Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет алкоголя в общепите (ЕГИАС, АЙКО) в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.
Основания для списания алкоголя в ЕГАИС
Пересортица – недостача продукции в результате пересортицы
Недостача – недостача алкоголя в результате ее хищения, злоупотребления материально ответственных лиц, ошибок учета, естественной убыли и т.д.
Уценка – списание продукции в результате порчи.
Порча — списание алкогольной продукции, не подлежащей дальнейшей реализации по причине боя, истечения срока годности или порчи.
Потери — потери алкоголя при транспортировке.
Производственные потери — списание продукции в результате производственных потерь (реализовано в УТМ версии 2.0.4).
Проверки — списание продукции, израсходованной на лабораторные нужды для прохождения добровольной проверки качества, рекламные образцы (требуется указание штрихкодов с ФСМ/АМ).
Арест — списание продукции изъятой из оборота, арестованной продукции или конфискованной продукции по решению суда (требуется указание штрихкодов).
Реализация — розничная реализация продукции, не подлежащей фиксации в ЕГАИС (с 01.01.2018г. будет требоваться указание штрихкодов).
Иные цели — списание продукции в том случае, когда невозможно считать штриховые коды с марок.
Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.
1. Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:
- детские, образовательные и медицинские учреждения;
- спортивные и культурные объекты;
- общественный транспорт всех видов и его остановки;
- АЗС;
- рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
- военные объекты.
2. Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:
- не менее 50 кв. м. в городах
- не менее 25 кв. м. в сельской местности.
При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.
3. Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.
4. Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):
- продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
- должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
- юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;
При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.
Списание с баланса в Регистрах №1, 3 в 1С: Розница
Чтобы списать товар с баланса ЕГАИС в Регистре №1, создайте документ. Для этого нужно перейти в раздел НСИ – Сервис – Обмен с ЕГАИС, группа Склад – Акты списания ЕГАИС и нажать кнопку Создать.
В новом документе на вкладке «Основное» укажите свою организацию, причину списания и номер Регистра.
Причину списания нужно выбрать из списка:
-
Пересортица;
-
Недостача,
-
Уценка;
-
Порча;
-
Потери;
-
Проверки;
-
Арест;
-
Иные цели;
-
Реализация.
Изменения в ЕГАИС в 2021 году: важные даты
Основные нововведения в ЕГАИС относятся к первой половине 2021 года. Большая часть изменений уже вступила в силу, поэтому предпринимателям, во избежание штрафных санкций, необходимо знать, что именно поменялось в системе. Ниже представлен список важных дат с изменениями в ЕГАИС:
Дата | Изменение |
01.01.21 |
Cрок для подтверждения ТТН сокращен до 1 дня. |
15.01.21 | Постановка продукции на второй регистр запрещена, за исключением пересортицы. |
01.02.21 | Срок нахождения накладной в пути сокращается до 60 дней. |
Контроль сроков редактирования актов списания. | |
01.03.21 |
Запрет на перемещение алкоголя в торговый зал, если на втором регистре исключение — погашение отрицательных остатков. |
01.04.21 |
Запрет на перенос маркированного алкоголя на 2 регистре в торговый зал. |
01.08.21 | Полный запрет перемещения алкоголя на второй регистр. |
Запрет на привязку штриховых кодов к партии, кроме случаев пересорта. | |
Запрет на списание алкоголя со второго регистра ЕГАИС в чеке. |
Рассмотрим каждое изменение отдельно.
Штрафы и наказание за пьяную езду
Нарушенная норма алкоголя влечет за собой наказание для водителя. Лицо оштрафуют на 30 тысяч рублей. Также за нарушение нормы нетрезвого человека лишают прав на 24 месяца.
Такое же наказание человек может получить, если отказывается проходить экспертизу, чтобы проверить, сколько алкоголя в его крови. Это автоматически подразумевает, что водитель действительно употреблял спиртосодержащие вещества.
Штрафуют если человек садиться за руль пьяным, но не был замешан в уголовном преступлении. Не создал аварию или никого не сбил. Но как административное так и уголовное наказание применяется только, если удалось доказать вину человека и факт опьянения. Рассмотрим особенности наказаний в таблице.
Возможно ли смягчение наказания
Даже если норма алкоголя в крови превышена на несколько промилле, все ещё есть возможность получить минимальное наказание – лишиться прав не на 2, а на 1,5 года. Для этого нужно иметь смягчающие обстоятельства. Например, тот факт, что правонарушение было совершено впервые, или если у водителя есть несколько иждивенцев. Иногда даже простое раскаяние может стать основанием для возвращения прав на пару месяцев раньше.
А вот если имеются отягчающие обстоятельства, рассчитывать на сокращение наказания нельзя. Например, если водитель не сознается в том, что он сделал, или повторно попадается пьяным за рулем. То есть, продолжает садиться в машину и угрожать жизни других.
Получить юридическую помощь по вопросам нормы алкоголя за рулем можно на нашем сайте.
Каким образом появляются расхождения остатков между декларациями и ЕГАИС
В ЕГАИС все операции фиксируются в реальном времени (прием/продажа товара), а в декларации вы отображаете документальные операции, например:
- если поставщиком накладная выписана 30 июня, а в ЕГАИС принята 1 июля, то данная накладная пойдёт в декларацию II квартала, но остатки по ней «сядут» в начале III квартала соответственно. Из-за этого и возникают расхождения, которые надо учитывать при заполнении декларации.
И второй пример, когда возникают расхождения:
- из-за разных методик учета списания в ЕГАИС списание продукции за 30 число произошло 1 июля. В данном случае продажа в декларации должна быть указана 30 числа, а в ЕГАИС данное списание произойдет 1 июля.
Допустимая норма до 2010 года
До 10 августа 2010 года статья 12.8 КоАП содержала следующее примечание:
Примечание. Под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Т.е. в старой редакции КоАП норма алкоголя составляла 0,3 промилле.
Чем грозит нарушение правил
Система «Честный знак» проста в использовании, но требует дополнительных трат, а также обучения персонала. Она оказала существенное влияние на рост цен продукции с маркировкой, и все эти факторы в сумме вызывают справедливое недовольство.
Принять новое сложно, особенно если внедрение новшеств происходит в добровольно-принудительном порядке и требует от вас материальных затрат. Велик соблазн игнорировать требования закона, надеясь, что штрафов удастся избежать, а систему через несколько лет отменят как неэффективную. Этого наверняка не случится, а за игнорирование требований закона вас ждет серьезная ответственность вплоть до уголовной, поэтому вопрос, нужно ли общепиту регистрироваться в «Честном знаке», нет смысла и обсуждать.
Система штрафов выглядит следующим образом:
- отказ зарегистрироваться в системе «Честный знак» – штраф от 1 до 10 тысяч рублей для должностного лица и ИП; от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц;
- нарушение трехдневного срока вывода из оборота (с 1 декабря 2023 года) – от 1 до 10 тысяч рублей для физических лиц и ИП; от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц;
- продажа маркированных товаров в розницу без вывода через кассу (действует с 1 сентября 2022 года) – штраф от 1 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и ИП; от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.
Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.
Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.
1. Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:
- детские, образовательные и медицинские учреждения;
- спортивные и культурные объекты;
- общественный транспорт всех видов и его остановки;
- АЗС;
- рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
- военные объекты.
2. Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:
- не менее 50 кв. м. в городах
- не менее 25 кв. м. в сельской местности.
При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.
3. Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.
4. Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):
- продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
- должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
- юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;
При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.
Как бару, ресторану и пивному пабу учитывать алкоголь без ошибок
С января нынешнего года, структуры, осуществляющие производство или оптовые закупки и продажи алкоголя и продукции из этилового спирта, обязаны декларировать общий объем:
- мелко порционной торговле пивных напитков, слабого яблочного и грушевого вина, медовухи, спиртовых непищевых жидкостей;
- ритейл товаров в структурах общественного питания.
Сюда включена и продажа алкогольных продуктов, реализуемых в населенных пунктах без доступа к сети.
С 1 ноября 2020 года вся продукция должна быть учтена помарочно, даже, если она принималась как партионно-учтенная. Ключевые моменты:
-
Можно списывать и переносить продукцию со второго регистра на первый до 1-го марта 2021 года
-
С первого регистра нельзя списывать алкоголь, если марки не зафиксированы. Зафиксировать их нужно до 1-го апреля 2021 года
Как вести учет алкогольной продукции
С 1 июля 2022 года учет оборота маркируемого алкоголя ведется поштучно. Соответствующие изменения внесены в ФЗ №171, регулирующий алкогольный рынок России в настоящее время. Методика организации учета по новым правилам размещена на сайте Росалкогольрегулирования. Отменены обязательные ранее бумажные справки, сопровождающие алкогольную продукцию. Чиновники считают, что это уменьшит трудозатраты организаций по учету алкоголя.
- Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
- Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
- Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
- Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
- Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).
Правила оприходования алкогольной продукции
32. Правила продажи алкогольной продукции. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации)- если на этикетке отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной для здоровья человека; Информация об продукции помимо сведений, обязательных для продовольственных товаров, должна содержать: пищевую ценность алкогольной продукции; объем алкогольной продукции в потребительской таре; противопоказания к применению алкогольной продукции; дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
Получается, что остатки алкогольной продукции, находящиеся на хранении в ресторанах, должны соответствовать данным о таких остатках в ЕГАИС. А это невозможно сделать без списания с остатков продаж алкоголя. Поэтому согласно позиции ФСРАР объем реализованной маркированной в организациях, осуществляющих розничную реализацию при оказании услуг общественного питания, должен списываться с указанием основания
Новые правила о продаже алкоголя с 2020 года
Наверное, Вы и без нас знаете, что рынок алкогольсодержащей продукции давно не менялся. Скажем больше, в той же Европе за ним следят куда более тщательно, нежели в нашем государстве. Пришло время для изменений – вступил в силу новые правила продажи алкоголя с 2020 года.
К тому же не следует забывать про нелегальную продукцию, распространение которой вредит не только деятельности честных предпринимателей, но и гражданам страны, употребляющим некачественный алкоголь. Правительство рано или поздно должно было взяться за повышение культуры пития и этот момент настал.
В целом, повысятся требования для производителей продукции и, конечно же, начнут более серьёзно пресекать выход нелегального продукта, неудовлетворяющего требованиям. В ходе этой статьи Вы узнаете, какие именно изменения произошли и какие ещё произойдут в ближайшее время.
Как подготовиться к маркировке пива: необходимое оборудование
Производитель/импортер | Опт | Розница |
|
|
|
Как вести учет алкогольной продукции
Участники алкогольного рынка в текущем году столкнулись с очередными изменениями законодательства: Минфин и Росалкогольрегулирование сообщают о необходимости поштучного учета алкогольной продукции, что ведет в первую очередь к значительным изменениям в работе ЕГАИС, перестройке учета на местах. Означает ли это, что в связи с детализацией и все большей прозрачностью данных, отражаемых в системе, алкогольные декларации отменяются? Как вести бухгалтерский учет алкогольных операций и минимизировать учетные ошибки? Рассмотрим в статье.
- увеличение количества складских работников, их обучение;
- покупка нового оборудования и ПО, без которых учет невозможен (генерация кодов групповой тары, непрерывного сканирования бутылок у производителя, сканирование при приемке товара для продажи и т.д.);
- доработка имеющегося ПО до требований законодательства, привлечение дорогостоящих специалистов для настройки ПО, организация хранения и корректного использования огромных информационных массивов.
Правительство готово запретить крепкий алкоголь в полимерной таре
Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53, ст. 5022; 2002, N 30, ст. 3026; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3113; 2006, N 1, ст. 20; 2007, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3994; N 49, ст. 6063; 2009, N 1, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2011, N 30, ст. 4566; 2012, N 27, ст. 3589; N 53, ст. 7584, 7611; 2013, N 30, ст. 4065; 2015, N 1, ст. 43, 47; N 27, ст. 3973; 2016, N 26, ст. 3871; N 27, ст. 4194; 2017, N 31, ст. 4827; 2018, N 1, ст. 17; N 49, ст. 7520; N 53, ст. 8486; 2019, N 52, ст. 7799; 2020, N 24, ст. 3740; N 52, ст. 8582) следующие изменения:
1) подпункты 18-21 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«18) мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции (производственная мощность) — максимально возможный объем производства этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) за периоды, определенные пунктом 10 статьи 8 настоящего Федерального закона, или максимально возможный годовой объем производства алкогольной продукции, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженные в декалитрах;
19) норма минимального использования производственной мощности — минимально допустимый объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта за периоды, определенные пунктом 10 статьи 8 настоящего Федерального закона, на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах;
20) приостановление использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта — временное прекращение использования организацией основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 8 настоящего Федерального закона, по уведомлению о приостановлении использования указанного оборудования, представленному организацией в лицензирующий орган, без приостановления действия лицензии;
21) уведомление о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта — документ, который представляется в лицензирующий орган в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 8 настоящего Федерального закона, и подтверждает возможность или невозможность соблюдения нормы минимального использования производственной мощности;»;
2) абзац двадцатый статьи 5 после слов «производства этилового спирта» дополнить словами «(за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового)»;
3) в статье 8:
а) в абзаце восьмом пункта 2 слова «, восемнадцатом и двадцать четвертом» заменить словами «и восемнадцатом»;
б) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Не допускается производство этилового спирта, если квартальный объем его производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, равной 70 процентам производственной мощности. Если в квартале, за который осуществляется определение объема произведенного этилового спирта, проводится ремонт основного технологического оборудования для его производства, период такого ремонта не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией (за исключением организации, входящей в группу организаций, предусмотренную абзацем пятым настоящего пункта) нормы минимального использования производственной мощности при условии, что организацией в лицензирующий орган по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, до даты начала ремонта направлено уведомление о проведении ремонта данного оборудования с указанием даты начала и даты окончания проведения ремонта, и при выполнении одного из следующих условий:
период планового ремонта (ремонтов) основного технологического оборудования для производства этилового спирта не превышает 30 календарных дней в течение календарного года;
проведение внепланового ремонта основного технологического оборудования для производства этилового спирта обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к невозможности его эксплуатации и подтверждаются приложением к уведомлению о проведении такого ремонта копии справки (акта, заключения) уполномоченной организации (органа), подтверждающей факт наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Форма уведомления о проведении ремонта основного технологического оборудования для производства этилового спирта утверждается федеральным органом по контролю и надзору.
1. Провести на территории Калининградской области эксперимент продолжительностью два года с 1 июня 2021 года по 31 мая 2023 года по маркировке федеральными специальными марками (далее — маркировка) ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (далее — эксперимент).
2. Цели проведения эксперимента:
1) тестирование возможности нанесения федеральных специальных марок на таможенных складах на алкогольную продукцию, помещенную под таможенную процедуру таможенного склада, с учетом необходимости обеспечения исключения рисков нелегального оборота ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции;
2) организация эффективного взаимодействия участников рынка и контролирующих органов;
3) анализ и оценка целесообразности маркировки на территории Российской Федерации алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию и помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, на постоянной основе;
4) анализ и оценка результатов проведения эксперимента в части его влияния на развитие транспортно-логистического комплекса Калининградской области.
3. Участниками эксперимента являются уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, а также организации, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции, владельцы таможенных складов и владельцы складов временного хранения.
4. При проведении эксперимента федеральные специальные марки в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем должны быть нанесены на алкогольную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию и помещенную под таможенную процедуру таможенного склада, в рамках которой будет осуществляться маркировка.
5. При проведении эксперимента не осуществляется маркировка алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию:
1) при помещении ее под таможенную процедуру:
а) таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится таможенный склад, на котором будет осуществляться маркировка этой алкогольной продукции;
б) таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится таможенный склад, на котором должна была осуществляться маркировка этой алкогольной продукции (в случае, если федеральные специальные марки не были нанесены), до таможенного органа в месте убытия после помещения этой алкогольной продукции под таможенную процедуру реэкспорта;
2) при помещении ее на временное хранение до помещения под таможенную процедуру таможенного склада в целях осуществления маркировки алкогольной продукции.