Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная проблема в сфере социальной защиты детей-сирот сейчас – это трудности с обеспечением их бесплатным жильем от государства. Полномочия в этом вопросе переданы на уровень регионов, как результат – в некоторых субъектах РФ очереди превысили 5 тысяч человек (Приморский край, Краснодарский край, Саратовская область, и др.). Наиболее сложная ситуация в Приморском крае, где в 2018 году в очереди состояли более 6500 тысяч человек. Основная причина очередей – недостаток финансирования выделения жилья сиротам. В 2015-2017 годах ежегодно выделялось порядка 6,9 миллиардов рублей, в 2018 году выделено 7,1 млрд рублей. По оценке Счетной палаты РФ, на приобретение жилья сиротам из федерального бюджета выделяется около 20% от необходимых сумм, а регионы не могут найти недостающие деньги.
Гарантии обеспечения условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Гарантия права на устройство в семью на воспитание
Дети указанной категории могут реализовать данное право следующими способами:
- Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
- Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;
- Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
- До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.
При этом Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145) не допускает для братьев и сестер усыновление или передачу под опеку разным лицам, за исключением случаев, когда такое разделение отвечает интересам детей.
Также Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145) гарантирует учет мнения ребенка при передаче его в семью под опеку и попечительство. С момента, когда ребенку исполнится 10 лет, получение его согласия при усыновлении или передаче под опеку и попечительство обязательно.
Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:
- право на уважение собственного достоинства;
- право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
- право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
- право на общение с родителями и родственниками;
- право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
- право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.
Имущественные права детей сирот:
- право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
- право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
- право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
- право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.
Право детей сирот на трудовую деятельность
В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:
- право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
- право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.
Проживание и образование детей-сирот
Если ребенок лишается родителей, дальнейшее его существование определяется государством. В случае помещения ребенка в интернат он проживает на полном обеспечении, а в ходе обучения в интернате обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, устанавливаемым в соответствии с законодательством.
Государство в целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет им дополнительные гарантии по праву на образование. Дети-сироты могут обучаться на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы и принимаются вне конкурса в образовательные учреждения СПО и ВО при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. При этом, они имеют право на получение второго начального профессионального образования без оплаты.
Дети-сироты, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО, государственных и муниципальных образовательных учреждениях ВО и ВПО зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения и до достижения возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования.
Детям-сиротам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, кроме полного государственного обеспечения выплачивается:
- стипендия, размер которой должна быть увеличена не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в этом образовательном учреждении
- 100% заработной платы, начисленной в период прохождения производственного обучения и производственной практики
- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии (осуществляемой за 30 дней до начала учебного года)
При предоставлении обучающимся (детям-сиротам) академического отпуска по медицинским показаниям сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия и образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дети-сироты обучающиеся в государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом:
- на городском, пригородном, на внутрирайонном транспорте (кроме такси)
- один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы
Дети-сироты (выпускники), за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего ПО, где они обучались, единоразово обеспечиваются:
- одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, в соответствии с законодательством (по желанию выпускника может быть выдана денежная компенсация для их приобретения или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ)
- единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.
Могут ли отказать в предоставлении льготы?
Отказ в предоставлении льгот, пособий или других гарантий, закреплённых в соответствующем федеральном законе, является неправомерным без мотивированного решения органа, выдающего отказ. При соблюдении условий, необходимых для получения пособий, отказа не последует.
Несмотря на то, что государство гарантирует обеспечение детей-сирот жильем, они часто сталкиваются с отказом. Такой отказ происходит если лицо проживает в месте, которое признано пригодным для жизни.
Дети признаются осиротевшими или нуждающимися в попечении сразу после смерти родителей или признания их неспособными к воспитанию ребёнка. Государство берёт под свою ответственность и опеку эту категорию детей, снабжая их нужными для существования благами, способствуя воспитанию, жизни и развитию. Также РФ мотивирует семьи на принятие в семью детей, оставшихся без родителей и поощряет их. На всех этапах своей жизни ребёнок-сирота получает от государства поддержку.
Особенности назначения пенсии сиротам до и после 23 лет
Первая – трудовая – назначается подросткам, хотя бы один кормилец которых работал и, соответственно, своевременно отчислял взносы в Пенсионный Фонд (ПФ) России.
Социальная пенсия оформляется, если на момент смерти одного или нескольких родителей никто из них не имел стажа (неофициальная работа), а значит, средства в ПФ не отчислял.Если родители или родитель умер, когда ребёнку уже исполнилось 18 лет и сирота проходит обучение на очном отделении, он имеет право подать документы в Пенсионный Фонд РФ, помимо соответствующего заявления, предоставив следующие документы:
- свидетельство об уходе из жизни родителя (усыновителя);
- собственное свидетельство о рождении;
- свой паспорт;
- трудовую книжку умершего кормильца (при её наличии).
Помимо этого, сирота, решивший воспользоваться правом на получение пенсии после 18 лет, обязан предоставить в ПФ о заработной плате ушедшего из жизни родителя за последние 5 лет его жизни.
Ребенок имеет право на получение только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.
Также существует . Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.
ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.
При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.
В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.
Кого принято считать сиротами
Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.
Дети-сироты – это категория граждан, не достигших совершеннолетия, которые лишены родительской заботы по причине смерти последних.
При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.
Причин для этого может быть несколько:
- принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
- пропажа без вести;
- наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
- тюремное заключение;
- полная или частичная недееспособность;
- нахождение под следствием;
- осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.
Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка.
Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА
Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для получения направления на предоставление бесплатной юридической помощи обращаются в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства,
по месту пребывания или по месту последней регистрации в Санкт-Петербурге (для граждан без определенного места жительства) и представляют следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность гражданина;
- документы, содержащие данные органов регистрационного учета (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), или справка о регистрации по месту пребывания граждан (форма 3), или решение суда об установлении места жительства или места пребывания);
- для граждан без определенного места жительства- справка о постановке на учет, выданная Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства»
- справка о размере доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) за последние три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения гражданина.
Последние изменения в законодательстве
Наиболее важным изменением в законодательстве последних лет является принятие Федерального закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …». Этот закон совершенствует порядок предоставления жилья детям-сиротам. Устанавливается единый для всех регионов порядок учета сирот, имеющих право на получение жилья, а также по каждому региону формируется список.
Также изменения касаются контроля своевременности подачи заявлений представителями детей-сирот – если заявление не было подано, органы опеки могут принимать соответствующие меры. Это сделано для того, чтобы все нуждающиеся и имеющие право на жилье могли встать в очередь до достижения 23-летнего возраста.
Поправки касаются и условий предоставления жилья. По новому закону сиротам не может быть выделено больше 25% от общего числа квартир в конкретном доме.
Договор социального найма на полученное жилье теперь можно продлевать на 5 лет не только 2 раза, а неограниченное число раз. Это должно защитить получателей жилья от мошеннических действий.
Также в закон внесены поправки, позволяющие принудительно выселять граждан, которых лишили родительских прав (на основании социального найма), кроме того теперь супруга и дети сироты не теряют право жить в выделенной квартире и после его смерти.
Указанный закон уже подписан Президентом и вступит в силу с начала 2020 года.
Особенности оформления и получения льгот
Главная проблема в сфере социальной защиты детей-сирот сейчас – это трудности с обеспечением их бесплатным жильем от государства. Полномочия в этом вопросе переданы на уровень регионов, как результат – в некоторых субъектах РФ очереди превысили 5 тысяч человек (Приморский край, Краснодарский край, Саратовская область, и др.). Наиболее сложная ситуация в Приморском крае, где в 2020 году в очереди состояли более 6500 тысяч человек. Основная причина очередей – недостаток финансирования выделения жилья сиротам. В 2015-2017 годах ежегодно выделялось порядка 6,9 миллиардов рублей, в 2020 году выделено 7,1 млрд рублей. По оценке Счетной палаты РФ, на приобретение жилья сиротам из федерального бюджета выделяется около 20% от необходимых сумм, а регионы не могут найти недостающие деньги.
Множество проблем возникает не только с выделением жилья, но и с постановкой в очередь. Чаще всего заявитель обращается, когда его возраст уже больше 23 лет. В таком случае юристы рекомендуют обращаться в суд и пытаться доказать, что заявление не было подано в установленный период по уважительной причине. Однако вероятность положительного исхода очень низкая.
У многих возникают трудности из-за того, что они имеют постоянную регистрацию у родственников. Так, если в квартире или доме, где прописан сирота, на него приходится больше жилплощади, чем полагается нормами региона, при обращении за собственным жильем будет вынесен отказ. Необоснованный отказ можно получить, если, например, у супруга (супруги) заявителя имеется в собственности жилье. В таком случае нужно получить письменный отказ, который затем опротестовать.
Помощь в процессе поиска работы
На основании ФЗ № 159 назначаются разные социальные меры поддержки для детей, которые по разным причинам остались без поддержки родителей. К ним относится и помощь в процессе нахождения работы. К основным льготам относится:
- выпускники разных вузов могут рассчитывать на получение бесплатной одежды, обуви и оборудования для дальнейшей работы;
- в зависимости от региона назначается единовременное пособие, предназначенное для обеспечения жизни в процессе поиска работы;
- с подростками в возрасте от 14 до 18 лет проводятся специальные работы, связанные с профориентацией, что позволяет узнать, какими способностями и умениями обладают дети, а также где в будущем они хотели бы работать;
- на основании медицинских показаний проводится диагностика профессиональной пригодности;
- если становится сирота на учет на бирже труда, то в течение 6 месяцев поиска работы назначается пособие по безработице даже при условии, если ранее гражданин не трудился официально;
- если фирма, в которой работает сирота, ликвидируется, то за счет средств работодателя проводится профессиональное обучение.
Воспользоваться вышеуказанными мерами поддержки можно при трудоустройстве в государственные или коммерческие организации. Если не предоставляются по разным причинам льготы ребенку-сироте, то составляется жалоба в местную администрацию или прокуратуру.
Детям-сиротам доступны некоторые привилегии при устройстве на работу, медицинском обслуживании, оплате коммунальных услуг и других областях.
Послабление при устройстве на работу состоит в том, что такие граждане получают в течении первых шести месяцев повышенное пособие по безработице – как правило, это размер средней зарплаты по региону. Кроме этого, при увольнении из-за того, что организация ликвидировалась, либо из-за сокращения, сирота имеет право потребовать от организации получения профессионального обучения за счет предприятия и дальнейшего устройства на работу.
На региональном уровне сироты вправе получить послабления на оплату коммунальных услуг, включая электричество, воду, газ и плату за квартиру. Также установлены особые нормы, исходя из которых сирота вправе не уплачивать задолженности по коммунальным услугам родителей и задолженности за время, в которое лицо не проживало на месте. Опекуны вправе получить компенсацию по расходам за коммунальные услуги.