков при выполнении наружных работ дополнительно: |
||
плащ непромокаемый с капюшоном |
Вн |
36 |
Требования охраны труда и безопасности перед началом работы.
До выезда на линию проверить исправность грузоподъемника: убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчиков.
В топливо и маслопроводах не должно быть течи и все части погрузчика должны быть очищены и вытерты от подтеков горючего и смазки. Подносить к баку огонь и курить при заправке горючим запрещается.
Проверить состояние шин и давление в них.
Осмотреть двигатель — не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, не повреждены ли гибкие шланги.
Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.
Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, подтянуть соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев.
2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, переключателей света фар, заднего фонаря, стоп- сигнала, и фонарей поворотов.
Защитная блокировка (автоматическая блокировка двигателя)
• Данная система блокирует работу погрузчика, если система распознает отсутствие веса машиниста на сиденье (в результате вставания или наклона машиниста). Если это произойдет, система отключит передачу мощности двигателя в течение приблизительно трех секунд. Погрузчик не будет двигаться, даже если переключить селектор выбора направления движения или нажать на педаль акселератора. • При этом будет мигать сигнализатор системы на приборной панели. (Также выполняет функции индикатора нейтрали.) • Возврат в рабочий режим Правильно сядьте на сиденье и переведите селектор направления хода движения в положение N (нейтраль). После этого можно продолжить работу. Выполняйте эти действия только после того как убедитесь в безопасности начала движения. • Данная система не тормозит погрузчик принудительно.
Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:
- приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
- приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
- приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
- совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
- федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
- приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.
3.1. Управлять погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.
3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.
3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.
3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.
3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.
3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.
3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.
3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.
3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.
3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).
3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную сигнализацию.
3.12. Запрещается:
— производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,
— производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,
— разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,
— при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,
— производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,
— производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,
— производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками,
— при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,
— работать на площадках с уклоном более 50,
— поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,
— наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,
— находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,
— производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах,
— транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,
— становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,
— работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,
— выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),
— оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,
— работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.
3.13. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружения было не менее 1 м.
3.14. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.
3.15. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице №1.
3.16. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.
3.17. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:
— после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),
— под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,
— при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,
— при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.
3.18. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80, СНиП 12-04-2002:
— расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2.
— работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.
3.19. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.
3.20. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.
3.21. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:
— прокола шины или недостаточного давления в ней,
— неисправности рулевого управления,
— неисправности гидравлической системы,
— каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,
— неисправности тормозов.
3.22. Машинисту погрузчика не разрешается:
— работать на неисправном автопогрузчике,
— поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте,
— производить резкое торможение при движении с грузом,
— допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика,
— выходить из машины когда груз поднят рабочим органом,
— перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей,
— поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя),
— оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом,
— работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения,
— выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.
3.1. При передвижении погрузчика по территории предприятия и за ее пределами водитель обязан:
— убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
— при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
— соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на территории предприятия;
— не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
— избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде;
— пользоваться только установленными проездами на территории предприятия. Скорость движения не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях 5 км/ч. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.
3.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель погрузчика обязан:
— при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
— приближаться к транспортному средству для производства погрузо-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
— не допускать подъем груза, масса которого превышает грузоподъемность погрузчика. Нарушение этого условия может привести к потере управления и продольной неустойчивости в зоне работы погрузчика. Одновременное производство погрузочно-разгрузочных работ, ручная переноска и перевозка грузов не допускаются;
— производить подъем груза плавно, без рывков, медленным передвижением рычага;
— производить подъем (опускание) груза во время остановки погрузчика;
— соблюдать особую осторожность при движении погрузчика по узким проездам (проходам). В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз;
— погрузку сыпучего материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
— очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
— не допускать приближения к краю обрыва;
— не допускать контакта ковша с кузовом самосвала или со склоном канала. При перемещении грунта через край обрыва или когда машина достигает вершины склона, нагрузка внезапно снижается, и имеется опасность внезапного увеличения скорости движения. В этом случае необходимо обязательно снизить скорость;
— при неполной загрузке ковша никогда не осуществлять резкого старта, поворота или остановки машины;
— при разгрузке в самосвал убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне и уменьшить ударную силу при разгрузке;
— не допускается оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, покидать пост управления при поднятом грузе.
3.3. Водителю запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных – свыше 20°.
3.4. При работе на снегу или обледененных трассах даже легкий уклон может привести к сползанию машины, поэтому необходимо двигаться на низкой скорости и избегать резкого старта, остановки или поворота.
3.5. При работе по уборке снега необходимо обращать особое внимание на скрытые под снегом обочины и прочие опасности.
3.6. При движении по заснеженным трассам необходимо одевать цепи, при движении по заснеженным склонам опускать ковш вниз перед торможением.
3.7. Никогда не тормозить резко.
3.8. При погрузке не допускайте чрезмерной загрузки, чтобы избежать скольжения.
3.9. При работе в местах с установленным пределом высоты, например в туннелях, под мостами, под электропроводами или в гаражах будьте чрезвычайно осторожны, чтобы не задеть их рабочим оборудованием.
3.10. Необходимо избегать использования погрузчика слишком близко к краю обрывов, выступов и глубоких траншей, при их обвале машина может упасть или опрокинуться, что может привести к серьезной травме или смертельному исходу. В этих местах грунт ослаблен после сильного ветра и дождя. Грунт вблизи траншей рыхлый и может обрушиться под весом и от вибрации машины.
3.11. При необходимости перевозки погрузчика водителю следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган (ковш), подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
3.12. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
3.13. При проведении технического обслуживания водитель погрузчика обязан:
— поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
— пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
3.14. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам водитель погрузчика обязан:
— привести рабочий орган (ковш) в транспортное положение;
— определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
— сохранять включенной передачу при движении под уклон;
— переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
— при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
— выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
— применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
— выполнять Правила дорожного движения.
3.15. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи водитель обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
3.16. В зимнее время запрещается:
— подогревать двигатель открытым пламенем;
— работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
— выполнять работы, лежа под погрузчиком без применения утепленного мата.
3.17. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение фар допускается в качестве дополнительного источника света.
3.18. Движение по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям может привести к опрокидыванию или скольжению. При движении по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям держите ковш приблизительно в 20-30 см над поверхностью.
3.19. Никогда не поворачивайте на склонах и не двигайтесь поперек склонов. Для выполнения этих действий всегда перемещайтесь на ровную поверхность.
3.20. Для недопущения скольжения не двигайтесь по траве, опавшей листве или влажным стальным плитам. При движении по краю склонов пользуйтесь пониженной передачей.
3.21. При движении под уклон пользуйтесь пониженной передачей и избегайте остановок двигателя.
3.22. При остановке двигателя во время движения по склону немедленно нажмите на педаль тормоза, опустите ковш вниз, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение и используйте стояночный тормоз.
3.23. При движении по склону с загруженным ковшом пользуйтесь передним ходом при подъеме и обратным ходом при спуске.
3.24. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.
Кто отвечает за составление инструкции по охране труда для водителя?
Это не самый простой вопрос. Статья 212 Трудового кодекса РФ и «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59 возлагают эту ответственность на работодателя, без уточнения должностного лица, которое должно этим заниматься.
Возникает вопрос на кого возложить данный вид обязанности: на лицо ответственное по ОТ в организации или на сотрудников ответственных по ОТ на рабочих местах? Дело в том, что во многих других отраслевых актах (например, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства) ответственность за разработку инструкций несут именно руководители структурных подразделений, то есть ответственные по ОТ на рабочих местах.
В «Рекомендациях по организации работы службы по охране труда в организациях», утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на специалистов по ОТ (ответственные по ОТ в организации) возложена обязанность методической помощи при разработке инструкций и контроля сроков пересмотра.
На практике, на многих предприятиях специалисты по ОТ разрабатывают инструкции по охране труда сами. Видимо, учитывая это во многих недавно переработанных правилах, к которым относятся и указанные выше «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вместо словосочетания, — «руководитель структурного подразделения», указывается нейтральное «работодатель». Поэтому если мы говорим именно о водителях, то правильнее будет сказать, что составлением инструкции по ОТ будет заниматься должностное лицо определяемое работодателем, с учетом специфики предприятия.
НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:
- инструктажей по охране труда;
- стажировки на рабочем месте;
В рамках постановления №2464 к уже имеющимся программам добавляются новые:
- обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
- обучение по использованию СИЗ;
- обучение по охране труда.
Разберем каждую программу более подробно.
Инструктаж по охране труда
Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда или иным уполномоченным работником организации, на которого приказом работодателя возложены такие обязанности. Если у работодателя нет службы охраны труда или специалиста по охране труда, то существуют следующие варианты, кто может провести инструктаж:
- сам работодатель;
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работник;
- организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда.
Стажировка на рабочем месте
Стажировка проводится с целью приобретения работниками практических навыков безопасных методов и приемов выполнения работ в процессе трудовой деятельности. К стажировке на рабочем месте допускаются работники, успешно прошедшие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда.
Перечень профессий и должностей сотрудников, которым необходимо пройти стажировку, устанавливается работодателем. В данный перечень обязательно включаются наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности.
Продолжительность стажировки на рабочем месте – не менее 2 смен.
Обучение первой помощи
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:
- работники, на которых возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы по оказанию первой помощи;
- работники рабочих профессий;
- лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим;
- работники, в обязанности которых входит управление автотранспортным средством;
- работники, к компетенциям которых предъявляется требование уметь оказывать первую помощь;
- председатель и члены комиссии по проверке знаний по охране труда, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи, специалисты по охране труда и члены комитетов по охране труда;
- иные работники по решению работодателя.
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя, в организации или у ИП, оказывающих услуги по обучению вопросам охраны труда, так и в виде самостоятельного процесса обучения.
Важно отметить, что председатель и члены комиссии по проверке знаний по охране труда, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи, и специалисты по охране труда проходят обучение в организации, оказывающей услуги по обучению вопросам охраны труда.
Продолжительность программы обучения первой помощи – не менее 8 часов. При этом данная программа должна составлять не менее 50 процентов общего количества учебных часов. Практические занятия проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий.