Можно ли привлечь к ответственности уволенного работника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли привлечь к ответственности уволенного работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В зависимости от вида деятельности и занимаемой должности, специалиста можно привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Все зависит от серьезности выявленного правонарушения и сферы, в которой трудился данный сотрудник.

Процесс привлечения к ответственности

Процесс привлечения работника к ответственности после его увольнения может затянуться на долгое время. Это происходит потому, что в большинстве случаев пострадавшая сторона, а именно работодатель, обращается в суд с соответствующим иском. Судебные тяжбы могут затянуться не на один год, поэтому следует запастись терпением и собрать все доказательства вины данного работника.

Перед тем, как начать процедуру привлечения сотрудника к ответственности, необходимо выявить факт причинения материального ущерба предприятию. Для этого проводится проверка или инвентаризация, которая и поможет определить факт должностного преступления, подлога или хищения материальных средств. Если ущерб, причиненный фирме, будет признан крупным, то виновник может быть привлечен не к административной, а к уголовной ответственности.

Комиссия, производящая проверку, должна составить письменное заключение, подтверждающее факт неправомерных действий со стороны работника. Этот документ и будет основным, когда будет составляться иск в суд.

Кроме этого суд будет принимать во внимание и иные факты, являющиеся доказательством вины данного должностного лица, который в настоящее время уволился из организации. Это могут быть и свидетельские показания сослуживцев, коллег и деловых партнеров, рабочие письма и телефонные разговоры, а также записи с камер видеонаблюдения в офисе, если таковые имелись.

Ответственность генерального директора ООО после увольнения

Бывший руководитель компании будет нести ту же ответственность, что и действующий, если правонарушение было совершено в период его руководства компанией:

  1. Материальную – если в результате действий или решений руководителя был нанесен материальный ущерб, даже бывший директор ООО будет нести материальную ответственность.
  2. За долги ООО – может наступить в том случае, если будет доказано, что имело место преднамеренное банкротство. В таком случае законом предусмотрена Субсидиарная ответственность как руководителя, так и учредителей предприятий, если будет доказана, что он действовал по их распоряжению.
  3. Административную. Гендиректор, может быть привлечен в качестве должностного лица. Так руководитель компании может быть оштрафован на сумму до 5 тыс. рублей: за нарушение санитарных и противопожарных норм, прав потребителей и правил торговли определенными видами товаров. За незначительные нарушения Налогового кодекса – несвоевременная сдача отчетности, отсутствие лицензии, работа без кассового аппарата, нарушения порядка ведения бухгалтерского и кассового учета, сокрытие сведения от ФНС, несвоевременное внесение изменений в учетную информацию и пр. При этом нужно понимать, что ответственность ООО как компании за нарушение не отменяет ответственности генерального директора.
  4. Так же ему может грозить дисквалификация или штраф. До 30 тыс. рублей при наличии таких нарушений: • Таможенного законодательства, закона регулирующего деятельность в сфере рекламы, закона о регистрации юридических лиц. • За недобросовестную конкуренцию, непредоставление информации антимонополному комитету, за незаконное использование товарного знака принадлежащего другой компании. • За преднамеренное или фиктивное банкротство. • За предоставление некачественных услуг или производство некачественных товаров. • За нарушение устава общества и нарушение порядка ведения общих собраний.

    Штрафы более 30 тыс. рублей – за незаконное привлечение иностранных рабочих, несоблюдение пожарной безопасности и за незаконные валютные операции.

  5. К уголовной ответственности руководитель может быть привлечен: • За более чем двухмесячную невыплату зарплаты с корыстными целями. • За коммерческий подкуп. • За увольнение беременной женщины. • За отмывание денег полученных преступным путем. • За недобросовестную конкуренцию нанесшую ущерб в крупных размерах – свыше 1 млн. рублей.

    Строго говоря, практически любое административное нарушение может вылиться в уголовное преследование, если нанесен государству, юридическому или физическому лицу ущерб в особо крупном размере.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

Читайте также:  Обзор негосударственного пенсионного фонда НПФ “ГАЗФОНД” от Газпрома

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Ответственность директора ООО после увольнения

  1. /
  2. /

Многих руководителей интересует, могут ли они понести ответственность за свои действия и какие-либо проступки на должности директора, если это будет выявлено после их ухода из компании. И если да, то какой может быть ответственность директора ООО после увольнения?

В данной статье мы разберемся с этими вопросами, а заодно расскажем, как минимизировать негативные последствия после ухода с руководящей должности.

Процедура увольнения всегда занимает несколько этапов – подача заявления или принятие решения руководящим органом, оформление приказа на увольнение, выдача на руки трудовой книжки и т.д. В случае с генеральным директором есть и еще один пункт – внесение изменений в ЕГРЮЛ касательно личности руководителя компании. Но в какой именно момент директор теряет свои полномочия и больше не может влиять на развитие компании?

На этот вопрос можно ответить двояко:

  1. если руководствоваться нормами Гражданского кодекса, то моментом, с которого прекращаются полномочия руководителя компании, считается внесение изменений в ЕГРЮЛ с заменой старого директора на нового.
  2. если обращаться к Трудовому кодексу, то согласно его нормам, человек (в том числе и генеральный директор), считается уволенным и лишается всех полномочий в момент разрыва трудового договора с ним. В случае с ООО решение в отношении руководителя предварительно должны принять учредители на общем собрании – только в таком случае оно будет иметь юридическую силу;

Не уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-ый срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

За отсутствие уведомления в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП с наказанием в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц) и от 100 000 до 500 000 рублей (для юридических лиц).

Начальник отдела кадров была признана виновной по ст. 19.29 КоАП за не сообщение в 10-дневный срок о приеме на работу бывшего федерального государственного служащего.

Согласно должностной инструкции, на начальника отдела кадров возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом, а также знание трудового законодательства, законодательства и нормативных актов по вопросам выполняемой работы, порядка оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением.

Увольнение директора не спасет его от штрафа за персучет

Следовательно, руководитель организации, допустивший нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП.

Читайте также:  Как работают судебные приставы по исполнительному производству?

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума ВС от 27.09.2006, отмечается, что прекращение трудовых отношений с руководителем организации, осуществлявшим организационно распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Как и за что привлекают к административной ответственности

Итак, вас застукали за неблаговидным занятием, подпадающим под действие статей Особенной части КоАП РФ, основными действующими лицами которых являются физические лица, причем, иногда в качестве индивидуальных предпринимателей. Значит, настало время возбуждать дело об административном правонарушении. За такой длинной формулировкой, как правило, кроется банальное составление в отношении вас протокола об административном правонарушении. С этого момента дело считается возбужденным (п.3, ч.4, ст. 28.1 КоАП РФ). В процессе составления протокола, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, вы имеете право:

1. В течение 10 суток с момента получения копии постановления по делу вы имеете право его обжаловать в вышестоящую инстанцию (ч.1, ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска этого срока по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящей инстанцией по вашему ходатайству (ч.2, ст. 30.3 КоАП РФ). В силу сложившейся практики поводом для отмены первоначального постановления может быть только серьезное нарушение закона при его вынесении. Например, рассмотрение дела в ваше отсутствие, если в материалах дела отсутствуют свидетельства вашего надлежащего уведомления, либо пропущен двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности (по общему правилу ч.1, ст.4.5. КоАП РФ). Грамматические ошибки, математические неточности, помарки, ошибочное написание звания и должности лица, составившего протокол или вынесшего постановление, не являются основанием для его отмены, поэтому использовать это в качестве оснований бессмысленно.

Положение ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5), в котором говорится о необходимости установления виновности как должностного, так и юридического лица в совершении административного правонарушения, за которое они могут быть привлечены к административной ответственности по одной и той же статье Особенной части Кодекса. Тем самым обращено дополнительно внимание на то, что в названной норме речь идет не о любых физических лицах, не имеющих никакого отношения к юридическому лицу, а о его должностных лицах.

3. В случае если в санкции статьи, устанавливающей административную ответственность, прямо не указано, что она применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

Позиция ВС РФ по вопросу соблюдения процедуры привлечения к материальной ответственности

Рассмотрев материалы дела, ВС РФ направил его на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В Определении от 07.05.2018 № 66‑КГ18-6 особо было отмечено, что:

  • суд первой инстанции и апелляционный суд не приняли во внимание то обстоятельство, что проверка хозяйственной деятельности работодателя проведена комиссией, утвержденной приказом генерального директора, в отсутствие материально ответственного лица (бывшего работника), которое не было ознакомлено с результатами этой проверки;
  • в нарушение положений ч. 2 ст. 247 ТК РФ у материально ответственного лица не истребовались письменные объяснения относительно выявленной недостачи. Вывод судебных инстанций о том, что истребование у работника объяснений в связи с его увольнением не является обязательным, противоречит действующему правовому регулированию, устанавливающему порядок привлечения работника к материальной ответственности;
  • выводы судебных инстанций о взыскании с бывшего работника – материально ответственного лица в пользу работодателя суммы материального ущерба в полном размере основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права. Согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств может снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника.

В пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ № 52 разъяснено: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК РФ сможет с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

При этом следует иметь в виду, что по правилам ч. 2 ст. 250 ТК РФ снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не может быть произведено, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

Снижение размера ущерба допустимо в случае как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержание сумм по исполнительным документам) и т. п.

Итак, по мнению Верховного суда, привлечение бывшего работника к материальной ответственности невозможно без соблюдения соответствующей процедуры. В частности, в обязательном порядке с бывшего работника запрашиваются объяснения.

Источник:

Аюдар Инфо

Рубрика:

Трудовые отношения

Теги:

материальная ответственность

  • Г. И. Демидов, эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Можно ли увольнять пенсионеров?

Да, уволить такого трудящегося можно, но с соблюдением норм законодательства о труде. Основания для прекращения отношений:

  • желание самого пенсионера ();
  • договорённость между сторонами ();
  • предложение от администрации фирмы ();
  • обстоятельства, которые никак не зависят от воли и желания сторон ().
Читайте также:  Штрафы за превышение скорости в 2023: ПДД, размер, сроки оплаты

Если сотрудник, который уже достиг соответствующего возраста, решил уволиться сам, то начальство не может ему помешать или задержать на рабочем месте. Если прекратить отношения решил сам работодатель, то необходимо наличие одного из условий:

  • предприятие прекращает свою деятельность;
  • пенсионер попадает по сокращение. У него есть некоторые льготы;
  • он неоднократно нарушал дисциплину и внутренний распорядок;
  • работник не соответствует той должности, которую он сейчас занимает. Об этом свидетельствуют результаты проведённой аттестации;
  • другие причины, которые указаны в ст. 81 ТК РФ.

Поэтому:

  • возраст – это не повод для прекращения отношений;
  • пенсионеры имеют ряд преимуществ и льгот;
  • они могут самостоятельно защищать свои права.

Распределение обязанностей внутри компании

Зачастую руководство компании желает возложить на бухгалтера максимальный объем обязанностей. Однако при решении вопроса о распределении обязанностей предлагаем обращать внимание, в частности, на следующее:

  • по общему правилу, руководитель организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • в небольших организациях в обязанности бухгалтера входит не только ведение учета, но и формирование учетной политики, составление отчетности, составление кадровых документов. Однако возложить все эти обязанности на бухгалтера можно только трудовым договором. Отдельный приказ или распоряжение для этого не подходит.
  • работодатель не вправе в одностороннем порядке изменять условия трудового договора (например, дополнять его новыми обязанностями);
  • за организацию хранения бухгалтерской документации, в общем случае, отвечает не бухгалтер, а руководитель (ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

Можно ли привлечь к ответственности должностное лицо после его увольнения

отсутствие события административного правонарушения; 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г.

Верховным Судом РФ указано, что если трудовые отношения с руководителем предприятия (организации), осуществлявшим организационно-распорядительные функции, на данный момент прекращены, то это не является причиной исключения возможного возбуждения дела об этом лице и допущенном правонарушении того или иного характера, поскольку именно во время выполнения служебных обязанностей было совершено правонарушение.

Ответственность должностного лица после увольнения

Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

шаркел не согласен с вами вкорне не буду упоминтать про состав административного правонарушения долго и нудно, а также про место и время его совершения, так к примеру ген дир не вовремя отправил бух отчетность сразу увольняется из конторы и он ничего государству не должен. Вопрос 10: Подлежит ли привлечению к административной ответственности лицо, в действиях которого имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в случае, если к моменту возбуждения дела такое лицо перестало осуществлять организационно-распорядительные функции руководителя предприятия? Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Рекомендуем прочесть: Расчитать Стоимость Абонемента На Электричку

Ответственность главного бухгалтера с 2022 года

  • закупка и поддержание в рабочем состоянии компьютерной и другой офисной техники;
  • приобретение программного обеспечения и проведение его обновления;
  • обеспечение помещением, рабочими местами, канцелярскими принадлежностями и другими необходимыми материалами.
  • На общих основаниях. Предполагает МО на общих основаниях. Если главбух нанесет какой-либо ущерб организации, с него взыскивается компенсация, равная его средней зарплате. К примеру, ущерб компании составил 100 000 рублей. Зарплата главбуха составляет 20 000 рублей. Взыскать с сотрудника больше 20 тысяч не получится.
  • Полная материальная ответственность. Предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Рассмотрим аналогичный пример: организации был причинен ущерб в размере 100 000 рублей. Главбуху, если его вина доказана, придется выплачивать компенсацию в размере 100 000 рублей, вне зависимости от размера его зарплаты. Условие о полной материальной ответственности должно быть указано в трудовом договоре. Оно может быть поставлено только сотрудникам с ключевыми должностями (главбух, руководитель).

Основанием для увольнения работника за административное правонарушение может быть только решение суда. Виновный сам обязан предоставить своему работодателю его копию. Но не за каждый проступок можно увольнять. Уволить рабочего разрешено только в том случае, если он в связи с получением наказания больше не способен выполнять обязанности, прописанные в его трудовом договоре. К таким основаниям относят дисквалификацию и лишение специального права, об этом говорят пункты 8 и 9 части первой статьи 83 ТК РФ.

Согласно статье 3.11 КоАП РФ дисквалификация – это лишение одного или нескольких прав из списка:

  • Занимать должности на государственной/муниципальной службе;
  • Управлятькомпанией или входить в совет директоров;
  • Осуществлять подготовку спортсменов и проводить спортивные мероприятия;
  • Проводить экспертизу промышленной безопасности или аудит пожарной безопасности;
  • Осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность.

Дисквалификация может длиться от полугода до трех лет. Этот вид наказания устанавливается только судьей. Для организаций, в которых продолжают работать дисквалифицированные сотрудники, ст. 14.23 КоАП РФ предусматривает штраф до 100 тысяч рублей.

Еще одной причиной служит прекращение срока действия, приостановление действия или лишение специального права более чем на два месяца. Лишить его могут за грубые или систематические правонарушения. Специальные права:

  • На управление транспортным средством;
  • На ношение оружия;
  • На использование высокочастотных устройств;
  • И прочие.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *