Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скрылся с места аварии: когда лишения прав не избежать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При обращении к своему страховщику за выплатой страхового покрытия по бесконтактному дорожно-транспортному происшествию, полученный отказ будет законным, а, при обжаловании, суд станет на сторону страховой компании.
2. Особенности и основные причины бесконтактного ДТП
Особенности бесконтактного ДТП
-
Виновник аварии не участвует в столкновении.
-
Виновный чаще всего спокойно покидает место ДТП, так как не считает, что это имеет к нему отношения.
-
Это является страховым случаем.
-
Участники ДТП не могут договориться между собой о возмещении ущерба, обязательно требуется протокол сотрудников ГИБДД и обращение в страховую компанию.
Распространенные причины возникновения бесконтактного проишествия
-
Пешеход перебегает дорогу на красный свет, или в неположенном месте.
-
Водитель не предупреждает о повороте и других маневрах.
-
Падение дерева, или пересечение дороги животным.
-
Падение незакрепленного груза с транспорта.
-
Водитель нарушает ПДД.
Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП?
Обращаться за возмещением ущерба следует в компанию страховщика гражданина, которой признан виновным в аварии. Если же страховщик виновника не желает покрывать расходы по устранению ущерба, пострадавшему нужно попросить составить письменный отказ. Только на основании этого документа можно совершать дальнейшее обжалование.
С письменным документом, свидетельствующим о несогласии страховщика совершать страховую выплату, пострадавший может обратиться в суд. Как правило, если имеется протокол, подтверждающий вину водителя, создавшего аварийную ситуацию, судья принимает позицию истца и обязывает СК оплатить понесенные растраты при бесконтактном ДТП.
Основные особенности бесконтактных аварий состоят в следующем:
- сложность установление вины одного из участников;
- частые случаи оставления места аварии виновным водителем;
- отсутствие свидетелей происшествия;
- возмещение понесенного ущерба страховщиком лица, который создал помеху движению;
- опускание сотрудниками ГИБДД мелких нюансов при оформлении бесконтактного ДТП, которые в дальнейшем не позволяют восстановить точную картину произошедшего и установить виновного.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Что подразумевает под собой понятие «бесконтактное ДТП»? | Отсутствие непосредственного физического контакта между ТС виновного и потерпевшего. |
Как действовать при участие в бесконтактном виде аварии? | Первое, что следует сделать – вызвать ГИБДД для установления виновного в произошедшем. |
Кто несет обязательство по покрытию ущерба? | Ущерб обязана оплатить компания страховщика гражданина, создавшего аварийную ситуацию. |
Что делать, если виновный не имеет ОСАГО? | В представленной ситуации следует обращаться в РСА или в суд. |
Обязательно ли, чтобы столкновение произошло с автомобилем третьего лица? | Нет, столкновение может произойти как с автомобилем, так и с имуществом коммунальной, частной, государственной собственности (столбы, ограждения, деревья и т.п.) |
Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП?
При обращении к своему страховщику за выплатой страхового покрытия по бесконтактному дорожно-транспортному происшествию, полученный отказ будет законным, а, при обжаловании, суд станет на сторону страховой компании.
Обращаться за возмещением ущерба следует в компанию страховщика гражданина, которой признан виновным в аварии. Если же страховщик виновника не желает покрывать расходы по устранению ущерба, пострадавшему нужно попросить составить письменный отказ. Только на основании этого документа можно совершать дальнейшее обжалование.
С письменным документом, свидетельствующим о несогласии страховщика совершать страховую выплату, пострадавший может обратиться в суд. Как правило, если имеется протокол, подтверждающий вину водителя, создавшего аварийную ситуацию, судья принимает позицию истца и обязывает СК оплатить понесенные растраты при бесконтактном ДТП.
К сведению
Если на момент обращения в страховую выясняется, что она прекратила свое существование, между прямым обращением за выплатой в СК и судом есть еще одна ступень, куда необходимо обратиться пострадавшему для получения компенсации – это Российский Союз Автостраховщиков.
При бесконтактном ДТП перенос разрешения спора в зал судебных заседаний – довольно частое явление, что обусловлено сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков покрывать ущерб.
Основным предметом споров, как правило, является трактовка норм, регулирующих поведение автомобилиста при попадании в аварийную ситуацию.
Статьей общего значения здесь будет норма Гражданского кодекса (ст.1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников повышенной опасности при их взаимодействии. Однако, ее применение при бесконтактном ДТП является неверным, поскольку законодатель предусмотрел специальный нормативно-правой акт, нормы которого применяются для урегулирования представленных правоотношений – ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО».
Судебная практика свидетельствует, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (который создал помеху), суд становится на сторону потерпевшей стороны.
В одном из Решений Верховного Суда РФ устанавливалась трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей при дорожно-транспортном происшествии в рамках установления страховщика, который обязан выплатить страховку.
Так, пострадавший в бесконтактной аварии гражданин В. обратился за возмещением страховки к своему страховщику на основании положения ч.3 ст.1079 ГК, на что получил отказ с аргументацией, что взаимодействие двух ТС отсутствовало.
Тогда пострадавший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помехи одним автомобилем для другого.
Страховая компания обжаловала такое решение, опираясь на положение ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается исключительно в аспекте столкновения и требованием возложения обязательства по оплате страховки СК виновного лица.
Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховный суд, который поставил точку в данном деле, признав решения судов нижних инстанций неверными, поскольку к представленным правоотношениям следует применять нормы Закона «Об ОСАГО», как специального нормативного акта, и рассматривать «взаимодействие» как непосредственное столкновение автомобилей». По пояснениям Верховного Суда, в силу статьи 12 закона об ОСАГО за получением выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника бесконтактного ДТП.
Юристы о бесконтактных ДТП
Подобные аварии неприятны тем, что тяжело доказать свою правоту, если нет доказательств. Вот что по этому поводу говорят юристы:
Васильева Оксана Николаевна, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:
– «Основными доказательствами могут выступать записи с дорожных и придорожных камер, записи с видеорегистратора, свидетельские показания остальных участников дорожного движения. Самое главное – не забыть указать эти доказательства в протоколе; например, при наличии записей с видеорегистратора на это обязательно следует указать предложением «имеются видеозаписи с видеорегистратора автомобиля» или схожими по смыслу. Видеозаписи с камер следует как можно скорее получить в распоряжение и внести запись в протокол.
Можно ли избежать ответственности за оставление места
Если аварийная ситуация создалась на дороге, то виновнику грозит лишение водительских прав. Это обязательная мера, трактуемая нормативной базой. Если произошло бесконтактное ДТП, то любой из участников не должен покидать место происшествия, иначе будет сложно проводить расследования. Причем неважно нанесен или не нанесен вред имуществу, имеются повреждения или нет, наличие пострадавших. Остановка неминуема, и дождаться дежурного необходимо. Если водитель скроется с места возникновения нештатной ситуации, то он рискует, что его запишут на камеру и обязательно выследят. За эти деяния предусмотрен штраф.
Без адвоката вряд ли все получиться, важно доказать, что действия не были совершены умышленно. На судебном заседании не рассматриваются подобные обстоятельства, и судьи негативно относятся к данным делам.
Необходимые документы
Независимо от того, было оформлено электронное ОСАГО или стандартное, пакет документов для страховой компании будет одинаковым.
Необходимо подготовить такие бумаги:
- заявление о получении страхового возмещения;
- извещение о ДТП;
- документ, выданный ГИБДД и подтверждающий наличие бесконтактного ДТП;
- копии постановления об административном правонарушении виновного лица;
- копии паспорта, полиса страхования, водительского удостоверения, техосмотра и техпаспорта автомобиля;
- расходные документы, возникшие в результате ДТП;
- реквизиты для перечисления выплаты.
Помимо документов, важно сохранить автомобиль в том виде, в котором он был после аварии. Непредставление транспортного средства для оценки нанесенного ущерба грозит отказом в страховой выплате.
В последнее время все шире стало применяться прямое урегулирование убытков при ДТП. Однако бесконтактные аварии, хотя и являются страховым случаем, не компенсируются в таком порядке.
Прямое возмещение убытков (ПВУ) возможно только при непосредственном контакте двух автомобилей.
При бесконтактном ДТП придется обращаться не в свою страховую компанию, а в фирму виновника.
В таких столкновениях, как правило, принимает участие минимум три автомобиля. Это значит, что данный метод урегулирования ситуации неприменим. Такой порядок закреплен РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) и решениями Верховного Суда.
Если же страховщик виновника отказывает принимать документы, мотивируя, что нужно действовать по схеме прямого урегулирования ущерба и направляет в свою страховую, не стоит обращать на это внимание.
В случае отказа стоит составить досудебную претензию и направить ее в компанию.
Как правило, до суда дело не доходит.
Несколько примеров:
- Машина едет спокойно, уверенно перемещаясь по трассе. Навстречу выдвигается другой авто, он резко выворачивает, при этом габариты не включаются. Машина на заднем ходу притормаживает либо выезжает на встречную полосу. Это вынужденная мера. Такое событие влечет за собой аварию, и сталкиваются несколько машин. Виновник остается в стороне и его техника не страдает от таких деяний. Чтобы точно определить, кто виноват, необходимо расследовать последствия произошедшего и расспросить очевидцев и пострадавших.
- По дороге продвигается нагруженная фура. Груз зафиксирован, но крепление ослабло, товар падает на дорожное полотно и мешает проезду другой техники. Легковой автомобиль резко притормаживает перед выпавшим грузом, а в него вписывается другой транспорт. В результате пострадавших двое — это два последние авто. Виноват водитель фуры, так как он не закрепил перевозимый груз, что создало нештатную ситуацию.
- На основании судебных разбирательств установлено, что водитель КАМАЗа по дороге зацепил ветку от дерева. Последняя упала на легковой автомобиль. Машина была повреждена, хотя контакта между техническим средствами не произошло.
Выплачивать страховку страховая компания может при наличии нескольких моментов
Важно, чтобы были получены денежные средства на выполнение ремонтных работ
Представленные документы при этом тщательно рассматриваются, уделяется особое внимание их оформлению и изучению создавшейся ситуации. Если любитель авто действительно определен виновником, то в покрытии полиса ему будет отказано
Таковы действия правил.
Рекомендуется изначально выполнить расчета по расходам на судебные иски и соизмерить их с ущербом, только тогда можно правильно оценить сложившуюся ситуацию.
При возникновении нештатной ситуации учитываются некоторые особенности дела:
- Автомобиль, ставший причиной возникновения аварии, но при этом сам не пострадал.
- Место аварийной ситуации было сокрыто виновной стороной. Необходимы свидетельские показания, что возникшие проблемы могли быть только лишь по этим причинам. Наличие фотографий или видеосъемок будут, кстати, и учтутся в период проведения расследования.
- При подготовке протокола необходимо указывать достоверную информацию и подобно описывать случившееся. Если допущено какое- либо отклонение, то доказать факт виновности будет сложно.
- Использование знаний правовых и нормативных актов.
- Если произошло бесконтактное ДТП, то его относят к страховым случаям, и полагается выплата компенсации на восстановление работоспособности авто.
Возмещение убытков непосредственно на месте возникновения нештатной ситуации не представляется возможным, так как выплаты производит страховая компания.
Чтобы выплаты компенсации были, то необходимо иметь твердую почву знаний нормативной базы и неопровержимые доказательства невиновности или установления вины другой стороны.
Получение страховых выплат
Чтобы получить все положенные выплаты по страховке следует учитывать все нюансы. В этом случае грамотное составление документов, сбор достоверной информации. Следует понимать, что при сложившихся обстоятельствах может получиться и так, что компания откажется выплачивать деньги.
Не исключено, что водитель сам врезался и поэтому возмещение ущерба исключено.
Доказательства причинно- следственной связи с маневрированием второго водителя и последствиями должны быть определены вторым водителем.
На основании практических расследований, возмещать ущерб предполагается далеко не во всех случаях.
От грамотно подготовленных документов будет зависеть возмещение страховки. При наличии в протоколе одновременно пострадавшего и виновника, то выплату можно получить сразу. Если отмечено, что при ДТП были убытки, то от компании можно получить компенсацию, а не от страховщика виновника ДТП. Выплачиваются денежные средства быстро.
Если при аварии участвовали два ТС выплаты возможны. Если авария бесконтактная, то третий субъект принимает участие и выплачивать деньги не предполагается.
Согласно практике страховая компания может требовать возмещений с суде. Для того доказать факт правоты, необходимо предоставить доказательства в виде фото или видеосъемок, а также иные показания.
Бесконтактное ДТП и его оформление
В связи с тем, что в настоящее время автомобилей на дорогах нашей страны становится с каждым днём всё больше и больше, и практически каждый гражданин в состоянии позволить себе его купить, соответственно и ДТП становится прямо пропорционально больше и список их разновидностей постоянно увеличивается.
В данной статье мы рассмотрим ситуацию с бесконтактным ДТП. Чтобы нам было намного проще понимать, о чём же собственного говоря пойдёт речь, необходимо понять, что же такое это бесконтактное ДТП.
Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, произошедшее в связи с нарушением правил ПДД одним участником дорожного движения, из-за нарушения которого другой участник причиняет вред третьему лицу, но физического контакта между участниками не было.
Звучит довольно сложновато, поэтому для разъяснения прибегнем к помощи наглядного примера бесконтактного ДТП в форме школьной задачки.
Итак, условия задачи:
Дано:
- Водитель № 1;
- Водитель № 2;
- Постороннее, ни в чем неповинное лицо.
Кто виноват в бесконтактном ДТП?
В бесконтактной категории дорожно-транспортных происшествий доказать вину водителя, поведение которого на проезжей части привело к возникновению аварийной ситуации, довольно непросто. Зачастую виновник остается безнаказанным, если не нашлись свидетели произошедшего и отсутствовал видеорегистратор (или иные средства видео фиксации, например, внешняя камера на торговом центре).
Однако вина по всем нормам должна ложиться на гражданина, который создал на проезжей части помеху движению других транспортных средств, если:
- Водитель второго ТС не превышал нормативную скорость движения на определенном участке дороги (измеряется по тормозному пути).
- Если он мог избежать аварии путем снижения скорости.
- Если он мог избежать аварии путем торможения.
При этом стоит обратить внимание, что в тех ситуациях, где совершенный определенный маневр оправдывает нанесение меньших повреждений или их избежание, следует отдавать преимущество именно такому маневру, а не торможению. Хотя, при непосредственном столкновении с транспортом виновного, доказать его неправоту будет гораздо легче.
Часто возникает вопрос, кто же должен возмещать ущерб полученных повреждений? – Страховая компания. Однако, здесь есть некие подводные камни.
Большинство граждан, ставших участниками бесконтактного ДТП обращаются за выплатой к своему страховщику и получают отказ. Проблема в том, что потерпевшие, при таком обращении, руководствуются положением статьи 1079 (п.3) Гражданского кодекса России, который раскрывает взаимодействие источников повышенной опасности не только в аспекте столкновения.
Составление Европротокола
Правильная официальная документальная фиксация аварии – это залог будущего возмещения ущерба страховщиком. Поэтому следует уточнить, что в большинстве случаев оформить бесконтактный вид ДТП в упрощенном порядке (без вызова сотрудников ГИБДД) не предоставляется возможным.
ВАЖНО
Европротокол составляется в строго определенных случаях, обязательные пункты которых перечислены законодателем и часто отсутствуют в авариях без контакта транспортных средств виновного и понесшего убытки.
При рассматриваемом виде дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев, отсутствуют следующие обязательные требования, закрепленные Законом «Об ОСАГО» в статье 11.1 и предоставляющие возможность водителям автомобилей-участников самостоятельно запротоколировать аварию с дальнейшей возможностью обращения за страховыми выплатами:
- участие в происшествии не более, чем двух ТС;
- повреждения должны быть получены исключительно двумя автомобилями, участвовавшими в столкновении.
Также следует отметить, что для европротокола установлены ограничения в стоимости возмещения ущерба – не более 100 тыс. российских рублей (не более 400 тыс. рублей при взаимном признании вины в ДТП одного из участников аварии и использовании приложения «ДТП.Европротокол»).
Сбор доказательной базы и сведений о бесконтактном происшествии
Еще одна сложность бесконтактных ДТП заключается в фиксации. Виновник такого происшествия может намеренно скрыться с места ДТП. Однако чаще всего он его покидает непреднамеренно, т.к. не успевает заметить последствий своего агрессивного стиля вождения. Но это не снимает с виновника ответственность за невыполнение действий при ДТП, предписанных ПДД. В этом случае участнику происшествия может грозить лишение прав на срок до полугода.
Пострадавшему водителю потребуется получить максимальную информацию о происшествии. Это поможет получить компенсацию за бесконтактное ДТП по ОСАГО, а также доказать свою невиновность, если в результате бесконтактного происшествия произошло столкновение с иным транспортом.
В качестве источника информации о ДТП могут служить:
- Видеосъемка происшествия. Большинство автомобилей сегодня оснащены видеорегистраторами, которые постоянно фиксируют происходящее на дороге. Если на нем нет детального отображения происшествия, запись можно получить от регистраторов других машин или стационарных камер, если они установлены.
- Показания очевидцев. Следует обратить внимание на свидетелей, которые видели бесконтактное ДТП и его последствия. Показания очевидцев также имеют законную силу и могут служить основанием для признания вины наравне с записью видеорегистратора.
Сбором всей информации может заниматься непосредственно сам пострадавший, не дожидаясь экипажа ДПС. Однако только сотрудники патрульной службы могут фиксировать те или иные доказательства. Для правовой фиксации бесконтактного ДТП не требуется европротокол, достаточно заполнения бланка упрощенной формы.
Бесконтактное ДТП. Судебная практика
При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.
Например, водитель «Волги» выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль «Лада». Водитель «Лады», не может применить маневр «торможение», поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения. Водитель «Лады» с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.
В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель «Волги», поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя «Волги», выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.