Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Поквартальная уплата авансов

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Федеральные, региональные и местные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Государственный бюджет по странам

Страна

Расходы (млн $)

12

Бразилия

611 308

13

Республика Корея

414 452

14

Нидерланды

430 220

15

Россия

336 173

За 2021 год в России было собрано 28,53 триллиона рублей налогов и сборов. По сравнению с 2020 годом номинальные поступления выросли на 35,8% (с 21 триллиона рублей). Из них в федеральный бюджет ушло 15,88 триллиона рублей, в консолидированные бюджеты субъектов — 12,65 триллиона рублей.

Самые крупные поступления обеспечил налог на добычу полезных ископаемых (7,24 триллиона рублей зачислены в федеральный бюджет, 98 миллиарлов рублей — в бюджеты регионов), налог на прибыль (6,08 триллиона рублей, из которых 4,53 триллиона рублей получили регионы, а 1,55 триллиона рублей — федеральная казна), НДС (5,79 триллиона рублей в федеральный бюджет), НДФЛ (4,79 триллиона рублей в региональные бюджеты плюс 90,7 миллиарда рублей в федеральный), налог на имущество (1,44 триллиона рублей в региональные бюджеты), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (1 триллион рублей в федеральный бюджет), а также региональная часть акцизов (950 миллиарлов рублей).

Сколько налогов платит ИП по УСН

Рассмотрим простой случай, если бы вы работали как ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), без наемных сотрудников. Какие налоги вам пришлось бы заплатить? И сравним их с налогами работников по найму.

Налог ИП по УСН за год:

  1. Предприниматель обязан уплатить 6% от общего дохода за год. Именно с дохода, а не с прибыли. Неважно, сработали вы в плюс или получили убыток.
  2. Обязательные взносы за себя в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Размер этих выплат привязан к показателю МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и составляет 26 и 5,1% соответственно. В сумме 31,1%.
  3. Если совокупный годовой доход превысит 300 000 рублей, все что сверху этой суммы облагается дополнительно 1% налога в виде взносов по пункту 2.

Размер 6% налога может быть уменьшен на суммы обязательных страховых и пенсионных выплат.

Чтобы понять разницу в уплачиваемых налогов между ИП и физическими лицами, давайте сравним с доходами, получаемыми наемным сотрудником, из примера выше, с зарплатой 40 тысяч в месяц. Для простоты будем рассмотрим работу фрилансера, которому перечисляется вознаграждение за выполненную работу и не имеющего никаких дополнительных расходов, например дизайнер или программист.

Читайте также:  Материнский капитал в 2023 году

На данный момент МРОТ составляет 7500 рублей.

В нашем случае годовой доход работника с учетом всех начисляемых налогов (грязными) составляет:

52 000 х 12 месяцев = 624 000 рублей.

Какие налоги обязан будет уплатить наш условный фрилансер при таком же уровне доходов?

  • 6% от дохода — 37 440 рублей;
  • взнос в ПФ и ФФОМС — 31,1% от МРОТ — 7500 х 31,1% х 12 месяцев = 27 990 рублей;
  • дополнительно 1% с суммы выше 300 тысяч в ПФ и ФФОМС — (624 000 — 300 000) х 1% = 3 240 рубля;
  • налог в 6% от дохода уменьшается на размер обязательных платежей. В итоге налогооблагаемая база составит 592 770. С нее и уплачивается налог 6% — 35 556 рублей.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2015 год

Комментируемая статья посвящена определению перечня налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, а также нормативов соответствующего зачисления.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46

      «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 22.09.2009 N 218-ФЗ (ред. от 30.09.2010)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О науке и государственной научно-технической политике»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    • Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

    Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

    Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

    • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
    • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
    • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

    Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

    Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

    Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

    Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

    Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

    Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

    Вид обязательства

    Наименование

    Федеральные

    • акцизы;
    • НДФЛ;
    • НДС;
    • на прибыль;
    • водный;
    • госпошлина;
    • специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты);
    • страховые взносы;
    • на добычу полезных ископаемых;
    • сборы за пользование объектами животного мира.

    Региональные

    • на имущество организаций;
    • транспортный;
    • на игорный бизнес.

    Местные

    • на имущество граждан;
    • земельный;
    • торговый сбор.

    Государственный бюджет

    Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.

    Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.

    Функции государственного бюджета:

    • перераспределение доходов;
    • стимулирование и рост экономики;
    • социальная поддержка населения;
    • обеспечение национальной безопасности через финансирование армии, спецслужб и других правоохранительных органов.

    Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.

    Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:

    1. Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов.

    2. Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов.

    3. Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).

    Судьба приоритетных национальных проектов

    За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

    Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

    • Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
    • Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
    • Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
    • ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
    • Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
    • Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
    • Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
    • Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
    • Экология – 20,19 млрд рублей

    Расходы на национальные проекты

    На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.

    Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам:

    • Демография — 742,5 трлн руб.
    • Здравоохранение — 243,2 трлн руб.
    • Образование — 171,6 трлн руб.
    • Жилье и городская среда — 102,6 трлн руб.
    • Экология — 108 трлн руб.
    • Безопасные и качественные автомобильные дороги — 117,4 трлн руб.
    • Производительность труда и поддержка занятости — 6,4 трлн руб.
    • Наука — 54,9 трлн руб.
    • Цифровая экономика РФ — 150,2 трлн руб.
    • Культура — 21,7 трлн руб.
    • Малое и среднее предпринимательство — 56,3 трлн руб.
    • Международная кооперация и экспорт — 97,5 трлн руб.
    • Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры — 373,4 трлн руб.

    Более подробно изучить проект федерального бюджета России на 2021 год можно на официальном сайте Госдумы. Документ выложен здесь . Основная информация по планируемым доходам и расходам казны есть в пояснительной записке ( скачать ).

    Показатели прошлых лет

    Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.

    Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:

    • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
    • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
    • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

    Нас постоянно пугают налогами в западных странах, где бюджет забирает более половины дохода гражданина. В пример ставятся некоторые известные личности (Жерар Депардье, Рой Джонс, Стивен Сигал), которые с радостью приняли российское гражданство и перебрались жить в нашу страну в виду низких налогов.

    Но будем смотреть правде в глаза. Драконовские налоги берутся именно с богатых, с просто неприличным уровнем дохода в виду прогрессивной системой налогообложения (больше доход — большая доля налогов). И поэтому им гораздо выгоднее приняв российское гражданство, платить в 2-3 раза меньше, чем у себя на родине.

    В России действует плоская шкала налогообложения, по которой все платят одинаково, независимо от уровня своих доходов. И конечно богатые от этого выигрывают. В худшем положении оказываются рядовые сотрудники, работающие по найму и самые бедные слои населения.

    Отсутствие уровня необлагаемого дохода, урезает и без того небольшую зарплату. Плюс масса различных дополнительных явных и скрытых налогов поднимает их уровень до почти 80% от доходов населения. Ну а оставшиеся 20% можно смело тратить на жизнь. Печальная статистика.

    Доходы бюджета России разделяются на две большие группы — неналоговые и налоговые. Также в доходы зачисляется остаток неизрасходованных средств предыдущего года.

    Рассмотрим группы подробно. Налоговые доходы годового бюджета России:

    • Федеральные сборы и налоги, что устанавливаются налоговым законодательством РФ.
    • Таможенные сборы, пошлины и подобные им платежи.
    • Госпошлины.

    Неналоговые доходы годового бюджета России:

    • Прибыль от использования госимущества.
    • Доходы от продажи государственного имущества.
    • Часть доходов унитарных предприятий.

    Вместе с тем к доходам федерального бюджета в нашей стране относится и следующее:

    • Прибыль Центробанка РФ.
    • Доходы от проведения ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
    • Доходы от реализации различных государственных резервов и запасов.

    Стоит отметить, что доходы бюджета РФ могут передаваться и в бюджеты ее субъектов, а также муниципальным бюджетам. Но только по нормативам, утвержденным законом о бюджете РФ на текущий год.

    Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. — в 2019-м и 1,34 трлн руб. — в 2020-м.

    Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020-м — 456 млрд руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018-м — 13 млрд руб., в 2019-м — 12,2 млрд руб., в 2020 году — 11,4 млрд руб.

    В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.

    Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.

    Представим другие важные утверждения:

    • Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
    • Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
    • Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
    • Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер — не более 1 % от всего бюджета страны.
    • Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
    • Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.

    Федеральные, региональные и местные налоги

    С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

    Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

    Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

    Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

    Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

    С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

    Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

    Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.

    Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.

    Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:

    1. виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
    2. основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    3. порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
    4. права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
    5. формы и методы налогового контроля;
    6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    7. порядок обжалования актов налоговых органов.

    Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.

    Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.

    Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.

    Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.

    «Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов».6

    «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

    1. объект налогообложения;
    2. налоговая база;
    3. налоговая ставка;
    4. налоговый период;
    5. порядок исчисления налога;
    6. порядок и сроки уплаты».7

    Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.

    Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *