Требования и правила перевозки пассажиров в автобусах 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования и правила перевозки пассажиров в автобусах 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

1. Провозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше семи лет. Пассажир обязан иметь при себе документ (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка), который подтверждает возраст ребенка, перевозимого с предоставлением преимуществ по провозной плате и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда.
Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6-12 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.

2. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров, в том числе мелких животных и птиц в клетке, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира.

3. Перевозить на задних накопительных площадках охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка за плату согласно тарифу одного места багажа.

4. Провозить за плату согласно тарифу одно место клади, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.

5. Сойти на остановке «по требованию», о чем предварительно подать сигнал водителю кнопкой звонка или сообщить кондуктору.

6. Проезжать без дополнительной оплаты стоимости проезда и провоза багажа по разовому проездному билету в следующем за сошедшим с линии по неисправности автобусе. Пересадка пассажиров производится кондуктором или водителем автобуса, на проезд в котором были приобретены билеты.

Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.

Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:

  • имеется достаточно места;
  • предусмотрены поручни;
  • протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.

Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.

Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.

Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.

Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.

В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.

2.1. Для проезда в поезде, пригородного сообщения пассажир приобретает проездной документ (билет) для разовой поездки в одном направлении или в направлении туда и обратно либо абонементный билет (для многократных поездок).

2.2. Оформление проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения лицу, имеющему право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих указанное право.

2.3. Проездной документ (билет), оформленный для разовой поездки в одном направлении на поезде пригородного сообщения без указания мест, действителен на одну поездку в течение календарных суток, указанных в билете, и одного часа следующих календарных суток. Проездной документ (билет), оформленный в направлении туда и обратно, действителен, кроме одной поездки в направлении туда, на одну поездку в направлении обратно в течение суток, указанных в билете, и следующих календарных суток.

2.4. Проездной документ (билет), приобретенный пассажиром на поезд пригородного сообщения, сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) на станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах.

2.5. Пригородные билеты на разовую поездку возврату не подлежат. Исключение составляет незапланированный перерыв в движении пригородных поездов и электропоездов более 1 часа. Утерянные и испорченные билеты на пригородные поезда не возобновляются, уплаченные за них деньги не возвращаются. Срок действия пригородных, в том числе и абонементных билетов, не продлевается.

Читайте также:  Правила заполнения 910 формы на 2023 год в Казахстане

2.6. Пассажир при проезде в поезде пригородного сообщения имеет право провозить бесплатно детей в возрасте не старше 7 лет. На детей старше 7 лет оформляется проездной документ (билет) по тарифу на перевозку взрослого пассажира. Проезд детей в возрасте до 7 лет в поездах пригородного сообщения без сопровождения взрослых не допускается. Возраст ребенка определяется на день начала поездки. Если в день отправления поезда ребенку исполняется 7 лет, то проезд осуществляется бесплатно. Для получения льготы необходимо предъявить свидетельство о рождении ребенка.

2.7. В поезде пригородного сообщения пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на один проездной документ (билет) кроме мелких вещей (портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи и лыжные палочки, удочку, фотоаппарат, зонт), ручную кладь весом не более 36 кг. В счет установленной нормы провоза ручной клади допускается провозить детскую и инвалидную коляску, растения, саженцы и другие посадочные материалы с обвязанной кроной и упакованными корневищами, не превышающие по высоте 180 см.

2.8. Допускается перевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой, видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проездной документ (билет).

За каждый перевозимый в поезде пригородного сообщения один предмет, размеры которого по сумме трех измерений превышают 180 см, независимо от его веса взимается плата.

2.9. В поезде пригородного сообщения пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за отдельную плату.

Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в неразобранном виде.

2.10. Стоимость провоза в поездах пригородного сообщения мелких домашних (комнатных) животных, собак (в том числе собак крупных пород и служебных собак) и птиц не может превышать двадцати пяти процентов стоимости проезда взрослого пассажира по аналогичному маршруту.

Собак-проводников инвалиды провозят с собой в вагонах всех типов. Плата за перевозку собак-проводников не взимается, и перевозочные документы не оформляются. Собака-проводник должна иметь ошейник и намордник и находиться у ног пассажира, которого она сопровождает.

Перевозка в поездах пригородного сообщения мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц осуществляется при наличии соответствующих ветеринарных документов.

2.11. Целостность и сохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, обеспечиваются пассажиром.

5.1. Безбилетный проезд, распитие спиртных, слабоалкогольных напитков, пива, курение в вагонах и тамбурах в пригородном поезде влечет наложение административного штрафа в соответствии с административным кодексом РФ.

5 .2. За самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном налагается штраф. Если эти действия повлекли несчастные случаи с людьми, крушение, повреждение подвижного состава или иные тяжелые последствия, а так же нарушение нормального движения поездов, виновные привлекаются к уголовной ответственности.

5.3. Лица, виновные в не соблюдении на железнодорожном транспорте правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, а также правил пожарной безопасности, санитарных правил могут быть привлечены к административной ответственности, если по действующему законодательству указанные нарушения не влекут к уголовной ответственности.

5.4. При обнаружении в пригородном поезде, электропоезде посторонних вещей, пассажир должен сообщить об этом машинисту по переговорному устройству «СВЯЗЬ С МАШИНИСТОМ».

Cт.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение на пассажирских платформах, в вагонах и в тамбурах пригородных поездов категорически запрещено. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007. № 116 — ФЗ)

Ст. 20.20. КоАП РФ «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах».

Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Правила перевозки пассажиров в автобусах пригородного сообщения

Правила проезда и перевозки багажа в маршрутных автобусах «Группы Автолайн»

(в городском и пригородном сообщении)

(для маршрутов по нерегулируемым тарифам)

Настоящие правила разработаны и действуют для предприятий городского пассажирского транспорта общего пользования, являющихся дочерними ОАО «Группа Автолайн»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Открытое акционерное общество «Группа Автолайн» и его дочерние предприятия на основании Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 12 марта 1998 года №260-РП являются коммерческими предприятиями, входящими в систему городского общественного транспорта общего пользования. Пассажирские перевозки осуществляются автобусами (микроавтобусами) по согласованным в установленном порядке маршрутам. Предприятия группы «Автолайн» действуют на основании распоряжений Правительства города Москвы и Администрации Московской области, имеют лицензии на перевозку пассажиров автобусами (микроавтобусами).
1.2. Плата за проезд в маршрутных автобусах (микроавтобусах) взимается в соответствии с тарифами, установленными и утвержденными в установленном порядке.
1.3. Ответственность перевозчика перед пассажирами за причиненный вред их жизни, здоровью или имуществу застрахована в соответствии с действующим законодательством. .
1.4. Перевозки пассажиров маршрутными автобусами осуществляются на основании контрольных билетов (бланков строгой отчетности), получаемых непосредственно в автобусе при оплате проезда.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

2. ПАССАЖИР ОБЯЗАН

2.1. Производить посадку и высадку на существующих остановочных (конечных и промежуточных) пунктах после полной остановки подвижного состава.
2.2. Заняв место в салоне, оплатить проезд и провоз ручной клади (багажа), не ожидая требования водителя, и получить соответствующие контрольные билеты у водителя. Контрольный билет является подтверждением заключения договора перевозки, должен быть сохранен до конца поездки и предъявляться по требованию водителя и билетного контролера. Контрольный билет действителен только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.
2.3. При обнаружении в салоне автобуса забытых вещей, документов, денег и других ценностей сдать их водителю.
2.4. Заблаговременно предупредить водителя о необходимой остановке.

3. ПАССАЖИРЫ ВПРАВЕ

3.1. Провозить бесплатно одного ребенка до 7 лет, не занимающего отдельное место.
3.2. Провозить бесплатно ручную кладь, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой не превышает 120 см, не занимающую отдельное место.
3.3. За отдельную плату провозить дополнительно не более 2-х мест ручной клади на одного пассажира, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой превышает 120 см, но не более 180 см.
3.4. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут воспользоваться бесплатным проездом (*** см. примечание) при предъявлении соответствующих документов о праве на льготу, предусмотренных действующим законодательством, при соблюдении одного из следующих условий перевозки:

  • в салоне автобуса малой вместимости – не более 1 (одного) пассажира льготных категорий за время поездки;
  • в салоне автобуса средней вместимости – не более 2 (двух) пассажиров льготных категорий за время поездки;
  • в салоне автобуса большой вместимости – не более 4 (четырех) пассажиров льготных категорий за время поездки.

Правила перевозки пассажиров на маршрутных автобусах и таксомоторах

Движение маршрутных автобусов и маршрутных таксомоторов организуется по расписаниям. При этом расписание движения на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждается по согласованию с соответствующими органами местного управления. На междугородных и внутриобластных маршрутах расписание утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Заключение договора на перевозку на маршрутных транспортных средствах

подтверждается выдачей пассажиру проездного документа билета. Пассажир несет ответственность за проезд без билета или с недействительным билетом, за что на пассажира может быть наложен штраф. Отдельным категориям пассажиров предоставляется право льготного проезда на автотранспорте. В этом случае пассажир должен иметь документ, подтверждающий право на льготный проезд. Уровень тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа определяется органами местного самоуправления, а также органами исполнительной власти. Уведомление населения о предстоящем изменении тарифов на автоперевозки должно осуществляться через средства массовой информации не позднее 15 сут. до ввода новых тарифов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Требования при международных перевозках

Если требования к автобусам для перевозки пассажиров внутри города и за его пределами различаются незначительно, то международные перевозки имеют существенные отличия. Это обусловлено необходимостью пересечения государственной границы. Транспортное средство в этом случае должно соответствовать повышенным требованиям по обеспечению комфорта и безопасности людей.

Все документы, необходимые для осуществления поездки, должны иметь актуальный срок действия. Их необходимо заранее оформить надлежащим образом в соответствующих государственных и иных учреждениях, уполномоченных выдавать такие справки.

К водителям предъявляются те же требования, что и при внутригородских и междугородних поездках. В дополнение к ним требуется знание нюансов процедуры пересечения таможни, правил высадки пассажиров для прохождения проверки с участием собак, заполнения таможенной документации и т. д.

К транспорту дальнего следования применяются усиленные технические требования. Это обусловлено большой длительностью поездки.

Права и обязанности водителя

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр;
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса;
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины;
  • наличие и исправность зеркал заднего вида;
  • работоспособность аварийных выходов;
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции;
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком;
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель;
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения;
  • нести другие обязанности.

Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.

Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г.

Читайте также:  Сроки и порядок оплаты электронного больничного

Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта.

Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.

Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:

  • Вождение автобусов.
  • Требования к водителю.
  • Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
  • Транспортировка багажа.
  • Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
  • Техническое состояние ТС.
  • Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.

Правила перевозки пассажиров в туристических автобусах

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 22. Перевозка людей

22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «C» или подкатегории «C1» в течение 3 и более лет.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, — категории «D».

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.

22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.2(1). Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

(п. 22.2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)

22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».

(п. 22.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1176)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

22.8. Запрещается перевозить людей:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 767.

(см. текст в предыдущей редакции)

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *