Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кодекс об административных правонарушениях ( ст 20.8 КоАП РФ 2022 )». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ
1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.
4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).
5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).
6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).
За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).
В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.
В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Часть 2 статьи 20.8 предусматривает ответственность за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами.
В качестве примера нарушения правил хранения оружия, можно привести неисправность сейфа, в котором оно хранится, либо его отсутствие, равно как и отсутствие какого либо другого запирающегося металлического ящика.
Субъектами правонарушения, являются граждане РФ, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Правонарушение, может быть совершено умышленно или по неосторожности.
Совершение данного правонарушения влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового.
Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие в качестве наказания назначается только судьей. Таким образом, работники милиции могут изымать оружие у граждан временно, до решения вопроса о применении того или иного вила наказания судом. Эти условия могут касаться только оружия, находящегося у гражданина на законных основаниях и в исправном состоянии.
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Комментарий к статье 222 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. Объект преступления – общественная безопасность в сфере законного оборота и обращения с предметами, указанными в ч. ч. 1 и 4 настоящей статьи соответственно.
2. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1, является огнестрельное оружие (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства. Определение данных понятий дается в п. п. 2 – 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 “О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств”. Предмет преступления, предусмотренного ч. 4, – газовое оружие, холодное оружие, в том числе метательное (см. п. п. 6, 9 вышеназванного Постановления).
Как сдать оружие в полицию, если просрочил разрешение, лицензию?
Чтобы сдать оружие в отдел Росгвардии (полиция больше не ведет учет оружия, эти функции переданы Росгвардии), гражданину, просрочившему разрешение необходимо пройти три этапа.
- Позвонить по телефону в ОЛРР. Нужно самостоятельно обратиться в отдел и сказать, что вы желаете сдать оружие на хранение в связи с просрочкой РОХа.
- Вызвать к себе полицейского. Так как самостоятельная перевозка оружия с просроченным разрешением незаконна, необходимо дождаться сотрудников полиции.
- Передать всё по акту, сделать копию и оставить себе. При изъятии ружья и боеприпасов составляется акт (протокол), включающий в себя вид, тип, модель, калибр, серию и номер оружия, а также количество изъятых патронов. Эта информация может быть зафиксирована в протоколе об административном правонарушении, тогда дополнительный акт составляться не будет.
Комментарий к Ст. 20.8 КоАП РФ
1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему.
Правила производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».
2. При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Следует отметить, что деятельность по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2012 N 865.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.
Наказание по КоАП РФ будет назначено только за нарушение правил, утвержденных на федеральном уровне. Соблюдать их обязано лицо, владеющее средствами самообороны на законном основании, т.е. при наличии разрешения МВД.
Если оружие и боеприпасы были приобретены или найдены гражданином без соответствующего разрешения, каждый предмет должен быть сдан сотрудникам МВД.
Обеспечение безопасности при хранении вооружения и боеприпасов возложено на законного владельца. В частности, должны соблюдаться следующие условия:
- в период, пока оружие не используется для самообороны или иных разрешенных целей, оно должно быть недоступно для посторонних лиц;
- хранение единиц оружия допускается только в специально оборудованных местах – сейфах, оружейных металлических ящиках и т.д.;
- вооружение должно находиться по месту жительства гражданина, указанного при оформлении разрешения;
- если жилое или нежилое помещение, где храниться оружие, расположено на первом или последнем этаже здания, должна предусматриваться сигнализация или установка металлических решеток на окнах;
- иные правила, регламентированные на законодательном уровне.
Дополнительные требования предусмотрены для массового хранения единиц оружия (например, для размещения коллекции). В этом случае должна быть установлена сигнализация и металлическая дверь в помещение.
Ответственность за хранение возлагается персонально на владельца оружия, и не может передаваться иным лицам.
Режим безопасности и соответствие всем условиям будут контролировать должностные лица МВД – такая проверка может проводиться не реже одного раза в год.
Юридическое закрепление ответственности за нарушение правил хранения оружия при истечении срока разрешения на хранение и ношение оружия было осуществлено законодателем в ст. 20.8 Кодекса об административных правонарушениях. По своему смыслу данная статья призвана обеспечить мерами административного регулирования отношения, возникающие в сфере хранения и ношения огнестрельного оружия на территории Российской Федерации.
В рамках ФЗ № 150 «Об оружии», а также в рамках нормативно-правовых актов, принятых Правительством во исполнение данного федерального закона, объектом данной статьи являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, которые были нарушены путем действия или бездействия.
По Уголовному кодексу и КОАП РФ, незаконное хранение оружия и его оборот строго запрещено. Сейчас под понятием незаконного хранения подразумеваются такие действия лица, которые направлены на непосредственное сокрытие его, а также составных частей оружия или патронов в различных тайниках или иных местах, где его сохранность будет обеспечена. При этом лицо, скрывающее оружие, должно изначально иметь умысел в сокрытии запрещенных к хранению предметов вопреки существующим правилам по обороту. Также должно происходить нарушение правил хранения огнестрельного оружия, ведь помещение его в сейфе будет считаться вполне законным, конечно, только если имеются все необходимые документы.
Боевые припасы как предметы для назначения наказания при их использовании
Хранить незаконным образом оружие – действие достаточно рискованное, как и использование в незаконных целях боевых припасов, предназначенных для применения по назначению. Для понимания полной картины происходящего, следует различать, что можно отнести такого рода составляющим. К ним относятся:
- элементы вооружения, изготовленные в России или за рубежом, ориентированные на поражение той или иной цели, содержат вышибной, метательный или разрывной заряды (противотанковые гранаты, мины и снаряды, авиабомбы);
- снаряжение для метания, изготовленные в России или за рубежом, ориентированные на поражение той или иной цели, содержат вышибной, метательный или разрывной заряды (предназначенные для поражения цели);
- патроны, которые изготовлены на заводе или самостоятельно в домашних условиях, в независимости от их калибра, исключение составляют патроны, не имеющие возможность поразить цель.
Применение боевых припасов, их хранение, подлежит привлечению к ответственности с учетом обстоятельств дела, показаний свидетелей, подозреваемого, истца, доказательной базы, собранной в досудебном порядке специалистами следствия и дознания.
Дополнительно к составленному заявлению о желании получить лицензию об оружии требуется предоставить в лицензионно-разрешительный отдел следующие бумаги:
- Справку, которая подтверждает факт того, что заявитель прошел полный обучающий курс по правильному хранению оружия и успешно сдал рекомендуемый экзамен.
- У заявителя была предварительно проведена проверка знаний о том, как обращаться с охотничьим ружьем или иным гладкоствольным оружием, а потом ему было выдано заключение об этом. Курс обучения составляет около 4 месяцев, проходить его нужно в специальных образовательных учреждениях.
- Медицинские справки от нарколога и психиатра, которые подтверждают, что у человека нет психических отклонений или зависимостей, которые могли бы препятствовать получению оружия. Также нужно будет пройти окулиста, терапевта.
- Две стандартные фотографии размера 3 на 4 см. Большую часть фотографии должно занимать лицо, которое с легкостью можно идентифицировать. Помимо этого, нужно приобрести сейф для хранения оружия и сфотографироваться на его фоне, чтобы подтвердить факт наличия места для его хранения.
- В случае покупки охотничьего ружья нужно иметь особый охотничий билет, который в настоящее время дает множество привилегий для новых охотников.
- Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 500 рублей.
Владельцев оружия ждут новые штрафы
С апреля этого года в нашей стране ужесточился ряд правил приобретения и хранения оружия. В частности, отныне казахстанцам запрещено пользоваться популярной травматикой, а разрешенное оружие необходимо охранять с помощью сигнализации. Благодаря СМИ, о данных нововведениях в законопроекте наслышаны даже те, кто никогда не держал в руках ничего опаснее кухонного ножа или молотка, однако ограничений для любителей холодного и огнестрельного оружия куда больше.
Старший инспектор группы лицензирования и контроля за оборотами оружия УВД г. Семей Талгат Дюсупов рассказал о том, чем вызваны эти новшества, какие требования предъявляются к сигнализации, и каковы суммы штрафов за неисполнение данных законодательных актов. — Владельцев гражданского оружия обязали усилить меры безопасности хранимого у них оружия для недопущения краж и попадания вооружения в руки бандитов.
Предмет преступления по ст. 222-226.1 УК РФ
В соответствии с Федеральным законом №150-ФЗ, под оружием в целом понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
Уголовная ответственность может наступить за незаконный оборот следующего оружия:
- Огнестрельное: то есть, предназначенное для механического поражения на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Основные его части: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.
Применительно к статьям, регулирующим ответственность за незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации, под огнестрельным понимаются все виды:- боевого;
- служебного;
- гражданского оружия (в том числе и самодельные единицы). Примерами могут быть винтовки, автоматы, гранатометы, минометы, спортивные или охотничьи ружья, револьверы, пистолеты, карабины и т.д. При этом величина калибра не влияет на привлечение к ответственности – согласно уголовному законодательству, этот признак не важен для применения той или иной статьи из главы УК РФ.
- Оружие самообороны – то есть, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, газовое или травматическое. В законодательстве предусмотрены особые условия для наступления ответственности (она несколько мягче) за его незаконное хранение, перевозку, сбыт и т.д.
- Боеприпасы: это предметы вооружения и метаемое снаряжение, которые используются для поражения цели, характеризуются разрывной, метательной, пиротехнической или вышибной силой. Обычно к боеприпасам относят мины, подрывные снаряды, гранаты, а также патроны к любому огнестрельному оружию.
- Взрывчатые вещества – смеси веществ, которые взрываются без доступа кислорода, могут быстро самораспространяться вследствие определенной химической реакции (тротил, пластиты, порох). Взрывными устройствами считаются такие приспособления, которые инициируют взрыв (например, запал, детонатор).
- Холодное оружие – это клинковое (сабля, боевой нож, кинжал), колющее (копье, штык), ударно-дробящее (кастет), а также механическое (арбалет).
Общие признаки предмета преступления органы следствия определяют по ФЗ «Об оружии» — основному закону, который определяет термины, разграничения и назначение, а также предусматривает основные критерии идентификации оружия. Более подробные признаки — вид, функциональность, калибр, тип оружия и его частей может быть определен только экспертом. Поэтому по уголовным делам рассматриваемой категории всегда проводится технико-криминалистическая экспертиза, в рамках которой эксперты проводят исследование всех характеризующих признаков, включая годность.
В уголовно-правовом смысле ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны оружием:
- пневматика;
- стартовые, сигнальные пистолеты и револьверы;
- строительно-монтажные пистолеты;
- элетрошокеры;
- хозяйственно-бытовые (кухонные, разделочные) ножи;
- сигнальные патроны;
- пиротехника.
Если лицо совершает какое-либо преступление с использованием перечисленных средств, его действия могут быть квалифицированы по соответствующей статье УК РФ с признаком «с использованием предметов в качестве оружия».
Чаще всего такой квалифицирующий признак, ужесточающий наказание, может иметь место при совершении убийства, хулиганства, причинения телесных повреждений, разбоя.
Правила ношения холодного оружия в России
Под «ношением» понимается нахождение колюще-режущего предмета в одежде или на теле, что приравнивается к нахождению его в сумке, портфеле.
Транспортировка оружия приравнивается к перевозке. Например, нож в бардачке автомобиля, в кофре или в багажнике является перевозкой холодного оружия.
Граждане РФ имеют право транспортировать (перевозить) рубяще-колющее оружие, которое принадлежит им на законных основаниях в количестве не более 5 единиц.
Холодное оружие признается таковым только по результатам сертификации. Если у человека не будет разрешения на него, тогда ему может грозить наказание.