Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто виноват перевозчик или заказчик у которого осуществляли погрузку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Срыв погрузки по вине заказчика
В Уставе УАТиГНЭТ срыв погрузки заказчиком регламентируется пунктами 1 и 2 статьи 35 и комментируется как «непредъявление для перевозки груза…» или «отказ от пользования ТС…».
В пункте 4 этого же устава приводятся случаи, в которых товар будет считаться не подготовленным к транспортировке:
- Предъявление груза с опозданием.
- Предъявление продукции, предназначенной для доставки в другой пункт (не тот, который оговорен в заявке).
- Предъявление материальных ценностей, не оговоренных в соглашении;
- Срыв загрузки по вине заказчика, если товар не соответствует требованиям регламента перевозки, или не был приведен в готовность в течение отведенного срока.
Правила устава не уточняют, сколько времени должно пройти после истечения срока, чтобы погрузка была признана сорванной из-за опоздания.
Как сказано в пункте 30 ППГАТ, груз признается готовым к транспортировке, если он соответствует конкретным требованиям:
Параметр: | Соответствие: |
Подготовка | наличие упаковки и затаренность согласно стандартам, техническим актам или другим документам, сопровождающим груз, тару и упаковку |
Упаковка (если она имеется) | присутствует маркировка |
Масса | не должна быть иной, чем приведена в накладной документации. |
Если упростить все выписки – когда перевозчик прибывает для разгрузки, но ему отказывают по причине: «вода не разлита, коробки не запечатаны и др.», то это и значит «срыв погрузки по вине заказчика», так как товар не был подготовлен должным образом.
Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем
Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.
Срыв погрузки по вине заказчика
В Уставе УАТиГНЭТ срыв погрузки заказчиком регламентируется пунктами 1 и 2 статьи 35 и комментируется как «непредъявление для перевозки груза…» или «отказ от пользования ТС…».
В пункте 4 этого же устава приводятся случаи, в которых товар будет считаться не подготовленным к транспортировке:
- Предъявление груза с опозданием.
- Предъявление продукции, предназначенной для доставки в другой пункт (не тот, который оговорен в заявке).
- Предъявление материальных ценностей, не оговоренных в соглашении;
- Срыв загрузки по вине заказчика, если товар не соответствует требованиям регламента перевозки, или не был приведен в готовность в течение отведенного срока.
Правила устава не уточняют, сколько времени должно пройти после истечения срока, чтобы погрузка была признана сорванной из-за опоздания.
Как сказано в пункте 30 ППГАТ, груз признается готовым к транспортировке, если он соответствует конкретным требованиям:
Параметр: | Соответствие: |
Подготовка | наличие упаковки и затаренность согласно стандартам, техническим актам или другим документам, сопровождающим груз, тару и упаковку |
Упаковка (если она имеется) | присутствует маркировка |
Масса | не должна быть иной, чем приведена в накладной документации. |
Если упростить все выписки – когда перевозчик прибывает для разгрузки, но ему отказывают по причине: «вода не разлита, коробки не запечатаны и др.», то это и значит «срыв погрузки по вине заказчика», так как товар не был подготовлен должным образом.
Основные спорные ситуации, при которых возникает срыв погрузки
Примеры ситуаций:
- Была оформлена заявка на транспортировку груза из одного города в другой, но автомобиль сломался по дороге – контейнер не был подан для погрузки в отведенное время. Отправитель оформил претензию и отправил перевозчику акт о неподаче с требованием выплатить штраф за срыв погрузки в объеме 20% от оговоренной ставки за услуги.
- Отправитель запросил конкретный вид транспорта, был составлен договор, но нужные машины так и не были найдены/предоставлены.
- По пути на место назначения водитель попал в пробку и опоздал.
- У перевозчика нет пропуска или есть, но его срок годности истек.
- Водитель ТС заболел и не явился на погрузку, отправитель не был предупрежден – условия соглашения нарушены.
- Был зарегистрирован перегруз по вине отправителя: в документах прописана одна масса, а при взвешивании перед погрузкой вышла другая.
- При транспортировке товар был поврежден, потому что его упаковка не советовала правилам перевозки.
Срыв загрузки заказчиком или исполнителем может произойти по разным причинам – при составлении акта должен быть рассмотрен каждый пункт. Обе стороны обязаны следовать правилам, чтобы избежать переплат.
Как правильно отменить загрузку, чтобы не было срыва?
Избежать штрафов получится, если договор регламентирует время, в течение которого стороны могут отказаться от выполнения обязательств. Для этого недостаточно уведомить контрагента об отмене запланированной погрузки. Согласно 161 статьи ГК, сделки между компаниями оформляются в письменном виде. Из правил первого пункта статьи 452 ГК выходит, что расторжение договора или внесение правок в контракт производится в той же форме, в которой он был составлен (письменной). Если информация о срыве дошла до второй стороны в промежуток времени, в течение которого от перевозки можно отказаться, то требуется в письменном виде уведомить контрагента о расторжении соглашении. Тогда порядок будет считаться ненарушенным.
Аналогичная ситуация и с временем, в течение которого стороны могут отказаться от перевозки, если сроки не уточнены или уже прошли. Согласно статье 15 ГК, а также первому пункту 34 и 35 статей Устава, перевозчик и заказчик вправе требовать компенсацию убытков, последовавших в результате срыва. Чем раньше одна из сторон предупредит другую о невозможности выполнить обязательства, тем меньшую неустойку ей придется заплатить.
Письмо с отказом составляется в свободной форме и не требует соблюдения регламента заполнения.
Административная ответственность за перегруз
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* | Наказание для водителя | Наказание для перевозчика | Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб. |
2-10% / до 10 см | 1 000 – 1 500 руб. | 100 000 – 150 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
10-20% / 10-20 см | 3 000 – 4 000 руб. | 250 000 – 300 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
20-50% / 20-50 см | 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 350 000 – 400 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
>50% / >50 см | 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 400 000 – 500 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
Меры административной ответственности за перегруз
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности
Если отправитель груза по железной дороге занизил массу товара, перевозчик вправе взыскать с него неустойку. Перевозчик вправе сделать это в двух случаях — если из-за искажения уменьшилась стоимость перевозки или вагон был перегружен. Отправитель может не платить штраф, если докажет, что масса груза искажена с учетом допустимой погрешности. Например, перевозчик принял к перевозке вагон с распиленными бревнами. Отправитель определил массу груза по обмеру. На станции отправления перевозчик взвесил вагон на контрольных весах и решил, что груз весит больше. Перевозчик потребовал неустойку. Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра — допустимая погрешность при взвешивании груза. Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно. Допустимая погрешность — не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.
О правомерности возврата груза перевозчиком груза грузоотправителю в случае, когда грузополучатель задерживает транспортное средство на выгрузке сверх времени нормативного простоя, оговоренного в договоре на перевозку груза с грузополучателем
Вопрос:
Правомерным ли будет следующее действие Перевозчика: в случае задержки транспортного средства на выгрузке у грузополучателя сверх времени нормативного простоя, при наличии в договоре с Заказчиком условия об оплате времени сверхнормативного простоя, развернуть транспортное средство и возвратить груз грузоотправителя (при наличии уведомления Заказчика)
Ответ:
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» не предусматривают возврат груза грузоотправителю в случае простоя сверх нормы транспортного средства на разгрузке у грузополучателя.
Статьей 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что в случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его.
ст. 15, Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Таким образом, в случае отсутствия отказа грузополучателя принять груз возврат груза грузоотправителю по причине простоя сверх нормы транспортного средства на разгрузке будет не правомерен.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, сентябрь 2015 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.
Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.
При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.
Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.
За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.
В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:
Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.
Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.
Произошла естественная убыль массы груза.
Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.
Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.
Предоставление недостоверных сведений… …о массе и габаритах груза
При перевозке груза грузоотправитель может столкнуться и с другими неприятными моментами. В частности, Уставом автомобильного транспорта предусмотрены штрафные санкции за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности. В этом случае с грузоотправителя в пользу перевозчика взыскивается штраф в размере 20% провозной платы. Более того, уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями (п. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Следует отметить, что сумма ущерба перевозчика в случаях несоблюдения им установленных требований бывает довольно высока. Например, если во время проверки выяснится, что при перевозке грузов перевозчик допустил превышение более чем на 5% разрешенной максимальной массы или нагрузки на ось, указанной в специальном разрешении, на него налагается административный штраф, в частности, на водителя в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб. (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ). Кроме того, для перевозчика установлена административная ответственность за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения, а также за перевозку крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см (п. п. 1, 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ).
Предельно допустимые массы транспортных средств
Вид транспортного |
Значение |
Вид транспортного |
Значение |
|
Автомобиль |
Автопоезд |
|||
- двухосный |
18 т |
- трехосный |
28 т |
|
- трехосный |
25 т |
- четырехосный |
36 т |
|
- четырехосный |
32 т |
- пятиосный и более |
40 т |
По общим правилам в случае, если в процессе перевозки груза он был поврежден, перевозчик (экспедитор) должен возместить заказчику ущерб в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость товара, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости (объявленной стоимости). Однако в отдельных случаях перевозчик (экспедитор) имеет все основания отказать отправителю в возмещении ущерба, в частности, если повреждение груза:
- произошло по причине его неправильного крепления в автотранспорте (если согласно договору обязанность крепить груз лежала на грузоотправителе);
- связано с несоблюдением особых условий перевозки, при этом грузоотправитель не обозначил их в транспортной накладной.
Кроме указанных последствий, халатное заполнение транспортной накладной может послужить причиной для выставления грузоотправителю штрафных санкций, в том числе установленных п. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта (20% провозной платы), п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ (для юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.).
Особенности возлагаемой ответственности
Чтобы полностью избавиться от возложенной ответственности, перевозчик, что использует разные виды транспортных средств, обязательно должен соблюдать определенные условия по перевозке. При выполнении работ все зависит от особенностей груза, а также от установленных на тот или иной момент норм законодательства. Например, для многих перевозчиков, чтобы полностью освободиться от вероятной материальной ответственности и от полноценного возмещения ранее причиненного ущерба не хватит просто привести, как доказательство условия, перечисленные выше. В таких ситуациях компания доказывает, что условие стало основанием для невозможности грамотного обеспечения полноценной сохранности товара.
Очень часто компания-перевозчик работает по правилу установки ответственности, которую несет фирма от момента погрузки товара и до его выгрузки. Исключением могут стать ситуации, когда перевозчик доказал, что все необходимые меры, направленные на предотвращение порчи товара, были предприняты или что, наоборот, их принятие было по какой-то причине невозможно.
Ответственность экспедитора за утрату груза
Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.
В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.
Порядок оформления документа
Согласно общепринятым нормам, транспортная накладная готовится согласно правилам, утверждённым правительством РФ в законе № 272 (с учётом изменений № 1529 за 2017 год). Все обязательные экземпляры (количество может розниться) должны быть оригиналами и заверяться печатями, при необходимости дополняясь подписями представителей перевозчика.
Стоит подчеркнуть, что центральный документ оформляется грузоотправителем, если в соглашении не прописано соблюдать эту обязанность другими лицами. Когда продукцию отгружает филиал организации, то в главной графе реквизитов документа всё равно нужно указать данные предприятия.
Абсолютно все пункты накладной должны быть заполнены от руки, а если какая-то важная информация для внесения в любой из разделов отсутствует, в пустом месте ставится прочерк. Любые исправления тоже всегда заверяются отправителем и перевозчиком (или представителями).