Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила отобрания: кто что предлагает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Защита прав и интересов ребенка
Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.
Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.
Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.
Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.
Какими должны быть действия при угрозе?
Если вы стали жертвой угроз, то нужно знать, как правильно среагировать в такой ситуации:
- Не провоцируйте нападающего на развитие ситуации, старайтесь сгладить конфликт, особенно в случае угрозы убийством.
- Всегда ищите помощи у случайных прохожих или соседей – они не только оградят вас от угроз, но и выступят в качестве свидетелей.
- Сохраняйте все доказательства нападения, записывайте разговоры по телефону.
- Незамедлительно обратитесь в полицию, там вам помогут составить заявления и обеспечат необходимую защиту в случае серьезной опасности вашей жизни.
- Угрозы по отношению к жизни и здоровью ребенка.
К сожалению, часто конфликтные ситуации возникают внутри семьи. Особенно опасны случаи домашнего насилия по отношению к детям, физическое неравенство делает их крайне уязвимыми, неспособность действовать самостоятельно еще уменьшает шансы на благоприятный исход. Необходимо знать, что насильственные действия по отношению к детям строго наказываются по статьям 68, 73 Семейного кодекса – лишение или ограничение родительских прав.
О том, какое наказание ждет преступника по статье УК РФ за угрозы насилия, запугивание и оскорбления, читайте далее.
Лишение и ограничение родительских прав — в чем разница
Суд, в свою очередь, может ограничить власть родителей (или одного из них) над ребенком двумя способами. Во-первых, лишить родительских прав — если они:
- уклоняются от выполнения своих обязанностей (в том числе злостно не платят алименты);
- отказываются без уважительных причин забрать ребенка из роддома или другой организации;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, применяют физическое/психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;
- больны хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья кого-либо из членов семьи.
Комментарий к ст. 77 СК РФ
1. Возможны ситуации, когда возникшая для жизни, здоровья или психического состояния ребенка опасность требует принятия неотложных мер. В таких случаях прибегают к процедуре, которая получила название «отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью», о которой и идет речь в комментируемой статье.
Примерами такой непосредственной угрозы может быть оставление родителями ребенка без присмотра, питания, избиение или истязание ребенка родителями, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком, его оскорбления или эксплуатация и т.п. Оценка реальности угрозы зависит от возраста ребенка.
В акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.
2. Отобрание ребенка осуществляется в соответствии не с судебной, а административной процедурой, указанной в п. 2 комментируемой статьи. В данном случае использование административной, а не судебной процедуры обусловлено как интересами ребенка и чрезвычайностью ситуации, когда необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на спасение жизни и здоровья ребенка, так и публичными интересами, поскольку общество должно защищать своих членов всеми возможными способами.
Вместе с тем для того, чтобы избежать неправомерных действий при осуществлении этой процедуры, используется прокурорский контроль. Необходимость уведомления прокурора связана с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и при наличии соответствующих оснований принимать предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей в случае совершения ими преступления в отношении детей.
Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, о его воспитании.
Временное устройство ребенка при его отобрании предполагает, что ребенка временно передают родственникам или помещают в детское учреждение. При этом определенной спецификой обладает исполнение решения об отобрании ребенка. Согласно п. 2 ст. 79 СК РФ (см. комментарий к ней) принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.
В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно: отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя) и т.д.
Наркотики: не бояться обсуждать
Возраст молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, постоянно снижается, а ассортимент этих веществ — расширяется. В некоторых странах употребление молодежью «легких» наркотиков уже стало более серьезной проблемой, чем курение.
Многие подростки считают наркотики элементом молодежной субкультуры. Если спросить их о причинах употребления психоактивных веществ, ответы будут вполне предсказуемыми: «за компанию», «снимает напряжение», «для уверенности», «из-за плохих отношений с родителями», «от нечего делать», «из интереса», «для удовольствия», «не могу отказаться».
Взрослым часто кажется, что в их благополучной семье ребенок застрахован от употребления наркотиков. Но гиперопека заботливых родителей, которые лишают детей самостоятельности, может привести к тому, что ребенок не научится самоутверждаться в коллективе, сопротивляться давлению сверстников, будет легко поддаваться уговорам, а значит, рискует попасть в сети распространителей наркотиков. К такой же ситуации может привести и другая крайность — отсутствие контроля со стороны родителей, предоставление ребенку полной свободы действий.
Признаки и особенности поведения, которые позволяют допустить, что ребенок употребляет наркотические вещества:
- резкие перепады настроения и физического состояния, например ярость, переходящая в смех, повышенная активность, резко сменяющаяся вялостью и сонливостью;
- неадекватность поведения (повышенная возбудимость, смешливость, бессвязная речь, нарушение координации) без характерного алкогольного запаха;
- возрастание расходов у ребенка, пропажа денег из дома;
- резкое изменение круга общения и появление специфического жаргона.
Понятие угрозы в Уголовном кодексе РФ
Угрозой называют обещание причинить телесные повреждения или смерть, сопровождаемые запугиванием. В ходе угроз жертва испытывает психологическое давление, которое нередко вызывает у нее страх, паранойю.
Нередко злоумышленник не имеет цели избивать или убивать своего оппонента. Однако психологическое воздействие на жертву оказывается столь сильным, что человек начинает ожидать неотвратимого возмездия. Подобное состояние может приводить к психозам и крайне негативно отражаться на жизни пострадавшего. Именно поэтому за угрозу предусмотрена уголовная ответственность.
Отдельного внимания заслуживают преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних граждан. Многие дети мнительны, а потому даже шуточные угрозы ребенок может воспринимать всерьез. Поэтому подобная форма психологического насилия не должна оставляться без внимания со стороны родителей и органов опеки.
Комментарии к ст. 77 СК РФ
1 — 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.
Специфика применения указанной меры состоит в следующем:
а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;
б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;
в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 , органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;
———————————
Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.
д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:
— сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;
— временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
— в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).
Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родителей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
е) действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Как доказать угрозу убийством?
Как доказать угрозу жизни и здоровью? Если к вам была применена угроза убийства по телефону, доказать в суде сей факт будет непросто. Когда человек постоянно подвергается нападкам оппонента, запугиваниям, нужно подготовиться и дать тому отпор.
- Записывайте все телефонные разговоры. Такая функция есть во всех современных мобильных устройствах. Это станет неопровержимым доказательством вашей правоты.
- Его вы сможете подкрепить свидетельствами близких, коллег, окружающих о том, что факты намерений реальны.
- Другой вопрос, как доказать угрозу убийством без свидетелей. Необходимо представить доказательства того, что у обвиняемого был мотив совершить преступление, и все возможности для этого (истребование документов характеризующих обвиняемого, иные ходатайства, независимое адвокатское расследование). Если вы используете услуги опытного адвоката, это не станет проблемой.
Жизнь в доме ребенка предоставляет детям очень мало шансов для получения индивидуального, особого для каждого ребенка внимания и заботы. Воспитательницы дома ребенка «должны» вести себя одинаково со всеми детьми. С одной стороны, они не могут оставаться равнодушными, с другой стороны, они вынуждены защищаться от сильной душевной боли, которая может возникать при идентификации с оставленными детьми. И это мешает образованию сильных привязанностей к детям.
Множественное материнство, то есть, ситуация, когда за ребенком ухаживают от четырех до шести женщин, вредит ребенку в том смысле, что у него отсутствует представление о единственном стабильном объекте. (Spitz, 1992) Это заметно усиливает тревогу младенца. Детям недостает позитивных ощущений от самих себя и собственных действий. У них очень слабо выражено ощущение опоры и безопасности, и они часто оказываются в такой ситуации, когда рядом нет никого, кто реагировал бы на их чувства с пониманием, вместо того, чтобы подавлять или даже наказывать за возникающие страх, боль, ярость и печаль. Им не хватает «поддерживающего окружения», предоставляющего эту опору. (Winnikott, 1983, 230).
Маргарет Малер, описавшая различные варианты нарушений вследствие нарушенных симбиотических отношений, считала, что такие дети не могут образовать «достаточного резервуара первичного доверия», то есть нарциссизма, необходимого для зарождения доверительного отношения к миру в целом. Из-за раннего отделения от матери такими детьми часто овладевает тревога и тоска, так как способности их «Я» должны развиться слишком рано и практически без участия взрослого, что приводит к их большой уязвимости. (Малер 1993, с 81)
Малыши нуждаются в переживаниях, которые наполняют совместную жизнь матери и ребенка во время укачивания, обнимания, держания на руках, общих игр и болтовни. Им не хватает как экстероцептивных, так и проприоцептивных ощущений, их эмоциональная активность снижена. Регламентированное кормление также имеет неблагоприятное влияние на психическое развитие. В этом случае малыши не способны ориентироваться на свои собственные ощущения и сигналы собственного тела, и привыкают следовать и (или) приспосабливаться ко взрослому. Многие из них оказываются не в состоянии различать, сыты они или нет. Им трудно выработать ощущения себя как активного участника происходящих с ними событий.
Во время фазы построения объекта все глубокие эмоциональные переживания ребенка связаны с матерью или тем, кто ее замещает. Интроекция хорошего объекта способствует развитию жизнерадостности и ложится в основу витальной части «Я». Снова и снова ребенок может воспринимать и интроецировать мать как целостный объект. Идентификация с ней усиливается, и связь с ней упрочивается. Эти процессы сконцентрированы в основном на матери, но то же самое происходит и в отношении отца и других ухаживающих лиц. Во время длительных отношений с предметами и событиями внешнего мира, у ребенка развиваются любовь и любопытство, и это формирует активную установку по отношению к окружающему миру. Нехватка представления о внутреннем, надежном и защищающем объекте ведет к уменьшению жизнерадостности и любопытства, пассивности и обособлению от окружения. Так, малыши из дома ребенка уже в возрасте четырех месяцев проявляют все меньше интереса к происходящему и их коммуникативные способности также как и инициатива в игре снижается. Вместо того, чтобы лучше узнавать внешний мир, они остаются сконцентрированными на самих себе. Фрейд писал: «когда маленький ребенок не может больше воспринимать объект, который дарит удовлетворение и уверенность, у него появляется мотивация к тому, чтобы начать активно его искать. К тому же он учится регулировать свои неотложные внутренние потребности и замечать то, где и каким образом можно достичь удовлетворения (Freud, 1911, c. 229)/
Малер описала девочку, которую мать держала на руках и укачивала машинально, без всякого тепла и участия. Во время симбиотической фазы эта девочка выглядела отупевшей и безразличной, не реагировала на мать как на уникальное существо. В возрасте, когда другие дети начинали активно приближаться к матери или удаляться от нее, во время фазы индивидуации – сепарации, эта девочка вновь обратилась к аутоэротизму, чтобы получать удовольствие от собственного тела, она раскачивалась взад-впред, вместо того чтобы активно упражняться в приближении и удалении от матери (Mahler, 1993, с. 79).
В этой статье мы не задавались вопросом о том, каким образом могут быть компенсированы описанные нарушения. Из многочисленных исследований известно, что есть общие закономерности, определяющие связь между качеством ухода и рисками для душевного здоровья ребенка в дальнейшем. Так, обобщая, можно сказать, что: чем меньше ребенок, чем меньше он владеет речью и понимает время, чем дольше длительность его пребывания в учреждении, чем больше количество детей в группе, чем чаще меняются воспитательницы, тем серьезнее угроза психическому здоровью в дальнейшем (цит. по «Memorandum der Deutschen Psychoanalytischen Vereinigung», 2008). Во время длительного пребывания вне семьи у маленьких детей возникают многочисленные нарушения, которые могут быть преодолены лишь в том случае, если их как можно раньше помещают в приемную семью, и в этой семье создается благоприятный для развития ребенка климат.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
- Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
- Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
- Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
- Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
- Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
- Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
- Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
- Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
- Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
- Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
- Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Понятие угрозы в Уголовном кодексе РФ
Нередко злоумышленник не имеет цели избивать или убивать своего оппонента. Однако психологическое воздействие на жертву оказывается столь сильным, что человек начинает ожидать неотвратимого возмездия. Подобное состояние может приводить к психозам и крайне негативно отражаться на жизни пострадавшего. Именно поэтому за угрозу предусмотрена уголовная ответственность.
Отдельного внимания заслуживают преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних граждан. Многие дети мнительны, а потому даже шуточные угрозы ребенок может воспринимать всерьез. Поэтому подобная форма психологического насилия не должна оставляться без внимания со стороны родителей и органов опеки.
Угрозы могут выражаться в двух формах:
Нередко подобные нападки осуществляются через интернет. Пользователи угрожают друг другу, используя социальные сети, мессенджеры, форумы и т. д. Безнаказанность побуждает людей к оскорблениям и угрозам. Однако при необходимости отследить обидчика не составляет особого труда.
- Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
- Пренебрежение медицинской помощью — отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
- Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
- Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
- Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
- Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
- Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Беседы:
|
В течение учебного года |
Воспитатели |
2. |
Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка» |
В течение учебного года |
Ст. воспитатель |
3. |
Беседы с воспитанниками с целью выявления случаев жестокого обращения. |
Апрель |
Воспитатели |
4. |
Конкурс рисунков «Моя дружная семья» |
Май |
Ст. воспитатель |
Уголовная ответственность и порядок привлечения к ней
Действующее уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности за осуществление угроз. За данное деяние она предусмотрена ст. 119 Уголовного кодекса РФ.
Часть 1 ст. 119 УК РФ гласит, что уголовно наказуемым является высказывание о намерении совершить действие, направленное на причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Справка! Уголовная ответственность наступает только в том случае, если имеются обстоятельства, которые позволяют оценить действительность намерений.
Таким образом, на практике данная норма малоприменима. Это связано с тем, что крайне сложно доказать наличие реальных оснований осуществления данных намерений. Таким образом, предугадать исход дела в данном случае крайне сложно, поскольку многое зависит от его конкретных обстоятельств.
Объектом преступления выступает угроза жизни и здоровью потерпевшего.
Объективная сторона деяния заключается в обещании совершить действия, направленные на причинение крайне негативных последствий для здоровья потерпевшего или лишение его жизни. При этом важным обстоятельством для привлечения к ответственности является наличие действительных возможностей для совершения таких деяний.
Субъектом выступает лицо, которое достигло возраста 16 лет. Таким образом, нельзя квалифицировать в качестве уголовного деяния угрозы, высказанные школьниками, поскольку большинство из них младше указанного возраста.
Субъективной стороной преступления всегда выступает прямой умысел.
Ответственность за данное преступление предполагает лишение свободы на срок до двух лет. Однако на практике суды редко применяют наказание в виде заключения в колонии, назначая обязательные работы или арест.
Часть 2 ст. 119 обладает дополнительными квалифицирующими признаками. Так, установлено, что если угрозы поступают по причине неприязни к определенным социальным, религиозным или национальным группам, а также в отношении лиц, занятых выполнением служебных задач, то степень ответственности значительно выше. За совершение такого деяния предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.