Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

Банк посчитает подозрительной операцию по снятию крупной суммы наличных (письмо ЦБ от 26.12.2005 № 161-Т).

У ИП и организаций могут потребовать документального подтверждения трат на зарплату, хозяйственные закупки, командировки.

Рекомендации. Будьте готовы дать письменные пояснения:

  • на покупку хозрасходов — опишите, почему нельзя перевести операцию электронно; например, закупаете материалы у физических лиц;
  • снятие на зарплату можно объяснить отказом получать деньги на карту;
  • командировочные расходы — авансовым отчетом или, если документ еще не готов, предельным сроком его предоставления.

Просто так не блокируют?

Многим все еще сложно поверить, что банки и Госфинмониторинг с каждым днем получают все больше возможностей контролировать операции украинцев. Но это не значит, что кто-то хочет непременно заблокировать их счета или запретить им пользоваться деньгами.

Большинство украинцев, скорее всего, даже не догадываются, что их платежи мониторят — во всяком случае, до тех пор, пока они не нарушают законы, своевременно подают декларации о доходах и указывают реальные источники поступления средств.

Главная цель финмониторинга — выявлять сомнительные и подозрительные операции граждан, пожелавших обмануть систему и сэкономить на налогах.

Многие слышали, что в ЕС или США очень сложно уклоняться от их уплаты, но далеко не все понимают, что так происходит потому, что там подавляющая часть финансовых операций уже давно под контролем и поэтому сомнительные транзакции сразу вызывают вопросы.

Какую информацию передают банки

В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).

Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.

Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?

Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.

В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.

Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Читайте также:  Положение о помощнике адвоката Палаты адвокатов Нижегородской области

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Что делать, если банк заблокировал операцию

Рассмотрим ситуацию, когда клиент предоставил документы (или они вовсе не были запрошены), а финансовый мониторинг банка все равно заблокировал операцию по счету. Налицо повод для жалобы на действие банка или обращения в суд.

С жалобой можно обратиться в отделение Центрального банка России, антимонопольную службу, Роспотребнадзор, прокуратуру или Арбитражный суд.

При составлении жалобы или искового заявления можно привести следующую аргументацию:

  • Согласно ст. 845 ГК РФ, банк должен по распоряжению клиента совершать расходные операции по счету, он не вправе контролировать и устанавливать направления их расходования, кроме случаев, установленных законом и договором, или каким-либо образом ограничивать право клиента на распоряжение ими.
  • Банк обязан исполнить поручение клиента на перевод или выдачу средств не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего распоряжения (ст. 849 ГК РФ).

В случае, если суд признает претензии клиента обоснованными, банк должен будет компенсировать ему убытки, а именно, оплатить проценты на сумму долга по ставке Центробанка в соответствующий период, если иное не установлено законом или договором. Причем, проценты начисляются по день уплаты этих средств, если законом не предусмотрен более короткий срок.

В случае, если убытки, причиненные клиенту, превышают сумму начисленных процентов, он вправе требовать возмещения полной суммы.

Закрепление бенефициаров

Одним из нововведений является совершенствование процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных владельцев и ужесточение требований к выявлению СПФМ таких владельцев своих клиентов.

В Кодексе законов об административных правонарушениях устанавливается, что юридические лица будут нести ответственность за непредоставление государственному регистратору в установленные сроки сведений о конечном владельце.

Также согласно закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», юридические лица обязаны поддерживать информацию о конечных бенефициарах и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие эти изменения.

Законы о финансовом мониторинге

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения».

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Читайте также:  Социальное страхование исполнителей по договорам ГПХ

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Зачем банкам мониторить наши средства?

Контроль за денежными операциями физлиц существует практически во всех странах, а ведут его специально созданные для этого структуры. Принято считать, что финмониторинг придумали в США, но в Украине, России и других странах бывшего СССР его условия в ряде случаев прописаны гораздо жестче, чем в Америке.

Единые стандарты и правила для всех государств разрабатывает международная группа FATF, но правительства вправе ужесточать внутренние нормативы, если считают такое решение необходимым для обеспечения финансовой стабильности и национальной безопасности. Мониторинг транзакций решает множество задач — в частности, позволяет своевременно останавливать сомнительные и откровенно противозаконные платежи, лишает экстремистов и террористов источников финансирования и, конечно, обеспечивает поступление налогов в государственную казну в полном объеме.

Просто так не блокируют?

Многим все еще сложно поверить, что банки и Госфинмониторинг с каждым днем получают все больше возможностей контролировать операции украинцев. Но это не значит, что кто-то хочет непременно заблокировать их счета или запретить им пользоваться деньгами.

Большинство украинцев, скорее всего, даже не догадываются, что их платежи мониторят — во всяком случае, до тех пор, пока они не нарушают законы, своевременно подают декларации о доходах и указывают реальные источники поступления средств.

Главная цель финмониторинга — выявлять сомнительные и подозрительные операции граждан, пожелавших обмануть систему и сэкономить на налогах.

Многие слышали, что в ЕС или США очень сложно уклоняться от их уплаты, но далеко не все понимают, что так происходит потому, что там подавляющая часть финансовых операций уже давно под контролем и поэтому сомнительные транзакции сразу вызывают вопросы.

Если субъект первичного финмониторинга (его уполномоченное (должностное) лицо) не выполняет (ненадлежащим образом выполняет) требования законодательства, то к нему применяют такие меры воздействия в течении шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения:

1) письменное предупреждение;

2) аннулирование лицензии и / или других документов, предоставляющих право на осуществление деятельности, в связи с осуществлением которой у лица возникает статус субъекта первичного финансового мониторинга, в установленном законодательством порядке;

3) возложение на субъекта первичного финансового мониторинга обязанности отстранения от работы должностного лица такого субъекта первичного финансового мониторинга;

4) штраф;

5) заключение письменного соглашения с субъектом первичного финансового мониторинга, по которому субъект первичного финансового мониторинга обязуется уплатить определенное денежное обязательство и принять меры для устранения и / или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия , обеспечить повышение эффективности функционирования и / или адекватности системы управления рисками и т.п. (далее — соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия).

За одно нарушение не может быть применено более одного меры воздействия.

Законом предусмотрено 14 нарушений, за которые могут быть наложены штрафы – от 51 000,00 грн (3 тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан) до 1 700 000,00 грн.

Расчет суммы штрафа в случае совершения двух и более видов нарушений осуществляется путем добавления размеров штрафов за каждый вид нарушения.

Читайте также:  Инструкция: как заполнить и подать уточненную декларацию 3-НДФЛ

При этом максимальная сумма штрафа ограничена:

1) для СПФМ, которые являются финансовыми учреждениями – 10 процентов общего годового оборота, но не более 135 150 000,00 грн;

2) для других СПФМ – двукратного объема выгоды, полученной СПФМ в результате совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена, – 27 030 000,00 грн.

Решение (постановление) субъекта государственного финансового мониторинга (его уполномоченного должностного лица) о применении к СПФМ мер воздействия вступает в силу с дня, следующего за днем принятия такого решения (постановления).

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”) банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *