Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авансовые платежи по УСН в 2023 году: как рассчитать и в какие сроки платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авансовые платежи – это часть годового налога, и они учитываются при расчёте налоговых обязательств. Цитата из п. 5 статьи 346.21 НК РФ: «Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчётный период и суммы налога за налоговый период».
Правила работы самозанятых
Стать плательщиком НПД достаточно просто, но при этом нужно соответствовать определённым требованиям и понимать, за что штрафуют самозанятых. Оформить этот статус вправе каждый совершеннолетний гражданин. А от лиц 14 лет потребуется:
- разрешение родителей или законных представителей;
- вступление в брак;
- признание полной дееспособности по решению органа опеки или суда.
Самозанятыми признаются физлица или ИП при условии, если они:
- работают на себя без привлечения наёмного персонала;
- продают товары собственного производства;
- не превышают установленный годовой лимит по доходу в размере 2,4 миллионов рублей;
- регулярно платят налог на профессиональный доход с прибыли;
- не занимаются запрещенными видами деятельности.
С заказчиками такие лица должны сотрудничать по следующей схеме:
- Заключить договор, в котором не должно прослеживаться признаков трудовых отношений.
- Полностью и качественно выполнить работу.
- Получить оплату в наличной или безналичной форме.
- Занести всю информацию о сделке в приложение «Мой налог».
- Выбить чек.
- Предоставить чек заказчику в бумажном или электронном виде.
- В конце месяца оплатить налог с общей суммы дохода.
За нарушение любых требований, а также за попытку скрыть или уменьшить размер прибыли, за отказ предоставить заказчику чек, за неуплату налогов самозанятым гражданам грозит штраф.
Особенности начисления пеней за периоды до 2023 г.
Если после 1 января 2023 г. налогоплательщик представит налоговую декларацию (расчет) (в том числе уточненную) по налогам, сборам, страховым взносам, срок уплаты которых истек до 31 декабря 2022 года, то пени начисляются с учетом следующих особенностей, установленных п. 7 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»:
Сальдо на 01.01.2023 | Совокупная обязанность | Пеня |
---|---|---|
отрицательное | увеличилась | рассчитывается на не уплаченную на дату представления декларации сумму налога, сбора, страхового взноса начиная с установленного срока уплаты, до 1 января 2023 г. |
уменьшилась | пеня, подлежащая корректировке в меньшую сторону, рассчитывается на сумму налога, уменьшенную на основании декларации, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, до 1 января 2023 г. | |
нулевое или положительное | увеличилась | рассчитывается на сумму задолженности, из которой вычитают сумму положительного сальдо ЕНС на дату представления налоговой декларации и сумму излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по этому налогу, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, и до 1 января 2023 г. |
уменьшилась | пеня, подлежащая корректировке в меньшую сторону, рассчитывается на сумму налога, уменьшенную на основании декларации, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, до 1 января 2023 г. |
Размер пени считается так:
Сумма недоимки * Кол-во дней просрочки * 1/300 ключевой ставки
Важно! При расчете пени нужно учитывать изменения ключевой ставки в течение расчетного периода. К примеру, с февраля по ноябрь 2022 года ЦБ изменил ключевую ставку семь раз.
Допустим, компания заплатила налог после крайнего срока уплаты. При наступлении срока его уплаты на едином налоговом счете образовалось отрицательное сальдо — 250 400 руб.
Ключевая ставка ЦБ менялась — первые 5 дней она была 9,5%, а оставшиеся 10 дней — 8%.
Расчет пени выглядит так:
250 400 руб. * ((5 дн. * 1/300 * 9,5%) + (10 дн. * 1/300 * 8%)) = 1 063,37 руб.
Эта сумма будет зачтена налоговиками в счет уплаты пеней.
Выводы и рекомендации
- Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
- Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
- Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
- Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.
Что такое налоговая амнистия?
По указу президента РФ в 2018 году была проведена налоговая амнистия. Гражданам страны «простили» долги по налогам за определенный период. А именно долги, образовавшиеся до 1 января 2015 года, а также начисленные за эти задолженности пени. В том числе и за транспортный налог. Федеральная налоговая служба до сих пор занимается обработкой поданных заявлений на налоговую амнистию.
Стоит отметить, что «аукцион невиданной щедрости» был проведен только в 2018 году, и позднее подобных инициатив от государства пока не поступало. Сейчас единственная возможность избежать взыскания оплаты транспортного налога через суд – срок давности. Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более трех лет.
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
Что делать, если много задолжал налоговой по суду, а денег на погашение нет
У каждого есть право ходатайствовать в суде об отсрочке выплаты долга или об установлении удобного для себя графика его погашения (рассрочке). Налоговый кодекс РФ перечисляет основания, которые будут считаться уважительными при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки долга по налогам, штрафам и пени. К ним относятся:
- Задержка заработной платы работодателем;
- Форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и так далее);
- Сезонный характер работы должника;
- Тяжелое имущественное положение для погашения долга в один платеж.
Недостаточно просто ходатайствовать и требовать отсрочку или рассрочку, все основания должны подтверждаться документально. Такими доказательствами могут стать справки из банков, сведения об имуществе и так далее.
Размер пени по транспортному налогу для юридических лиц
Процентная ставка пени принимается равной:
…
- для организаций:
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Ответственность за неуплату налогов физическим лицом и организацией
Главной закрепляется налоговая (ст.107 НК РФ). Наказание выглядит как штраф за неуплату налогов на имущество, размер которого разнится исходя из вида налогового правонарушения. Так, 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не больше 30% от суммы и не меньше одной тысячи руб. придётся заплатить, если налогоплательщик не предоставил налоговую декларацию, например, при продаже жилой недвижимости. В таком случае он получает наказание за неуплату налога за квартиру, дом, дачу и т.п.
Штрафы за неуплату земельного налога, налога на транспорт, другие виды имущества равны 20% от суммы начисленного налогового бремени. Если ФНС России установит факт умышленного невыполнения обязанности по предписаниям НК РФ, размер штрафа удваивается.
Кроме штрафа наказание за неуплату налогов предусматривает и пени, которые начисляются за каждый день просрочки исполнения налоговой обязанности. Размер составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме того, ФНС России вправе наложить запрет на выезд за границу, когда налоговые долги превышают 30 000 руб., взыскать задолженность с заработной платы или с банковской карты.
Неуплата налогов со стороны ООО, АО и других форм юридических лиц чревата начислениями пеней по ставке 1/300 в первые 30 дней просрочки, а начиная с 31 дня ставка меняется на 1/150.
Когда налогоплательщик отказывается от уплаты задолженности, запускается процесс принудительного взыскания, который начинается с отправления налоговыми органами требования об уплате недоимки.
Указывается и срок, в течение которого должник в добровольном порядке должен исполнить налоговую обязанность, чтобы избежать суровое наказание за неуплату налогов юридическим лицом или гражданином. В противном случае налоговая вправе инициировать судебное разбирательство для обращения взыскания на имущество должника.
Какие ещё виды ответственности предусмотрены за неуплату налога на имущество
Административное наказание за неуплату налогов. Касается должностных лиц организаций и помимо штрафа подразумевает запрет на занятие конкретной должности, обязательные работы, арест.
Однако, последние две санкции распространяются и на граждан, которое дополнительно могут быть привлечены ещё и к принудительным работам.
Административный вид наказания назначается за неуплату налога в небольшом размере.
Уголовная ответственность. Предусмотрена за неуплату налогов в крупном и особо крупном размерах. Наступает, когда задолженность граждан по налогам в течение трёх финансовых лет составляет 2 700 000 руб. (крупный размер) и 13 500 000 руб. (особо крупный размер) ст. 198 УК РФ , а организаций 15 млн руб., и 45 млн руб. соответственно ст.199 УК РФ.
Срок исковой давности по уплате пени юридическими лицами и ИП
В отношении юридического лица и ИП, проигнорировавших требование ИФНС об уплате, налоговики вправе вынести решение о взыскании средств в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ):
- за счет средств на счетах;
- если средств на счетах недостаточно – за счет остального имущества налогоплательщика.
В некоторых случаях обратиться к банковским счетам плательщика не получится, например, если сумма взыскания больше 5 млн. руб. (п. 2 ст. 45 НК РФ). Поэтому сразу следует обращение налоговиков в суд.
Приведем сроки исковой давности по задолженности по налогам и пени с соблюдением бесспорного порядка взыскания средств с организаций и ИП (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ):
Наличие средств на счетах плательщика |
Период вынесения решения о взыскании с момента истечения срока уплаты по требованию |
За счет чего погашается задолженность |
Период обращения в суд, если решение о взыскании не вынесено вовремя |
Средств для погашения долга достаточно |
2 месяца |
За счет средств на счетах |
6 месяцев (с момента истечения срока исполнения требования) |
Средств для погашения долга недостаточно |
1 год |
За счет имущества |
2 года (с момента истечения срока исполнения требования) |
Очень часто перед водителями встает необходимость обращаться в суд самостоятельно по причине своего несогласия с требованиями, которые предъявлены налоговой службой.
По причине ранее устаревших информационных данных в современной налоговой инспекции могут быть присуждены начисления на уже не имеющееся в распоряжении транспортное средство, а также на угнанное.
Судебные приставы обязательно потребуют документального подтверждения слов и ситуаций заявителя. Это могут быть справки, выдаваемые полицией и подтверждающие факт угона средства передвижения.
Также можно предоставить выписки из страховых служб, которые могут подтвердить, что транспортное средство было угнано, уничтожено огнем, потопом или просто не подлежит восстановлению после ДТП.
Есть также определенные категории граждан, которым нужно произвести оформление льгот на уплату налога или имеют право на отсрочку.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Мы уже упомянули выше, что налоговая ответственность по отчетности в НК РФ представлена ст. 119 и 119.1 НК РФ.
Первая из них грозит тем, кто декларацию задержал. За это придется отдать в казну 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании просроченной декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки.
Что изменилось в привлечении к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за последние годы, узнайте из этой статьи.
В то же время размер штрафа «снизу и сверху» ограничен: минимум это 1 000 руб, максимум — 30% от суммы налога.
Подробнее о размерах штрафов читайте здесь.
Поскольку размер налоговой ответственности прямо связан с суммой налога, на практике часто возникает вопрос: оштрафуют ли, если налога к уплате нет или декларация вообще нулевая? Конечно, по минимуму, но оштрафуют. А возможно ли снизить минимальную санкцию?
Прочтите эту публикацию и будете знать ответ.
По отдельным налогам нам приходится отчитываться несколько раз за налоговый период: внутри него — по авансам и по окончании — уже по итоговой сумме налога. При этом промежуточная отчетность тоже может именоваться декларацией и тоже может оказаться просрочена. И за нее также будет штраф, но уже не по ст. 119 НК РФ. А по какой?
Об этом рассказывает наш материал.
Налоговая ответственность по ст. 119.1 НК РФ наступает для тех, кто обязан сдавать отчетность электронным способом, но подал декларацию в бумажном виде. Сумма штрафа за это невелика — всего 200 руб. Однако здесь есть один существенный момент — эта статья не применяется к декларациям по НДС. Если вместо электронной отчетности по этому налогу вы сдадите декларацию в бумажном виде, ждите штрафа по ст. 119 НК РФ, то есть как за несданную НДС-декларацию.
Куда обращаться с жалобой?
При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:
- разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
- в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
- если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
- налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.