Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 358 НК РФ. Объект налогообложения (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.
Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).
Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).
В каких случаях платить налог не нужно?
Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:
- легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
- машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
- водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
- средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
- самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
- транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
- иные случаи.
Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).
Комментарий к ст. 358 НК РФ
Комментируемая статья НК РФ посвящена установлению объектов налогообложения транспортным налогом, а также установлению перечня объектов, которые не являются таковыми.
Так, в пункте 1 статьи 358 НК РФ законодатель путем перечисления устанавливает объекты налогообложения данным налогом, к которым относит: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Судебная практика.
В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N А43-24903/2015 дано важное разъяснение относительно пункта 1 статьи 358 НК РФ. Суд указывает, что используемое в указанной норме законодателем слово «буксируемых» не несет самостоятельной смысловой нагрузки, заключенное в скобки, оно усиливает значение слова «несамоходные» и подразумевает только то, что транспортное средство не может самостоятельно передвигаться, а не указывает на способ его эксплуатации.
Порядок регистрации транспортных средств регулируется рядом нормативных актов. Так, например, порядок регистрации судов установлен главой III КТМ РФ, воздушных судов — положениями ВК РФ.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-06-04/79135 из буквального анализа пункта 1 комментируемой статьи делается вывод, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.
(Аналогичный вывод выражен и в письмах Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-06-04/78983; от 27.05.2016 N 03-05-03-04/30588.)
Актуальная проблема.
Как показывает анализ судебной практики, возникает множество споров относительного того, является ли конкретный объект объектом налогообложения транспортного налога.
Пример.
Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.09.2016 N Ф02-4659/2016 рассмотрен вопрос о признании в качестве такового самоходных машин экскаваторов.
Суд указал, что согласно паспортам самоходных машин экскаваторы являются самоходными машинами на шагающем ходу, представляют собой электрические, полноповоротные землеройные машины на шагающем шагу, оснащенные драглайном.
Передвижение экскаватора осуществляется механизмом шагания, который приводится в действие от отдельного электродвигателя через редуктор и открытые зубчатые передачи. Зубчатые передачи посажены на ходовые валы, на концы которых насажены эксцентрики. Эксцентрики совместно с ногами и рычагами составляют кривошипно-рычажный механизм шагания экскаватора, который осуществляет совместно с лыжами и базой цикл шагания. Цикл шагания экскаватора состоит из подъема экскаватора, перемещения его и опускания на землю.
Факт регистрации экскаваторов на шагающем ходу свидетельствует лишь о допуске их в эксплуатацию. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные экскаваторы не обладают пневматическим или гусеничным ходом, используют иной способ передвижения, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ не относятся к объектам налогообложения транспортным налогом.
Пункт 2 статьи 358 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень объектов, которые не являются объектами налогообложения транспортного налога.
В качестве первого такого объекта законодатель называет весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 25.07.2016 N БС-4-11/13408@ рассмотрен вопрос о транспортном налоге в отношении моторных лодок с мощностью двигателя менее 10,9 л. с. Так, официальный орган указывает, что согласно Федеральному закону от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» были внесены следующие изменения в КТМ РФ: «Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,9 л. с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха». Данная норма вступила в силу с 24.05.2012.
Суда с мощностью двигателя до 8 кВт (10,9 л. с.), которые были зарегистрированы до вступления в силу Закона N 36-ФЗ, могут быть сняты с государственной регистрации только на основании заявления владельца согласно пункту 3 статьи 16 КВВТ РФ.
В связи с вышеизложенным исчисление транспортного налога осуществляется только по зарегистрированным водным транспортным средствам, за исключением судов, имеющих мощность двигателя до 5 л. с., которые согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектами налогообложения.
Подпункт 2 пункта 2 комментируемой статьи «выводит» из налогообложения транспортным налогом два объекта.
Во-первых, легковые автомобили, которые специально оборудованы для использования инвалидами.
Во-вторых, легковые автомобили, с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 25.08.2016 N БС-17-11/122@ дано важное толкование положений подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ.
Налоговая база, налоговый период, налоговые ставки
Порядок определения налоговой базы в данном случае регулируется ст. 359 НК РФ и зависит от вида транспортного средства.
Налоговая база определяется в отношении:
-
транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
-
водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых назначается валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
-
в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
-
прочих транспортных средств – как единица транспортного средства.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ). При установлении налога законодательные органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Налоговые ставки транспортного налога представляют собой фиксированную денежную сумму в расчете на соответствующую единицу измерения налоговой базы, т. е. на каждую лошадиную силу, килограмм силы тяги, регистровую тонну валовой вместимости, единицу транспортного средства.
Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.
Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:
- движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
- зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
- пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
- цeнныe бyмaги;
- пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.
Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.
Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем
Если ТС было поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году (12).
Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. 362 НК РФ. Месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если автомобиль снят с регистрации после 15-го числа.
К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
До 2020 года регионы сами устанавливали срок уплаты транспортного налога для предприятий и организаций, но не ранее 1 февраля следующего за отчетным периодом года. В 2021 году ситуация поменяется – юридические лица по всей стране будут платить за транспорт до 1 марта следующего года.
На индивидуальных предпринимателей это закон распространяться не будет, для этой категории все останется по-прежнему – оплатить ТН нужно до 1 декабря, как и физическим лицам, на основании уведомления, пришедшего по почте.
Что касается предприятий, осуществляющих авансовые платежи по транспортному налогу, федеральный центр и здесь решил все упорядочить – теперь по общим для всей страны правилам авансовый платеж будет вноситься до конца месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая служба не осталась в стороне от событий, связанных с карантинными ограничениями во время пандемии коронавируса. Наиболее пострадавшим в этот период предприятиям и субъектам малого бизнеса, внесенным в реестр не позднее 2018 года, налог на транспорт за второй квартал 2020 года платить вообще не придется, а более молодым компаниям в пострадавших отраслях экономики дана отсрочка на авансовый платеж за первый квартал до конца октября 2020 года.
Налоги, в том числе и транспортный, нужно платить обязательно. Это обязанность всех граждан и организаций страны. Текущую информацию об изменениях в законодательстве можно всегда посмотреть на официальном сайте налоговой службы. Там же находятся сведения о региональных ставках, на основании которых можно сделать окончательный расчет транспортного налога.
Оплата транспортного налога.
Просрочка или неуплата транспортного налога: какие последствия?
Если вовремя не оплатить транспортный налог до 1 декабря, за каждый день просрочки ФНС будет начислять пеню. В течение 3 месяцев после начала просрочки автовладельцу должно быть направлено требование о погашении задолженности. На закрытие долга дается 8 дней с момента получения уведомления.
При игнорировании требований вся накопленная сумма долга и штраф будут взыскивать через суд в принудительном порядке: средства будут списаны с банковской карты собственника автомобиля, а если на счету будет недостаточно денег для погашения долга – он будет заблокирован. Во втором случае приставы имеют право описать имущество должника, а также передать информацию о долгах в таможенные органы для препятствия выезда за границу.
Кому платить налог не нужно?
Вот за что транспортный налог не приходит:
- Автомобилей, принадлежащих людям с инвалидностью.
- Транспорта, который был получен от органов социальной защиты. При этом мощность мотора ТС должна быть до 100 л.с.
- Лодок без мотора и моторных, если двигатель имеет мощность менее 5 л.с.
- Транспорта, используемого спецслужбами РФ – полицией, скорой помощью и т.д.
- Тракторов, комбайнов и другого транспорта, применяемого в аграрном секторе.
- Машин в угоне, которые официально находятся в розыске.
- Владельцев транспортных средств массой больше 12 тонн. Если сумма возмещения за нанесения вреда дорогам больше или равна установленной налоговой выплате за данный период.
Когда транспортный налог платить не нужно
Согласно п.2 ст.358 НК РФ, не облагаются транспортным налогом:
- Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
- Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
- Промысловые морские и речные суда.
- Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
- Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
- Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
При этом, к сельскохозяйственным производителям относятся, в том числе и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Порядок расчета транспортного налога
Сумма транспортного налога, которую нужно будет заплатить в бюджет, зависит:
- От того, сколько месяцев в году транспортное средство принадлежало налогоплательщику по данным ГИБДД.
Например, если автомобиль был приобретен (или продан) в середине года, то и сумма транспортного налога будет меньше, чем за целый год.
Согласно п.3 ст.362 НК РФ, в случае регистрации, снятия транспортного средства с регистрации* в течение календарного года, исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента, определяемого как:
- отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году.
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
*Снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.
- От налоговой базы (для автомашин – от мощности двигателя в лошадиных силах).
Согласно положениям ст.359 НК РФ, налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству следующим образом:
- В отношении транспортных средств, имеющих двигатели* — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
*За исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
- В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
- В отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше — как единица транспортного средства.
- От налоговой ставки.
Согласно ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от:
- мощности двигателя,
- тяги реактивного двигателя, или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя,
- один килограмм силы тяги реактивного двигателя,
- одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Статья 361. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74
кВт) включительно 2
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно 4
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) включительно 6,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5
Другие самоходные транспортные средства, машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой
лошадиной силы) 2,5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные
средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью
двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых
определяется валовая вместимость (с каждой регистровой
тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие
двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого
килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не
имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Прямые и косвенные налоги
К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.
В зависимости от места формирования источника выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.