Испытательный срок на госслужбе: увольнение на испытательном сроке с госслужбы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Испытательный срок на госслужбе: увольнение на испытательном сроке с госслужбы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Прямую оценку профессиональных качеств служащего дает его непосредственный руководитель. Это оформляется в виде заключения. Решение о возможности присвоения служащему классного чина, а также оценку его профессиональных и деловых качеств дает специальная комиссия. Она создается из действующих гражданских служащих, которые имеют достаточный опыт и знания в области. При прохождении аттестации госслужащий должен ответить на определенный перечень вопросов, касающихся государственной службы.

Как устанавливаются результаты испытания?

Непосредственный руководитель либо его заместитель не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока испытания передает этот документ в кадровую службу. Форма такого отзыва установлена приложением 2 к Методике.

В отзыве дается оценка соответствия служащего замещаемой должности гражданской службы, делается вывод о результате испытания и отражаются замечания непосредственного руководителя по подготовленным служащим проектам документов.

К отзыву прилагается таблица (если в рамках электронного делопроизводства не используется система автоматического учета поручений). А если в период испытания в отношении служащего осуществлялось наставничество, к отзыву также прилагается отзыв о результатах наставничества.

Таблица содержит следующие графы:

Дата (период) выполнения поручения

Основные поручения

Отметка о выполнении (выполнено, выполнено с замечаниями, не выполнено – указать нужное)

Комментарии (при наличии) непосредственного руководителя

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.

Когда не устанавливается испытательный срок на госслужбе

В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:

  • для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
  • новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
  • лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
  • служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.

Законодательные акты по теме

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

Об испытательном сроке на государственной службе

ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

Причины, по которым служащий может быть признан негодным к несению госслужбы на занимаемой должности

Оценка деловых качеств госслужащего

Непосредственную оценку качеств госслужащего дает его непосредственный руководитель. Данная оценка оформляется в форме заключения.

Деловые и профессиональные качества государственного служащего оценивает специальная комиссия, которая и делает вывод о возможности занимания государственной должности и присвоение классного чина.

Данная комиссия создается из числа действующих сотрудников госслужбы и, которые обладают достаточным опытом в данной сфере и имеют необходимые знания и навыки, которые предоставляют возможность оценивать того или иного кандидата.

Для успешного прохождения, так называемой «аттестации» государственный служащий должен ответить на вопросы, которые касаются работы на государственной службе.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт

Срочный контракт на термин от одного до пяти лет заключается в случаях замещения отдельных должностей государственной гражданской службы по следующим направлениям:

  1. категории «руководители», «помощники (советники)»;
  2. на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность;
  3. после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
  4. в дипломатических представительствах, консульских учреждениях РФ, находящихся за пределами России;
  5. в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, функций;
  6. на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7. замещение должности, по которой ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлен особый порядок оплаты труда;
  8. другие случаи, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими нормативными актами.

С государственным гражданским служащим по достижению им 60-ти лет перезаключается срочный служебный контракт на 5 лет. Граничный возраст в данном случае составляет 70 лет.

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.
Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Читайте также:  Опубликован список аварийных домов Саратовской области для расселения

И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, на должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.

При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.

Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ – увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом № 79‑ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.

Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ незаконным и вот почему. В первую очередь, представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона № 79‑ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.

Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона № 79‑ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу № 33‑411‑2012).

Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ… но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона № 79‑ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.

Г. работала в МИФНС, но из‑за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.

В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта – уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу № 33-6618/2012).

При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.

Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее – Управление) – главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.

Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.

Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители», должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность «главный специалист-эксперт» отнесена к категории «специалисты», должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.

Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона № 79‑ФЗ.

Читайте также:  Изменения в ЕНВД в 2020 году

Кроме этого, из штатных расписаний Управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника Управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу № 33‑8498, А-9).

Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ других оснований увольнения.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт

Срочный контракт на термин от одного до пяти лет заключается в случаях замещения отдельных должностей государственной гражданской службы по следующим направлениям:

  1. категории “руководители”, “помощники (советники)”;
  2. на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность;
  3. после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
  4. в дипломатических представительствах, консульских учреждениях РФ, находящихся за пределами России;
  5. в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, функций;
  6. на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7. замещение должности, по которой ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлен особый порядок оплаты труда;
  8. другие случаи, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими нормативными актами.

С государственным гражданским служащим по достижению им 60-ти лет перезаключается срочный служебный контракт на 5 лет. Граничный возраст в данном случае составляет 70 лет.

При каких обстоятельствах не устанавливается испытательный срок для госслужащего

Изменение условий прохождения государственной службы и служебного контракта. В силу ст. 30 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя вправе: Закон N 79ФЗ не предусматривает гарантий гражданским служащим, переведенным по состоянию здоровья на нижеоплачиваемую гражданскую должность.

В связи с этим к таким служащим должны применяться правила ст. 182 Трудового Кодекса Российской Федерации.

О конфликте интересов на госслужбе. Решение комиссии должно быть получено руководителем учреждения, а затем и гражданским служащим в письменной форме, и приобщено к личному делу служащего, поскольку это напрямую связано с представлением впоследствии декларации о доходах за отчетный период.

При этом в трудовом договоре обязательно делается ссылка на наличие испытательного .

В то время пока госслужащий будет выдерживать испытательный срок он должен изучить и в полном объеме обладать навыками и знаниями, которые ему необходимы для исполнения государственных задач . Article is devoted the analysis of legal regulation of public service, from the point of view of social protection of civil servants. Вопрос: Я впервые поступаю на государственную гражданскую службу.

В отделе кадров мне сказали, что я буду принят на работу с условием об испытательном сроке. Правомерны ли такие действия? Отвечает помощник Курчатовского межрайонного прокурора Красникова А.В.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 509-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон

. В Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79 — ФЗ

внесены изменения, касающиеся установления срока для граждан, поступающих на гражданскую службу.

Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от трех месяцев до одного года. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ Согласно ст.28 Трудового кодекса РБ (далее — ТК) с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор может быть заключен с условием предварительного испытания.

Предварительное испытание при приеме на работу не является обязательным условием трудового договора, без которого трудовой договор не может быть действительным. Испытательный срок для госслужащего и муниципального служащего, избранного по конкурсу Статья: Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими (Давыдова Е.В.) (

, 2012, N 3) Нужно ли устанавливать испытательный срок государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?

  • Граждане, которые получили средне-специальное образование в рамках программы подготовки госслужащих или высшее
  • Служащие, которые были назначены на новую должность в связи с сокращением предыдущей, при условии соответствия его квалификации и опыта работы новой должности.
  • Для всех служащих, которым гарантировано законодательством сохранность рабочего места (например, беременные женщины или женщинам, имеющими детей до 1,5 года).
  • Лица, заступающие на позиции «руководитель» и «помощник» временно.

Ошибка № 1: Увольнение госслужащего по причине неудовлетворительного прохождения испытательного срока в случае, когда в трудовом договоре нет указания на назначение испытательного срока.

Комментарий: Когда в трудовом контракте не содержится сведений об установлении испытательного срока, уволить сотрудника за профнепригодность нельзя – кандидат на вакантную должность автоматически признается принятым на службу без необходимости проходить испытания.

Ошибка № 2: Установление испытательного срока на государственной службе для беременной.

Комментарий: Беременные должны быть приняты на службу без предварительных испытаний, так как они относятся к категории служащих, для которых не устанавливаются проверки на профпригодность.

Ошибка № 3: Установление испытательного срока для госслужащего продолжительностью в 2 года.

Комментарий: Испытательный срок, направленный на выяснение профессиональных и деловых качеств госслужащего, может быть назначен на срок от 3 месяцев до 1 года.

Ошибка № 4: Госслужащий, не имевший звания на начало прохождения испытательного срока на государственной службе, по окончании проверки так и не получил звания.

Комментарий: В случаях, когда служащий, не имевший звания до прохождения испытательного срока, получил удовлетворительную оценку своей пригодности к несению службы и был нанят, ему должно быть присвоено звание.

Испытание при поступлении на государственную службу

В
ранее действовавшем Федеральном
законе от
31 июля 1995 г. №
119-ФЗ «Об
основах государственной
службы Российской Федерации» норма
об испытании государственного
служащего имела императивный характер.
Так, в ст.

23 вышеупомянутый
закон устанавливал правило, согласно
которому испытание устанавливалось
как при
приеме
, в
том числе по итогам конкурса документов,
так и при
переводе
на
должность иной группы или иной
специализации в качества обязательного
условия приема на государственную
службу.

По соглашению
сторон в трудовом договоре определялась
лишь продолжительность
такого испытания.

В
ныне действующем Федеральном
законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной
гражданской службе Российской Федерации»
(ч. 1 ст. 27)соответствующая норма
сформулирована существенно иначе: сторонами
может
быть
предусмотрено испытание гражданского
служащего
.

Читайте также:  Сотрудник-нерезидент: исчисление НДФЛ

Другими словами,
условие об испытании гражданского
служащего теперь является
договорным и включается в служебный
контракт по соглашению
сторон (диспозитивная норма).

Более
того, при отсутствии
в акте о назначении на должность и
служебном контракте
условия об испытании следует исходить
из того, что гражданский
служащий принят без испытания.

Случаи,
когда испытание не может быть установлено

Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
(ч. 3 ст. 27) содержит перечень
случаев, когда испытание не может быть
установлено.

  • Испытание
    не устанавливается:
  • · для
    беременных женщин – гражданских
    служащих;
  • · для
    граждан, окончивших обучение в
    образовательных учреждениях
    профессионального образования и впервые
    поступающих на гражданскую службу в
    соответствии с договором на обучение
    с обязательством последующего прохождения
    гражданской службы;
  • · для
    граждан и гражданских служащих при
    замещении должностей
    гражданской службы категорий «руководители»
    и «помощники (советники)»,
    которые замещаются на определенный
    срок полномочий;
  • · для
    государственных служащих, назначенных
    на должности гражданской
    службы в порядке перевода в связи с
    реорганизацией или
    ликвидацией государственного органа
    либо сокра­щением
    должностей гражданской службы.
  • По
    указанию закона данный перечень случаев,
    когда испытание не может быть
    установлено, не
    является исчерпываю­щим
    и может быть расширен федеральным
    законом (но не законом
    субъекта Российской Федерации и не
    подзаконным ак­том).

В
частности, более широкий перечень
случаев, когда при приеме
на работу не может устанавливаться
испытание, установ­лен ст.
70 Трудового кодекса РФ. Кроме
перечисленных
случаев, Трудовой кодекс РФ запрещает
устанавливать ис­пытание:

  1. · лицам,
    поступающим на работу по конкурсу на
    замещение соответствующей
    должности, проведенному в порядке,
    установленном
    законом;
  2. · лицам,
    окончившим образовательные учреждения
    начального,
    среднего и высшего профессионального
    образования и впервые
    поступающим на работу по полученной
    специальности;
  3. · лицам,
    избранным на выборную должность на
    оплачиваемую
    работу;
  4. · лицам,
    приглашенным на работу в порядке перевода
    от другого работодателя
    по согласованию между работодателями.

Вместе
с тем вопрос о применимости данных
правил к замещению
должностей гражданской службы
представляется достаточно
спорным. Законодатель намеренно сузил
в отношении гражданских служащих
перечень случаев, когда испытание
не устанавливается.

Например, в отличие
от об­щих
правил Трудового кодекса РФ, испытание
по прямому указанию Федерального
закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной
гражданской службе Российской
Федерации» (ч.
4 ст.

27)может
устанавливаться в отношении гражданских
служащих, назначенных
на должность в порядке перевода из
другого государственного
органа.

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.

В соответствие с положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» испытание устанавливается для лиц принимаемых на гражданскую службу для проверки их соответствия замещаемой должности.

Продолжительность испытательного периода для гражданских служащих несколько отличается от установленной Трудовым Кодексом РФ для обычных работников и может составлять от 1 месяца до 1 года (в отдельных случаях от 1 до 6 месяцев). Срок испытания исчисляется с момента назначения госслужащего служащего на должность. В срок испытательного период не включаются периоды, в которых госслужащий не исполнял свои должностные обязанности (например, период временной нетрудоспособности, учебный отпуск и т.п.).

Перечень лиц, в отношении которых проводится испытание, а так категории лиц, освобождаемых от него, определяется действующим законодательством РФ.

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *