Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила регистрации маломерных судов 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Регламентация процесса регистрации. Новая
Правила регистрации маломерного судна постоянно подвергаются пересмотру, зачастую приобретают новый облик или даже разные прочтения. Все нюансы отражены в этой части статьи.
Проще всего понять и оценить весь масштаб изменений в регламенте возможно только на конкретном примере. Представим, что некоторое плавстредство имеет определенную массу снаряжения, которая составляет 110 кг. Раньше, до внесения изменений в правила, к такому судну возможно было прикреплять двигатель с мощностью равно 9,9 лошадиных сил, что позволяло даже не ставить на учет и не проходить регистрации плавательного средства в определенных органах. В подобном случае вес лодки совместно с мотором исчислялся 200 килограммами.
Новый регламент заставляет владельцев водных транспортных средств учитывать такой вес мотора, максимальная мощность которого позволена непосредственным производителем плавсредства. Допустим, изготовители лодки указали в паспорте изделия, что максимальная мощность любого двигателя, возможного к применению, может быть равна 50 лошадиным силам. Подобный мотор на сегодняшнем рынке имеет вес приблизительно сто килограммов.
Таким образом, выходит, что суммарный вес транспорта и двигателя, несомненно, будет значительно превышать указанную в Федеральном законе норму в 200 килограмм. Теперь другого выхода, кроме регистрации плавательного средства в органах, производящих контроль, нет.
Федеральный закон о маломерных судах
Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:
- маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
- прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
- спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.
Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов, постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства, например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.
Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.
Правила водного движения маломерных судов 2021
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.
Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.
Лодки которые нужно регистрировать
ГИМС – Государственная Инспекция по маломерным судам МЧС России
Лодки, которые нужно регистрировать в ГИМС:
- используемые для передвижения в закрытых для обычного пользования районах или возле государственных границ;
- длиной от 20 метров и больше;
- с разрешенным количеством пассажиров от 13 и больше;
- с массой, тяжелее 200 килограмм;
- с силовой установкой, заявленной максимальной мощностью больше 8 кВт или 9.9 лошадиных сил;
- с силовым агрегатом, мощностью до 10 лошадиных сил, но разрешенной установкой моторов выше 9,9 л/с.
Как водномоторникам жить дальше
Существует мнение, что повышение штрафов — мера недостаточно действенная. Однако следует вспомнить, что аналогичные высказывания были и в среде автомобилистов, когда велась борьба с выездом на встречную полосу и непристегнутыми ремнями. Даже невооруженным глазом можно заметить, что водители в основной массе стали соблюдать ПДД и ездить аккуратнее.
Возможно, что часть судовладельцев предпочтет пересесть на нерегистрируемые комплекты, чтобы уменьшить финансовое бремя. А некоторые откажутся от гидроциклов и мощных катеров на российских акваториях и воспользуются чартером за рубежом либо услугами пунктов проката.
К окончанию летнего сезона 2022 года уже станет ясно, насколько подтвердятся опасения водномоторников. Оставайтесь с Калипсо, наслаждайтесь приключениями и будьте в курсе новостей, касающихся любителей активного отдыха на воде!
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.
Со Скольки Лошадок Лодочного Мотора Нужны Права В 2021 Году
Первая категория — это лодки с мотором. Если у водного транспортного средства есть моторный двигатель, гражданин обязан получить удостоверение для того, чтобы он мог осуществлять управление «машиной». Пока прав нет, выход в водное пространство запрещен. Владеть такой лодкой можно, управлять — нет.
Далее — это маломерные судна. Причем любые. Моторные лодки — далеко не единственный транспорт, требующий от владельца наличие прав судоводителя. Даже катера требуют этого документа.
Не каждый желающий сможет получить права на управление лодочными средствами. Это связано с тем, что пройти обучение можно лишь в больших городах России.
Всегда можно обратиться в частную школу и пройти обучение там, ведь их сертификаты действительны для ГИМС. На учебу уйдет 1,5-3 месяца. Это зависит от того, какое плавательное средство вы купили или планируете покупать.
С какой мощности лодочного двигателя нужны права
- Маломерное судно с мотором мощностью более 5 лошадиных сил подлежит обязательной регистрации, а судовладелец должен пройти аттестацию на право судовождения.
- С 1 июля 2022 владельцы прокатов маломерных судов должны будут декламировать выполнение требований к состоянию своего парка.
- Владельцы прокатов должны проходить как минимум раз в 5 лет техосмотр маломерок. Можно чаще. Осмотр производит МЧС России и этот осмотр является официальной государственной услугой.
- При движении судов до 4 метров, ИСС* в обязательном порядке должны быть у каждого лица, находящегося на борту.
- При прохождении шлюза, при движении по воде, при движении в акватории порта и нахождении на открытой палубе все пассажиры должны быть в ИСС.
- Дети до 12 лет, находясь в движении и на открытой палубе, должны быть постоянно в спасательном жилете.
- Дошкольники на открытой палубе должны быть всегда в спасике и только в сопровождении взрослых.
- Рыбаки должны быть в спасательном жилете постоянно.
Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.
Как подать заявление о регистрации судна
- Можно в письменном виде в отделении ГИМС.
- Можно электронно через портал Госуслуг.
Портала «Госуслуг» бояться не стоит. Это, пожалуй, лучшее, что дало Государство гражданам. Если еще не пользовались, то срочно регистрируйтесь — полное счастье не гарантировано, но время и нервы сбережете.
Источник — Приказ N 355
4. Заявление о государственной регистрации может быть подано в письменном виде по месту нахождения подразделения ГИМС МЧС России, а также в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
- Более того, если вы подаете электронное заявление, то шансы получить отказ минимальны — главное следовать информации, которая опубликована на официальных сайтах МЧС России и на Едином портале, даже если она ошибочная!
- И госпошлину вам не придется платить до подачи заявления, как в случае с бумажным вариантом.
Судовой билет — это документ, подтверждающий право собственности владеть судном. Данный документ должен содержать в себе необходимые сведения о владельце судна, основные параметры и характеристики судна, а также данные, подтверждающие прохождение техосмотра. Этот документ имеет степень учета и номер. Выдается данный судовой билет, исключительно пройдя государственную регистрацию судна. РЕКОМЕНДУЮ ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО, ПОДРОБНАЯ И ПОНЯТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!
Судовой билет дает право владельцу судна плавать под государственным флагом РФ. Он должен находиться у владельца судна, а его ксерокопия на борту судна. В случае, если судно, которое требует государственной регистрации находится в долевых собственностях, то судовой билет вдается каждому из долесодержателей. В таких билетах помимо необходимых сведений вносятся записи о других собственниках доли и их размеров собственности.
Порядок регистрации в ГИМС 2021
Правила регистрации были изменены согласно приказам МЧС №339 и №340. Теперь процедура проводится по месту жительства владельца лодки (ранее это можно было сделать и по месту нахождения судна).
Регистрация начинается с момента обращения судовладельца (сделать это можно как лично, так и через Госуслуги). Запрос фиксируется в книге учета. После этого заявителю сообщают номер его запроса и дают информацию о дальнейших действиях.
Для принятия решения о регистрации, гражданин должен представить все необходимые документы. Госпошлина оплачивается до передачи бумаг (ее размер составляет 200 рублей), поэтому потребуется еще и квитанция об ее оплате.
По завершении процедуры, заявителю сообщается об успешной регистрации, либо об отказе. В первом случае лодке присваивается номер, а ее собственнику выдается судовой билет. Срок осуществления услуги составляет не более 3 дней. Если заявитель не явится в течение 30 дней со дня подачи запроса, процедура автоматически приостанавливается.
С какой мощности лодочного двигателя нужны права
Как известно, с 2012 года маломерные суда с подвесными двигателями менее 8 квт (10 л.с), не подлежат регистрации.
Согласно требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ (или КТМ) и положениям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 кг. включительно, с мощностью двигателей (если они установлены) до 8 кВт включительно (это изложено в пункте 1.1 статьи 16 КВВТ и пункте 1.1. статьи 33 КТМ ).
При этом, рекомендовано при определении массы маломерного судна руководствоваться положениями ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные».
А по данному стандарту, масса укомплектованного судна рассчитывается совместно с массой наиболее тяжелого мотора (или моторов), которые рекомендованы производителем (причем независимо от того, что судоводитель может не устанавливать мотор совсем, или к примеру, поставить мотор меньшей массы), вместе с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
Для начала, изучим законодательство.
С 25 мая 2012 года вступил в силу ФЗ-36 от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
В этом законе уточнено понятие маломерного судна:
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Также в законе указано, что регистрации не подлежат суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.
А уже в Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Что говорит нам о том, что не подлежащее регистрации маломерное судно, не только не должно регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.
Есть один очень важный момент, который нужно учитывать при расчете веса своего комплекта мотор+лодка. А именно то, что ГИМС считает не фактический вес лодки с фактически установленным мотором, а так называемую укомплектованную массу лодки.
А это уже, что называется, две большие разницы! Согласно ГОСТам, на которые ссылаются судьи в судебных решениях по данному вопросу (а такие решения уже есть), укомплектованная масса рассчитывается как масса самого тяжелого мотора для этой лодки, рекомендуемого производителем.
Вот выдержка из одного из таких судебных решений:
Согласно раздела 6.1 ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные»:
Масса судна транспортировочная должна включать в себя все стационарное и съемное
оборудование, поставляемое производителем вместе с судном, за исключением
крепежных и защитных материалов, предназначенных для транспортировки судна.
Согласно пункта 6.3.1.4.2 ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Подвесные моторы»:
Масса судна должна задаваться вместе с массой подвесного мотора (моторов), как описано ниже:
— масса наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем,
вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и
сопутствующее оборудование;
— масса установленной стационарной топливной системы;
— масса систем управления двигателем и рулевой системы.
Кроме того, существует еще и ПИСЬМО МЧС РФ N 29/1-3-153 от 04.02.2015 г. , с разъяснениями о том, как для подразделениям ГИМС МЧС следует считать массу маломерного судна. Точно также, как описано выше.
Как мы уже писали, судебная практика такова, что суды встают на сторону ГИМС в определении веса лодки.
К какому выводу мы приходим? К довольно печальному — нужно считать массу лодки не с фактически установленным на лодку мотором, а с максимально возможным!
Возьмем широко распространенную лодку «Казанка-М». Вес лодки по паспорту составляет 145 кг. При моторе с мощностью 9,9 л.с. (который может весить 30-50 кг), общий вес не превысит допустимые двести килограмм. По старым правилам такая лодка не требует государственной регистрации, по новым правилам есть нюансы. Производителем Казанки разрешена установка мотора мощностью до 25 л.с. А при таком моторе, вес лодки вместе с двигателем (даже если взять самый легкий мотор в 25 лс.) однозначно превысит 200 кг. Лодку придется регистрировать в любом случае.
Нужны ли права на мотор до 10 л.с. и нужно ли регистрировать лодку ПВХ?
Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.
До 2016 года все лодки с моторами по умолчанию считались маломерными судами. Следовательно, такое приобретение обязательно нужно было зарегистрировать в местном отделении ГИМС.
На учет необходимо было ставить любые лодки с мотором и/или грузоподъемностью более 220 кг. Если ваше водное средство попадало под данные условия, вы должны были и зарегистрировать его, и получать права на управление лодкой.
Когда нужны права на лодку с мотором? До 2016 года — если на вашем судне стоял двигатель мощнее 5 л.с.
Все вышеперечисленное вело за собой довольно негативные последствия:
- Нескончаемые очереди в ГИМС на регистрацию лодок.
- Длительно оформление документов.
- Оплата государственной пошлины за регистрацию даже маломощного средства.
- Уплата налогов на транспортные средства стандартно в конце года.
- Обучение управлению маломерным судном, сдача соответствующих экзаменов.
- Прохождение медицинской комиссии для получения прав.
- Оплата соответствующих пошлин (для получения прав).