Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.
Порядок выполнения идентификации определяет Методика проведения СОУТ (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 33 от 24 января 2014 года). Методика СОУТ (гл. 2) регулирует перечень рабочих мест, в отношении которых не требуется проводить идентификацию. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, при идентификации должны теперь учитываться результаты производственного контроля за условиями труда и результаты осуществления санитарно-эпидемиологического контроля.
Процесс идентификации вредных и (или) опасных факторов включает:
- выявление и описание факторов производственной среды, потенциальных источников вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов;
- сравнение их с классификатором вредных и (или опасных) факторов, определенным законом 426-ФЗ.
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Правовые источники об организации СОУТ
Основным правовым источником по рассматриваемой нами процедуре является Трудовой кодекс РФ. Однако он затрагивает тему лишь поверхностно, в общих чертах упоминая, что обязанность по организации и финансированию оценки условий труда лежит на работодателе. Подробно порядок проведения оценочных мероприятий раскрывает закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Именно он определяет орган, который проводит оценку, его компетенцию, порядок работы и состав.
Согласно ст. 9 Закона № 426-ФЗ, руководство проверяемой организации приказом или иным распоряжением утверждает комиссию по СОУТ. В этом же акте определяется порядок деятельности избранного органа. Распорядительный документ составляется в произвольной форме или по образцу, принятому на предприятии. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с данным приказом под подпись.
Кто не участвует в комиссии
В состав оценочного органа не входят представители специализированной организации, которая осуществляет фактические измерения и исследования условий труда на конкретном рабочем месте. Такие учреждения должны отвечать требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ. В частности, в штате должно быть определенное количество экспертов со специальным образованием, также обязательно наличие лабораторий.
Организации для проведения СОУТ выбираются решением комиссии и привлекаются в обязательном порядке по гражданско-правовому договору. При этом эксперты осуществляют лишь техническую часть процесса оценки, а также дают свои рекомендации. Влиять на решение комиссии приглашенные специалисты не могут.
Если на предприятии нет профсоюзной ячейки или другого представительного органа работников, то со стороны трудового коллектива также никто не будет приглашен. Работники в этом случае лишаются возможности отстаивать свои интересы и права через своего представителя, т. е. комиссией независимо от их мнения будут выявляться вредные зоны и факторы на предприятии, а также присваиваться рабочим местам классы опасности. По итогам оценки работодатель обязан предоставить работникам соответствующие гарантии и компенсации.
Таким образом, создание комиссии по проведению СОУТ регулируется только одним нормативно-правовым источником — Законом № 426-ФЗ. Что касается состава комиссии по СОУТ, то ее организует работодатель из представителей организации и профсоюзного (или выборного) органа работников. Никаких специальных требований к компетенции членов комиссии законодательством не установлено. Однако следует при этом понимать, что если речь идет об охране труда, то включать в состав оценочного органа лучше людей, имеющих представление о вопросах безопасности на рабочих местах.
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.
Создание комиссии для специальной оценки условий труда
Первый шаг для проведения специальной оценки — создать комиссию. Это делает руководить или его представитель путем подписания соответствующего приказа. Например, если речь идет о региональном филиале крупной организации, то спецоценкой обычно занимается директор филиала. Он же возглавляет комиссию.
Помимо руководителя предприятия или лица, исполняющего его обязанности в территориальном подразделении, в комиссию включают сотрудника, ответственного за охрану труда на предприятии, представителя профсоюза (трудового коллектива), а также других специалистов. Сколько бы ни было членов комиссии, их число должно быть нечетным.
К приказу о создании комиссии прикладывают график проведения специальной оценки условий труда, в котором последовательно расписаны все этапы экспертной оценки и даты их проведения.
Классификация рабочих мест по условиям труда
Условия труда в зависимости от негативных производственных факторов делятся на 4 класса:
- Оптимальные, то есть когда условия труда соответствуют всем нормам и способствуют поддержанию максимальной производительности работника.
- Допустимые, когда на сотрудника в течение рабочего дня воздействуют опасные или вредные факторы, но в пределах нормативов.
- Вредные, если воздействие негативных факторов превышает нормативы и может пагубно сказаться на здоровье человека.
- Опасные, если в процессе трудовой деятельности работник регулярно рискует жизнью и/или имеет высокие шансы получить тяжелое профзаболевание.
Вредные условия делятся на подклассы в зависимости от того, как сильно негативные производственные факторы влияют на работника в течение рабочего дня:
- Факторы, приводящие к негативным изменениям в организме. Измененное состояние восстанавливается, но за более длительный срок, чем время между рабочими сменами.
- Факторы, которые со временем (не менее 15 лет) и с большой вероятностью сформируют у человека профессиональное заболевание легкой тяжести.
- Факторы, которые приводят к развитию профзаболеваний легкой и средней тяжести с возможной потерей трудоспособности.
- Факторы, которые способны привести к тяжелым профессиональным заболеваниям с полной потерей трудоспособности.
Когда сотрудники, занятые на вредных производствах, используют эффективные и сертифицированные СИЗ, эксперт может снизить оценку на класс или подкласс.
Если проведение испытаний и измерений на каком-то рабочем месте невозможно из-за того, что работы представляют опасность для жизни экспертов, рабочее место по умолчанию считается опасным.
Для организации невыгодно, чтобы рабочие места имели класс выше 2, ведь работникам с 3 и 4 классами опасности (вредности) положены разнообразные льготы и прибавки. Велико искушение провести специальную оценку условий труда «спустя рукава», но при первой же проверке этот факт вскроется. Намного правильнее объективно оценить вредные факторы и попытаться снизить их. Например, с помощью более качественных средств защиты или усовершенствования рабочих процессов, изменения используемых технологий или замены сырья и т. д.
Что касается сотрудников офиса
Пока не вышел Федеральный закон о СОУТ, офисные работники не подвергались такой проверке. Но с 2015 года ситуация изменилась. Теперь все, кто работает с компьютерной техникой, тоже проходят аттестацию. Исключением являются только надомные и дистанционные сотрудники. Но СОУТ для офиса имеет упрощенную форму, здесь отсутствует экспертиза и измерения, которые предусмотрены законом. Если вредных условий комиссия не обнаруживает, то заполняется декларация, что место соответствует государственным требованиям и человек может здесь работать. Данная декларация действует в течение пяти лет. Однако когда на производстве имеет место несчастный случай, то возможно проведение повторной внеплановой проверки.
СОУТ для офиса имеет упрощенную форму.
Следует отметить, что аттестации подлежат только те места, где человек проводит за компьютерной техникой больше 50% своего рабочего времени. Если же меньше, то проверка не понадобится.
Кем формируется комиссия
При создании специальной службы приказ о её назначении издает руководитель предприятия. Значит, он непосредственно участвует в формировании собрания и может влиять на количество представителей подконтрольного органа.
Периодичность проведения специальной оценки условий труда
Служба по контролю и состоянию рабочих мест назначается особым приказом. Представители комитета решают споры и конфликты между работниками, а также между работниками и руководителями. Деятельность и методы решения конфликтов не должны противоречить Российскому законодательству.
Служба формируется непосредственно работниками и руководителями предприятия. В составе должно быть нечетное количество представителей от начальства. Работники имеют право сами определить кандидатуру на роль члена комитета.
Справка! СОУТ не обязательно должна быть на фирме. Она формируется по требованию работников или профсоюза, если он есть на предприятии.
Иногда спецоценку формируют по требованию самих ответственных лиц или по решению общего собрания.
Кто не имеет права проводить специальную оценку условий труда
Обязанности по оцениванию не могут возлагаться на сотрудников без высшего и специального образования, а также обычные сотрудники, не являющиеся членами СОУТ и Профсоюза. Как правило, желание провести анализ может исходить и от самих работников, но работодатель (руководитель) имеет право отказать. Не имеет право заниматься непосредственным анализом сам руководитель и ответственный за охрану труда.
Справка! Анализ трудовых условий нельзя проводить в отношении дистанционных и надомных работников.
Защита прав сотрудников
Деятельность аттестационной службы, в первую очередь, должна быть эффективной и правильной. Главная цель – минимизация споров между сотрудниками и руководством, а также улучшение трудовой среды на предприятии.
Для осуществления возложенных функций комиссия вправе:
6.1. Получать необходимую для проведения СОУТ информацию от всех служб, подразделений и должностных лиц организации в запрашиваемые сроки.
6.2. Контролировать соблюдение типичных условий технологических процессов и работ при проведении СОУТ.
6.3. Контролировать проведение ОПСОУТ исследований (испытаний) и измерений вредных производственных факторов на рабочих местах, соблюдение методик проведения исследований (испытаний) и измерений.
6.4. Участвовать при проведении ОПСОУТ измерений и исследований вредных и/или опасных производственных факторов.
6.5. Принимать решения:
— о возможности использования результатов производственного контроля при проведении СОУТ;
— о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случаях, если они могут создать угрозу жизни работников, экспертов и иных лиц, проводящих СОУТ;
— об утверждении перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;
— об утверждении (по предложению эксперта) результатов идентификации потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов;
— об утверждении перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;
— о признании допустимыми условий труда, если на рабочем месте не идентифицированы вредные и/ или опасные производственные факторы;
— о снижении подкласса условий труда на рабочих местах в связи с применением эффективных средств индивидуальной защиты (по предложению эксперта на один подкласс, по согласованию с Роспотребнадзором — более чем на один подкласс);
— об утверждении отчета о проведении СОУТ;
— по предложениям полномочных представителей работников, жалобам, заявлениям и предложениям работников.
6.6. Решения комиссии по проведению СОУТ, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми должностными лицами организации.
- Статьи 92, 117, 210, 212, 217, 356, 357 Трудового кодекса РФ.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ).
- Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверж дении перечня рабочих мест в организациях, осуще ствляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
- Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Понятие специальной оценки труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вследствие проведения специальной оценки труда:
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.