Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый счет (ЕНС) для бизнеса с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
VII. Чего ждать в новом году
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Льготы для физических лиц
Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:
- Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
- ветеранам;
- инвалидам I, II групп инвалидности;
- бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
- опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
- граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц
Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2023 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.
Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.
При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):
- 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
- 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.
В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:
Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где
- Сн – сумма налога к уплате;
- Нс – налоговая ставка;
- Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
- Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
- Кп – повышающий коэффициент;
- Нл – размер налоговых льгот;
- Ап – сумма авансовых платежей.
По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.
За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.
Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.
За период с 01 по 22 января — 28 января.
Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.
Ставки транспортного налога для юрлиц
Ставки транспортного налога для юридических лиц устанавливают региональные власти (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе приведены основные значения по группам налогооблагаемых объектов. Власти субъектов РФ корректируют эти значения.
Действующие ставки согласно ст. 361 НК РФ:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка, руб. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности) | 20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 |
Транспортный налог для организаций
В 2021 году вступают в силу изменения, существенно упрощающие жизнь организаций. Они позволят производить оплату транспортного налога без проволочек.
С 1 января 2021 года заполнять декларацию не потребуется – эти действия отменяются. То есть, уже 1 февраля 2021 года бумажной волоките придет конец. Заниматься всем будут сотрудники налоговых инспекций на основании уже имеющихся у них сведений.
Работники ФНС собственноручно составят извещения для юридических лиц с указанием наименований всех имеющихся в собственности организации ТС, налоговой ставки, срока оплаты, суммы, подлежащей сбору. Документы будут отправлены по адресатам при помощи одного из видов связи: по электронной почте, заказным письмом, в личный кабинет пользователям, зарегистрированным на сайте ФНС.
Организации, в свою очередь, обязаны вовремя вносить плату, в том числе, установленные авансовые платежи. В их обязанности остается сверка данных, представляемых налоговой инспекцией в извещении, с данными бухгалтерского учета. В случае несовпадения понадобится корректировка.
Среди новшеств, касающихся уплаты транспортного налога – заявительный характер льгот. Среди юридических лиц также есть категории, являющиеся льготниками, имеющие право на отмену платежа или его уменьшение. Теперь для того, чтобы подтвердить это, необходимо будет явиться в органы ФНС с пакетом подтверждающих документов.
Что касается физических лиц, для них никаких изменений по транспортному налогу в 2021 году не предвидится. Отменят ли его в дальнейшем или заменят на другой обязательный платеж – неизвестно. Поэтому все, что остается – исправно платить государству за возможность иметь в собственности автомобиль.
Порядок перечисления транспортного налога в бюджет
Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. N 129/2002-ОЗ), то за I, II и III кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую нужно будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой перечисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).
При определении срока уплаты транспортного налога (авансового платежа) следует руководствоваться региональным законом. Законодатели могут устанавливать любые сроки уплаты налога с некоторыми ограничениями. Для организаций срок уплаты, установленный региональным законодательством, не может быть ранее:
- 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, — для годовой суммы транспортного налога;
- последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, — для авансовых платежей по транспортному налогу. Такой порядок следует из положений абз. 2 п. 1 ст. 363 и п. 3 ст. 363.1 НК РФ.
Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) необходимо перечислить не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Если транспортный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). При этом пени рассчитывают так: неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) умножается на количество календарных дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.
Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т.д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т.д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют. Раньше такой порядок расчета пеней был предусмотрен разд. VII Рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. N ММ-3-10/138@. На практике этот порядок налоговые инспекции применяют и в настоящее время.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Я просрочил АТН, мне начислили пени. Когда по закону положено их выплачивать?
Ответ: Вы можете оплатить пени вместе с отчислением АТН за след. отчетный период, или оплатите сразу после появления просрочек.
Вопрос №2: Слышал, что можно перечислить АТН на следующий после крайней даты день. Но позже я обнаружил начисленные мне пени, правомерно ли их начисление, и если нет, то как мне избежать начисления новых пеней?
Ответ: Действительно, если вы опоздали с платежом и не перечислили нужную сумму в крайний срок, вы можете отправить денежный перевод на следующий день, при этом к вам не будут применены штрафные санкции. Но вероятно, вы внесли оплату АТН, когда банком уже был закрыт счет для уплаты ТН за налоговый период, отсюда образовалась однодневная просрочка. Поэтому да, начисление вам пени было законным.
Вопрос №3: Какие существуют способы отправки декларации по авансовому платежу?
Ответ: Вы могли доставить его лично в налоговую службу по месту регистрации, отправить бланк заказным письмом или по электронной почте. Однако налоговые декларации по АТН были отменены, и вам нужно заполнить только один отчет по окончании года.
Вопрос №4: Автомобиль предприятия был снят с учета в течение НП, как платить АТН?
Ответ: Транспорт не был под наблюдением налоговой инспекции на протяжении некоторого промежутка времени, поэтому из общей суммы оплаты нужно будет отнять все те месяцы, пока машина не состояла на учете. Воспользуйтесь формулой:
(НБ х СТН х N/3) : 4, где НБ — налогооблагаемая база, СТН — ставка ТН, N — столько месяцев ТС было оформлено на юрлицо.
Вопрос №5: Можно ли уменьшить сумму ТН, зарегистрировав ТС по местонахождению одного из филиалов компании, который располагается в регионе с очень низкой ставкой ТН?
Ответ: Да, это разрешено законом. Однако не стоит специально для этих целей открывать филиалы в регионах с низкой ставкой ТН. Конечно, если в организации числится много автомобилей, это целесообразно. Тем более, что филиалом признается подразделение со стационарными рабочими местами, рассчитанными на срок более месяца, т.е. это мог бы быть всего один сотрудник. Но, налоговые службы станут искать доказательства того, что регистрация ТС — фикция, и что он не применяется по месту регистрации. Поэтому не стоит увлекаться таким видом экономии.
Вопрос №6: Нужно ли после регистрации транспорта в ГИБДД дополнительно оповещать об этом ИФНС?
Ответ: Нет, в этом нет необходимости. ГИБДД или Ростехнадзор сообщат об этом в налоговые службы.
Вопрос №7: Как платить транспортный налог, когда произошла перерегистрация транспорта с одного места на другое?
Ответ: ТН за месяц, когда ТС было принято на учет в другом месте, платится в том месте, где ТС числилось первого числа месяца. Т.е. по новому месту уплачивать ТН надо начинать со следующего месяца. Коэффициент, используемый для расчета платежа, равняется кол-ву полных месяцев, когда авто стояло на учете в одном регионе, деленное на кол-во месяцев в расчетном периоде. Месяц перерегистрации учитывается как полный.
Рассматриваемый вид налога относится к региональным, поэтому субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать ставки, особенности расчета и платежей. Однако существуют определенные пределы этих полномочий.
Налоговая база для каждого транспорта определяется индивидуально.
К ней можно отнести:
- мощность двигателя, указываемую в лошадиных силах. Если она приведена в кВт, то придется преобразовать до нужного значения. Для этого существует обычная формула: мощность в л.с.= мощность в кВт*1,35962. То, что, получилось, округляем до сотых долей.
- валовая стоимость регистровых тонн (применяется для буксируемых водных средств);
- статистическая тяга по паспорту для реактивного двигателя (учитывается в килограммах силы и применяется для воздушного транспорта, работающего на реактивном двигателе);
- единица т/с – для оставшихся средств.
Все перечисленные показатели берутся из паспортов на технику. Если их нет, мощность придется выяснять путем проведения экспертизы. Проведение экспертизы оговорено в ст. 95 Налогового кодекса.
Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.
Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:
-
в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);
-
в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);
-
в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).
Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).
Аванс вносят точно так же, как и обычный налог. Существует несколько способов сделать это:
- Взнос наличными в банк. После того, как деньги поступают в кассу кредитной организации, она оформляет поручение об их перечислении на счет казначейства;
- Перечисление денег со своего счета на счет казначейства. Эту процедуру можно провести самостоятельно, воспользовавшись личным кабинетом банка, или обратившись в его ближайшее отделение. В организациях перечисление делают бухгалтерские работники;
- Внесение средств в отделение почтовой связи;
- Внесение средств в кассу муниципалитета.
Пример № 1.
Вводная: Организация по финансовым причинам продала часть автомобилей, которые находились у нее в собственности. Однако руководство планирует купить аналогичный транспорт, когда дела фирмы пойдут лучше. Сложность в том, что налог за проданные авто уже уплачен.
Решение ситуации: Представитель юрлица может написать в ФНС заявление о том, чтобы лишние деньги были учтены в следующем году. Возврат разницы в этом случае неразумен, так как фирма хочет расширить автопарк, поэтому в скором времени размер ее обязательств перед государством станет прежним.
Пример № 2.
Вводная: Юридическое лицо платило аванс ежемесячно. В связи с увеличением оборота и повышением прибыли в середине года руководство приняло решение оплатить аванс за все оставшиеся месяцы.
Решение ситуации: Организация совершает авансовый платеж за весь год и не вносит средства до его конца. В следующем году налог начисляется исходя из имеющегося в собственности компании транспорта.
Авансовый платеж по транспортному налогу – удобное средство его уплаты, позволяющее сделать ее не в конце года, следующего за отчетным, а прямо в течение налогового периода.
Подойдет такой способ исполнения фискальных обязанностей организациям. Для физических лиц он менее актуален. Однако нужно помнить о трудностях, которые возникают, когда аванс уже внесен, а размер налоговой базы изменился.